Внешняя торговля Казахстана: от снижения к обвалу

Резуль­та­ты внеш­не­тор­го­вых опе­ра­ций Казах­ста­на за пер­вые 6 меся­цев это­го года вызы­ва­ют тре­во­гу. Ина­че как обва­лом назвать про­ис­хо­дя­щее сложно.

По край­ней мере, об этом сви­де­тель­ству­ют ста­ти­сти­че­ские выклад­ки Наци­о­наль­но­го бан­ка в «Крат­ком обзо­ре казах­стан­ской эко­но­ми­ки, январь-июнь 2015», опуб­ли­ко­ван­ном 27 июля. То есть как раз в день офи­ци­аль­но­го вступ­ле­ния Казах­ста­на в ВТО.
Соглас­но дан­ным глав­но­го бан­ка стра­ны, внеш­не­тор­го­вый обо­рот нашей рес­пуб­ли­ки за пер­вые 6 меся­цев 2015-го соста­вил все­го лишь 63,8% от это­го пока­за­те­ля за ана­ло­гич­ный пери­од 2014-го. Нетруд­но под­счи­тать, что за январь-июнь это­го года инди­ка­тор внеш­не­тор­го­вых опе­ра­ций стра­ны обва­лил­ся сра­зу на впе­чат­ля­ю­щие 36,2%!
В пер­вые 3 меся­ца 2015-го баланс по внеш­ней тор­гов­ле Казах­ста­на сокра­тил­ся до менее $4,2 млрд про­тив более чем $14,1 млрд за тот же пери­од годом ранее! То есть почти в 3,5 раза.

При­ме­ча­тель­но, что за про­шлый год тор­го­вый баланс сокра­щал­ся от квар­та­ла к квар­та­лу: во вто­ром он опу­стил­ся ниже $8,5 млрд, в тре­тьем — ниже $7,4 млрд, а в чет­вер­том — до $5,7 млрд.
Опа­се­ния вызы­ва­ет и то, что нега­тив­ная дина­ми­ка по внеш­не­тор­го­вым опе­ра­ци­ям наше­го госу­дар­ства при­об­ре­ла устой­чи­вую тен­ден­цию, и про­дол­жа­ет толь­ко нарас­тать из года в год. Если по ито­гам 2013 года, соглас­но дан­ным ста­ти­сти­че­ско­го агент­ства, этот пока­за­тель сни­зил­ся толь­ко на 1,1% — до $131,4 млрд про­тив $132,8 млрд в 2012‑м, то в 2014‑м он упал уже на 10,5% — до $119,4 млрд. И что самое тре­вож­ное — про­дол­жа­ет сни­жать­ся. При­чем более быст­ры­ми тем­па­ми, чем это было в про­шлом году.
Не менее тре­вож­ным сиг­на­лом мож­но счи­тать тот факт, что экс­порт сни­жа­ет­ся намно­го быст­рей, чем импорт. Вывоз казах­стан­ской про­дук­ции за пер­вое полу­го­дие 2015-го соста­вил толь­ко 55,6% от ана­ло­гич­но­го пока­за­те­ля за тот же пери­од про­шло­го года.

При этом ввоз ино­стран­ной про­дук­ции в нашу стра­ну в рас­смат­ри­ва­е­мый пери­од упал замет­но ниже — до 82,9%. Инте­рес­но, что толь­ко в стра­ны-парт­не­ры Казах­ста­на по ЕАЭС экс­порт в янва­ре-мае 2015-го сокра­тил­ся на 16,2% к соот­вет­ству­ю­ще­му пери­о­ду 2014-го, тогда как импорт – на 13,2%.
Сле­ду­ет осо­бо отме­тить, что замет­но опе­ре­жа­ю­щее паде­ние экс­порт­ных поста­вок по срав­не­нию с импорт­ны­ми игра­ет не в поль­зу нац­ва­лю­ты, посколь­ку из-за это­го, в част­но­сти, саль­до пла­теж­но­го балан­са по сче­ту теку­щих опе­ра­ций за пер­вый квар­тал это­го года ока­за­лось отри­ца­тель­ным, достиг­нув $205,4 млн про­тив почти $6,438 млрд со зна­ком «плюс» за ана­ло­гич­ный пери­од про­шло­го года!
Толь­ко сам факт отри­ца­тель­но­го саль­до по теку­ще­му сче­ту игра­ет в поль­зу «мед­ве­жьих» настро­е­ний по обмен­но­му кур­су тен­ге. Кста­ти, этот пока­за­тель нахо­дит­ся в крас­ной зоне уже тре­тий квар­тал под­ряд. В тре­тьем квар­та­ле про­шло­го года минус по сче­ту теку­щих опе­ра­ций дости­гал более $1,444 млрд, а в чет­вер­том – $801,1 млн.
Не исклю­че­но, что ито­ги вто­ро­го квар­та­ла это­го года по теку­ще­му сче­ту ока­жут­ся несколь­ко луч­ше, чем за пер­вые три меся­ца. Одна­ко в слу­чае сохра­не­ния воз­об­но­вив­шей­ся тен­ден­ции паде­ния неф­тя­ных цен на про­тя­же­нии тре­тье­го квар­та­ла 2015-го этот пока­за­тель может про­де­мон­стри­ро­вать оче­ред­ное паде­ние, что в целом по пла­теж­но­му балан­су будет ком­пен­си­ро­ва­но июль­ским внеш­ним зай­мом пра­ви­тель­ства в раз­ме­ре $4 млрд.
В свою оче­редь, это ока­жет вре­мен­ную под­держ­ку обмен­но­му кур­су нац­ва­лю­ты, но никак не смо­жет пере­ло­мить нега­тив­ную тен­ден­цию по умень­ше­нию валют­ных поступ­ле­ний в стра­ну. А это озна­ча­ет, что нац­ва­лю­та, полу­чив неболь­шую пере­дыш­ку, оста­нет­ся под дав­ле­ни­ем, кото­рое толь­ко уси­лит­ся в слу­чае сохра­не­ния нис­хо­дя­ще­го трен­да по неф­тя­ным ценам и оче­ред­но­го ослаб­ле­ния рос­сий­ской валю­ты.
При­ме­ча­тель­но, что столь впе­чат­ля­ю­щее замед­ле­ние экс­пор­та и менее суще­ствен­ное паде­ние импор­та вызва­но не толь­ко ухуд­ше­ни­ем внеш­не­эко­но­ми­че­ской конъ­юнк­ту­ры, но и неже­ла­ни­ем Наци­о­наль­но­го бан­ка до послед­не­го вре­ме­ни про­во­дить более гиб­кую кур­со­вую поли­ти­ку, пред­по­ла­га­ю­щую посте­пен­ное ослаб­ле­ние тен­ге тем­па­ми, сопо­ста­ви­мы­ми с уси­ле­ни­ем нега­тив­ных тен­ден­ций в гло­баль­ной эко­но­ми­ке.
Не исклю­че­но, что это неже­ла­ние регу­ля­то­ра было вызва­но сохра­ня­ю­щим­ся недо­воль­ством насе­ле­ния обваль­ны­ми фев­раль­ски­ми деваль­ва­ци­я­ми 2009 и 2014 годов и, как след­ствие, рез­ким паде­ни­ем дове­рия к Нац­бан­ку. Так­же не исклю­че­но, что оно было обу­слов­ле­но и поли­ти­че­ски­ми при­чи­на­ми: про­ве­де­ни­ем досроч­ных пре­зи­дент­ских выбо­ров в апре­ле и празд­но­ва­ни­ем Дня сто­ли­цы в июле.
Как ни стран­но, но после рез­ко­го паде­ния внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та в пер­вом полу­го­дии заяв­ле­ния пред­се­да­те­ля наци­о­наль­ной пала­ты пред­при­ни­ма­те­лей «Ата­ме­кен» Аблая Мыр­за­хме­то­ва, кото­рые он сде­лал 28 июля на встре­че с жур­на­ли­ста­ми, уже не выгля­дят столь дра­ма­тич­ны­ми. А заявил он, что «эко­но­ми­ка сжи­ма­ет­ся», а «недо­бор» по нало­гам в янва­ре-июне это­го года соста­вил 260 млрд тен­ге!
Но даль­ше — боль­ше. Если учесть, что льви­ная доля казах­стан­ско­го экс­пор­та при­хо­дит­ся на стра­ны Евро­со­ю­за (56,8% в янва­ре-мае 2015 года), Китай (10,9%) и Рос­сию (9,4%), то от состо­я­ния этих эко­но­мик будут зави­сеть даль­ней­шая дина­ми­ка внеш­ней тор­гов­ли Казах­ста­на в част­но­сти и рост ВВП в целом.
А то, что эта дина­ми­ка име­ет все шан­сы стать еще более нега­тив­ной, гово­рят дан­ные по эко­но­ми­че­ско­му росту в этих стра­нах и ситу­а­ция с цена­ми на нефть. В пер­вом квар­та­ле 2015-го по срав­не­нию с ана­ло­гич­ным пери­о­дом про­шло­го года рост ВВП ЕС соста­вил все­го 1,4%, в Китае он замед­лил­ся до 7%, а в Рос­сии и вовсе наблю­дал­ся спад на 2,2%, в то вре­мя как сто­и­мость «чер­но­го золо­та» вновь идет вниз.
При­чем боль­шин­ство экс­пер­тов схо­дят­ся во мне­нии, что нега­тив­ные тен­ден­ции в эко­но­ми­ках наших основ­ных тор­го­вых парт­не­ров сохра­нят­ся. Поэто­му вполне ожи­да­е­мо, что резуль­та­ты по внеш­не­тор­го­вой дея­тель­но­сти нашей рес­пуб­ли­ки в этом году про­де­мон­стри­ру­ют оче­ред­ное паде­ние, но куда более глу­бо­кое, чем это было за послед­ние 2 года.

Читать ори­ги­нал статьи: 

Внеш­няя тор­гов­ля Казах­ста­на: от сни­же­ния к обвалу

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

Тимур и его команда