Вопросы вокруг запроса

«Что-то там про­ис­хо­дит навер­ху», — ска­зал нам пра­во­за­щит­ник Евге­ний Жовтис в ответ на прось­бу про­ком­мен­ти­ро­вать запрос пре­зи­ден­та Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва в Кон­сти­ту­ци­он­ный совет РК. По его мне­нию, речь идет о про­цес­сах в рам­ках тран­зи­та власти, к кото­ро­му дав­но все гото­вят­ся в Казах­стане.  

Сооб­ще­ние о том, что пре­зи­дент Казах­ста­на отпра­вил запрос в Кон­сти­ту­ци­он­ный совет об офи­ци­аль­ном тол­ко­ва­нии пунк­та 3 ста­тьи 42 Кон­сти­ту­ции РК, вызва­ло нема­лый ажи­о­таж в обще­стве, мол, Назар­ба­ев заду­мал­ся о том, как ему уйти с поста президента.

Мы в мате­ри­а­ле Зачем Назар­ба­ев обра­тил­ся в КС выска­за­ли пред­по­ло­же­ние, что этот запрос свя­зан, ско­рее, с про­ти­во­ре­чи­ем в зако­но­да­тель­стве, так как пре­зи­дент­ские пол­но­мо­чия Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва в пери­од меж­ду 28 апре­ля 2020 года и декабрем 2020 года ока­зы­ва­ют­ся под вопросом.

Но есть и дру­гие мнения.

Напри­мер, извест­ный казах­стан­ский пра­во­за­щит­ник и юрист Евге­ний Жовтис, при­зна­вая, что про­ти­во­ре­чие в зако­но­да­тель­стве име­ет­ся, тем не менее счи­та­ет, что любые про­це­дур­ные вопро­сы, свя­зан­ные с ухо­дом пре­зи­ден­та, вто­рич­ны. Важ­нее най­ти ответ на вопрос, поче­му имен­но сей­час Назар­ба­ев отпра­вил такой запрос в Кон­сти­ту­ци­он­ный совет, при­чем пуб­лич­но, пре­крас­но пони­мая, что это собы­тие вызо­вет ажи­о­таж и внут­ри стра­ны, и, отча­сти, за ее пределами. 

При­во­дим ниже мне­ние Евге­ния Жовти­са целиком:

«Вче­ра Назар­ба­ев про­ком­мен­ти­ро­вал свой вопрос, и из его слов сле­ду­ет, что про­бле­ма, из-за кото­рой он обра­тил­ся в Кон­сти­ту­ци­он­ный совет, состо­ит в том, явля­ет­ся ли пере­чень осно­ва­ний пре­кра­ще­ния пол­но­мо­чий пре­зи­ден­та, изло­жен­ный в Кон­сти­ту­ции, исчер­пы­ва­ю­щим, посколь­ку она не содер­жит таких осно­ва­ний как, напри­мер, его доб­ро­воль­ная отставка.

Кон­сти­ту­ция Казах­ста­на и Кон­сти­ту­ци­он­ный закон «О Пре­зи­ден­те Рес­пуб­ли­ки Казах­стан» содер­жат толь­ко два осно­ва­ния – досроч­ное осво­бож­де­ние от долж­но­сти в силу болез­ни, либо отре­ше­ние от долж­но­сти по очень жест­ким осно­ва­ни­ям – пере­ход на сто­ро­ну вра­га во вре­мя вой­ны или ока­за­ние помо­щи дру­го­му госу­дар­ству во враж­деб­ной дея­тель­но­сти в отно­ше­нии нашей стра­ны. Поэто­му я не думаю, что в дан­ном слу­чае речь о каких-то про­це­дур­ных момен­тах, свя­зан­ных со сро­ком пре­зи­дент­ских пол­но­мо­чий. Назар­ба­ев ска­зал, что это рутин­ный вопрос, пото­му что ему непо­нят­но, есть ли у пре­зи­ден­та по Кон­сти­ту­ции пра­во подать в отстав­ку, и как это все регу­ли­ру­ет­ся с точ­ки зре­ния кон­сти­ту­ци­он­ных норм.

Дру­гой вопрос, кото­рый для меня зна­чи­тель­но более важен: поче­му сей­час воз­ник этот запрос и поче­му пуб­лич­но. Оче­вид­но, что эта новость в усло­ви­ях гря­ду­ще­го тран­зи­та вла­сти непре­мен­но долж­на вызвать ажи­о­таж внут­ри эли­ты и в обще­стве, пото­му что этот запрос Назар­ба­е­ва вос­при­ни­ма­ет­ся как намек, мол, уже вот-вот, уже где-то на гори­зон­те тран­зит, и его сце­на­рии рас­смат­ри­ва­ют­ся с точ­ки зре­ния их кон­сти­ту­ци­он­но­го оформления.

Впро­чем, с ощу­ще­ни­ем ожи­да­ния «чего-то тако­го» мы живем уже доволь­но дол­го. Гос­ап­па­рат регу­ляр­но про­во­дит рефор­мы, направ­лен­ные так или ина­че на под­го­тов­ку систе­мы к смене ее лиде­ра (очень мно­гие экс­пер­ты имен­но так рас­це­ни­ва­ют и пере­рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий меж­ду вет­вя­ми вла­сти и уси­ле­ние Сове­та без­опас­но­сти Казах­ста­на). А потом пре­зи­дент гово­рит, мол, не бес­по­кой­тесь, все нор­маль­но, никто не соби­ра­ет­ся ника­ких досроч­ных выбо­ров про­во­дить, буду сидеть до кон­ца сро­ка, а может быть и на сле­ду­ю­щих выбо­рах буду бал­ло­ти­ро­вать­ся. Но нын­че, я пола­гаю, в силу всту­па­ют фак­то­ры воз­рас­та и здо­ро­вья президента.

Поэто­му, каса­ет­ся ли запрос сро­ков пре­зи­дент­ских пол­но­мо­чий или кто, кого, когда сме­нит, или он каса­ет­ся того, содер­жит ли Кон­сти­ту­ция допол­ни­тель­ные осно­ва­ния для пре­кра­ще­ния пол­но­мо­чий пре­зи­ден­та, – это все вто­рич­но. А пер­вич­но то, что этот вопрос ста­вит­ся сей­час и ста­вит­ся в таком кон­тек­сте, что вро­де как что-то на гори­зон­те све­тит. При­чем этот сиг­нал ведь направ­лен не толь­ко внутрь стра­ны, но и за ее рубе­жи для внеш­не­го потребления.

Как бы мы не интер­пре­ти­ро­ва­ли сам запрос, оче­вид­но, что что-то навер­ху про­ис­хо­дит. А нашим граж­да­нам, посколь­ку поли­ти­ка у нас мак­си­маль­но закры­та и кулу­ар­на, при­хо­дит­ся толь­ко дога­ды­вать­ся о том, что имен­но. Вот и я могу лишь кон­ста­ти­ро­вать, что какие-то про­цес­сы в Акор­де идут, что не про­сто так пре­зи­дент Назар­ба­ев занял­ся совер­шен­ство­ва­ни­ем кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­но­да­тель­ства, каса­ю­ще­го­ся его лич­но. Про­сто так такие запро­сы не отправ­ля­ют­ся, да еще пуб­лич­но. У этих дей­ствий есть вполне опре­де­лен­ные цели.

Какие? Напри­мер, под­ки­нуть обще­ству тему для обсуж­де­ния, либо, дей­стви­тель­но, гото­вят­ся некие шаги в рам­ках тран­зи­та вла­сти, либо что иное. Опять же, посколь­ку поли­ти­ка в Казах­стане непуб­лич­ная, нет оппо­зи­ции и пар­ла­мен­та, где бы эти вопро­сы мож­но было задать и полу­чить ответ, нет пуб­лич­ных деба­тов на теле­ви­де­нии, где бы эту тему экс­пер­ты рас­смот­ре­ли со всех сто­рон, то мы вынуж­де­ны жить в про­стран­стве гипо­тез и интер­пре­та­ций. Поэто­му я могу толь­ко пред­по­ло­жить, что в Акор­де рас­смат­ри­ва­ют раз­лич­ные сце­на­рии и опции в рам­ках тран­зи­та вла­сти и для каких-то из них пона­до­би­лись юри­ди­че­ские пояснения.

Это не озна­ча­ет, что пре­зи­дент на днях подаст в отстав­ку или некая меди­цин­ская комис­сия при­зна­ет его неспо­соб­ным управ­лять госу­дар­ством в силу некой болез­ни. Про­сто оче­вид­но, что идут про­цес­сы в рам­ках тран­зи­та власти».

Ори­ги­нал ста­тьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0

Статьи по теме

Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым

Акимат Алматы тратит тысячи долларов на поиски критиков власти: зачем нужны такие исследования?

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось