Власть в Казахстане успешно борется с оппозиционными политиками и общественными активистами, при этом проигрывая радикальным исламистам, считает Алима Абдирова. Глава актюбинского ОО “Ару ана”, занимающаяся защитой прав детей-сирот и одиноких матере, видит, как ее малоимущие сограждане, не получая поддержки у государства, ищут помощи у исламистов.
Ниже предлагаем вниманию читателей интервью с актюбинской правозащитницей.- Алима Джумабаевна, 7 июля, после дня рождения елбасы, Вы узнали, что стали бездомной. За последние дни что-то изменилось?- 6 июня, в день празднования юбилея президента страны, ко мне позвонила юрист ЖКХ и в очередной раз напомнила, что я должна принести справку об отсутствии недвижимости на дочь. На следующий день они заявили, что договор аренды составлять не будут, так как дочь имеет квартиру в Алматы. Да, в прошлом году дочка оформила ипотеку за счет того, что моя сестра-учительница продала свою однокомнатную квартиру. Это и был первоначальный взнос. Но мои аргументы слушать не стали.С 1989 года я, как одинокая мать, стояла в очереди на жилье. В 2009 году меня не оказалось в списке очередников. Полгода я доказывала, что 20 лет стояла в очереди, а затем удалось найти постановление горисполкома в областном архиве.
Прокуратура вынуждена была восстановить меня в очереди.Дом, в котором я живу — арендный, здесь много квартирантов, которых почему-то ЖКХ не видит, есть «малоимущие», которые приватизировали жилье и выставили на продажу. Я считаю, что на меня продолжается давление из-за правозащитной деятельности. В этой мясорубке за 15 лет пострадали все мои близкие люди: мама, дочь, братья, сестры, друзья.Я защищаю одиноких матерей, детей-сирот. Ни в какой политической партии не состою и к власти не стремлюсь. Занимаюсь любимой работой.- А много ли в Казахстане подобных организаций, ориентированных исключительно на защиту матерей-одиночек и неполных семей?- По моим данным, нет. Если и есть такие НПО по регионам, то они не могут из-за финансовых затруднений заявлять о себе и продвигать интересы детей и одиноких матерей.Сейчас нет единства среди оставшихся женских НПО, и мы не можем с середины 90‑х годов даже юридически закрепить в законодательстве Казахстана термин «мать-одиночка».
Речь идет о правах целого малоимущего слоя населения.- Однажды видел, как из мусорного бака соседи вытаскивали труп новорожденного. Ребенок умер от переохлаждения в середине лета. Почему так происходит?- При Союзе у нас была хорошая социальная помощь государства. Матери-одиночки имели огромные льготы. Помню, в 1989 году в роддоме было 14 брошенных детей, среди них 2 казаха. У нас было такое уникальное национальное качество — не бросать детей, а воспитывать у родственников. И дети росли в семейной обстановке. Но за годы независимости матерей-одиночек лишили всякой поддержки, в детских домах 90—95% брошенных детей с азиатской внешностью. По официальным данным, из года в год увеличивается количество разводов. По данным нашей организации ОО «Ару ана», количество разводов еще больше: живут раздельно, нет времени и денег на судебные процессы и просто потому, что сейчас это не имеет значения.
Если мы хотим войти в 30-ку развитых стран мира (не заметили, что были в 50-ке), законодательно нужно защищать тех матерей, которые без участия исчезнувших отцов воспитывали бы детей в достатке.Приведу последний случай с матерью-одиночкой Анжеликой Юн из Темирского района. Она в силу жизненных обстоятельств, не прося у государства ни тиына, в нищете воспитала троих детей. Но сейчас она болеет тяжелой формой онкологии и получает пособие 40 тенге на человека в день. Хорошо бы, если наши депутаты парламента, маслихатов или министры прожили один день на 40 тенге. Потому что они строят нашу политику — бездарную, воровскую.- Вы защищали женщин и во время громких событий в Кенкияке?- Да.
Я тогда работала корреспондентом радио «Азаттык», освещала эту тему. И ко мне до сих пор обращаются одинокие матери из нефтяных районов. Из-за отсутствия доступа к питьевой воде, безработицы, хронических заболеваний, ранней седины у детей, недоверия к власти народ пошел к Богу. Люди принимают религию и в этом видят успокоение. Но события в Кенкияке, 8‑дневная война между мусульманами и силовыми органами, была предсказуема еще лет за 5—7 до этого. А жестокий отстрел верующих в Кенкияке, Шубарши, Актобе привел к противостоянию на десятилетия вперед.Не секрет, что Исламское государство, которое сегодня набирает обороты, ведет мощную информационную кампанию, в ИГИЛ вступают те лица, которые еще недавно были преданы нашему государству. Люди разочарованы из-за масштабной коррупции и социальной несправедливости. Этот один из важных моментов для вступления униженных и обиженных государством в эти религиозные течения. По моим исследованиям, много молодежи с высшим образованием, с красным дипломом, студенческие активисты и просто совестливые люди вступили в радикальный ислам. Их родители во время беседы говорили, что из всех детей они — самые добрые, с повышенным чувством справедливости… и вот ушли в религию.- Один из последних примеров: уральский футболист, потерявший работу, уехал с семьей в Сирию. — Заметьте, это идет на фоне подавления оппозиции. Власть уничтожила одну из последних сильных оппозиционных партий «Алгу», расколола КПК, посадила на нары настоящих правозащитников: Арона Атабека, Владимира Козлова, Розу Тулетаеву, Евгения Танкова, Зинаиду Мухортову, Вадима Курамшина. А кто остался?Немногочисленные правозащитники в данное время выживают. Кто-то уходит в бизнес, покидает страну, чтобы сохранить жизнь, или тоже радикализуется в исламе. На политическом поле не остается оппонентов власти. Такого не должно быть! Кто будет критиковать власть? Неужели в самой коррупционной стране общество должно только восхвалять чиновников? Не верите же вы, что реальный оппонент власти — это двойники «Нагыз Акжола» или КПК? На сегодня движущей силой, набирающей обороты, является радикальный ислам, который берет за основу насилие, теракты. Как партизаны во время войны с фашизмом.У нас в Актюбинской области буквально 5—10 лет назад было сильное гражданское общество, с которым власть расправилась беспощадно. У нас же в области, в Темирском районе развитие получило исламское течение с воинственными лидерами.- Вы имеете ввиду Азамата Каримбаева?- Да, а также воровских лидеров, которые потянули за собой сотни последователей. Правоохранительные органы все время пытались убедить нас в том, что ОПГ прикрывается религией. Но почему-то не обращают внимание, что ОПГ всерьез приняли религиозную доктрину и готовы идти на джихад. Они стали не просто ваххабитами, а рецидивистами-ваххабитами. Это страшный симбиоз.И в тюрьмах эти лидеры ведут информационную работу по вовлечению осужденных, которые попали кто по сфабрикованным делам, кто по неосторожности. Но при этом они жертвы судебно-правоохранительной системы: прокуроров, следователей и судей.Был случай зимой в начале 2015 года: группа детдомовцев, которые прошли через пытки в РОВД, заявили, что в следующий раз они соберут обиженных детдомовцев и нападут на РОВД. «Нам терять нечего, у нас ничего нет» — их установка. А ведь среди них были и суицидники, то есть смертники. «У нас конец один», — вот до чего мышление дошло! Живут они в подвалах, люках, на заброшенных дачах, телевизор не смотрят, газет не читают, и денег в кармане нет. Занимаются воровством и пьянством, чтобы выжить и забыть хоть на время такую реальность.- Получается пессимистическая картина. Но неужели хиджабы и короткие штаны — обязательный признак джихада?- Сегодня очень много «спящих» ваххабитов, которые в любой момент могут активизироваться. По моим данным, их достаточно много, и это пугает. Идет такая тонкая психологическая вербовка, что человек сам ничего не замечает.Через 10 лет количество радикальных исламистов увеличится в два-три раза, так как в их семьях в среднем по двое-трое детей и воспитываются они по всем канонам ислама.В конце 2000 года в Актюбинске свободно читал лекции Саид Бурятский, при этом спецслужбы вели двойную игру: позволили так называемым «спящим ваххабитам» принять учение Бурятского, а потом их осудили на срок от 6 до 12 лет.- Как Вы оцениваете состояние актюбинских колоний, после того как посетили закрытые учреждения с проверками в составе группы Национального превентивного механизма против пыток?- В 2014 году группа НПМ по Актюбинской области проработала в активном режиме всего две недели. При посещении следственного изолятора, адмприемника большинство осужденных жаловались на несправедливые судебные решения, попрание прав человека, выбивание показаний под пытками в РОВД.Перед тем как по графику мы должны были посетить «шестерку» и колонию строго режима в Жеме, где находится много осужденных «террористов», нас срочно расформировали. Большинством голосов проголосовали сами же «правозащитники» из координационного совета НПМ в Астане!Механизм НПМ позволяет пиарить себя Казахстану как стране, в которой соблюдается международные конвенции. Но сформированные властью группы якобы правозащитников находят лишь мух и комаров да грязное белье в камерах, умышленно закрывая глаза на пытки и нечеловеческое обращение. Часто во время посещений, о которых заранее все, кому следует, предупреждены, руководство пенитенциарных учреждений проводит масштабные операции для НПМ под названием «прятки». Заключенных реально прячут, чтобы они не жаловались правозащитникам.Осенью 2014 года в колонии города Жем Муголжарского района осужденные устроили бунт, подожгли барак, чтобы со степи обратили внимание на их бесправное положение. Но в голой степи крик о помощи никто не услышал. Родственники заключенных, жалуясь в Коалицию против пыток, не называли имена, но хотели защитить осужденных. А в итоге всем бунтовщикам увеличили срок наказания до 8—12 лет.- А какие Вы предлагаете пути решения?- Поймите, за годы независимости Казахстан погряз в коррупции, во всех сферах жизни. Испугавшись появления радикальных исламистов, спецслужбы вырабатывают схемы с использованием влияния криминальных авторитетов и при этом терпят поражения. Наоборот, верующие берут верх в закрытых учреждениях, что сильно напрягает власть и общество.Ведь те же авторитеты в свое время были осуждены несправедливым судом Казахстана и в данное время их интересы с исламистами совпадают. При разговоре с группой верующих еще несколько лет назад, они указывали, что за каждого убитого мусульманина, незаконно осужденного лидера мусульманской общины они будут мстить. Око за око.Решение этой проблемы я нахожу в политической и экономической реформах, в искоренении воровства. Не в показушных арестах акимов, министров, которые через год-два успешно выходят на свободу и строят карьеру. А вот детдомовца, который для пропитания украл еду, сажают в тюрьму надолго.Сейчас усилия государства и международных организаций должны идти в направлении финансирования проектов на Западе Казахстана. Именно в нефтяных районах: в Темирском и Мугалжарском, где произошла первая в истории демократического Казахстана восьмидневная кровопролитная война. Здесь у нас на западе появился первый казахский шахид, произошли столкновения между верующими и криминалом в пенитенциарных учреждениях.Сам факт активизации Исламского государства коснется нас: обученные бойцы все равно найдут контакт, передадут свой опыт новобранцам. Наше государство не готово к защите, несмотря на создание контртеррористических центров. Последние борются с последствиями, но не с причинами. А именно неправительственные организации могут работать в этом направлении, в диалоге с властью на предупреждение и профилактику насилия, вооруженных конфликтов. Даже социальные бунты не столь страшны по сравнению с религиозным фанатизмом, который прикрывается словами Аллаха.И еще одно предложение: в правительственные и областные комиссии включать таких авторитетных правозащитников, как З. Баталова, Е. Жовтис, А. Ибраева, Б. Торегожина, А. Шайгумаров, Б. Туменова, Е. Козырева, Ж. Куанышалин, И. Колов, И. Какимова, Г.Агелеуов и других неназначенцев от власти.Нужно сделать так, чтобы эти молодые исламисты не под давлением и угрозой, а при длительной работе вернулись в нормальное русло.- Каким Вам видится гражданское общество в Казахстане, каким оно должно быть? — По Конституции, на бумаге у нас правовое демократическое государство. Без гражданского общества не может идти и речи о демократии, о диалоге власти и общества, о благосостоянии народа.Уничтожив нашу свободную мысль, заставив забыть слова «совесть» и «честь», власть убрала с политического поля оппонентов. При этом она признала насилие. Вместо меня и других осужденных правозащитников уже пришли верующие с радикальными взглядами.По простому говоря, я вынуждена отдать свое место в борьбе за справедливость бородачу. Мои законные, ненасильственные методы защиты прав материнства, детей-сирот подавляются властью жестоко, и, возможно, это нужно некоторым лицам из Акорды.Люди видят, что законные методы исчерпаны. Нужно брать в руки оружие. Вот талибы — для нас они боевики, а для Афганистана — признанная народом власть. Радикальный ислам хочет, чтобы его приняли как партнера, как силу, как часть народа. Я не удивлюсь, если через некоторое время их действительно примут как политическую силу, которая потребует, чтобы с ней считались.Помните случай на погранзаставе Арканкерген, авиакатастрофу с высшим руководством погранвойск, самоубийство генералов КНБ? Получается, что Комитет национальной безопасности не может защитить даже себя. Как можно говорить о защите простых граждан от явных террористов и безопасности страны от внешних врагов! Я сейчас думаю, что для нас страшнее: китаизация Казахстана или радикальный ислам? Этими проблемами должна была заниматься структура КНБ, но наши контролирующие «масломеры» (расхожий термин, в Актобе масломерами в том числе называют контролеров в автобусах — прим. авт.) занимаются уничтожением инакомыслия среди интеллигенции и гражданских активистов.- Несмотря на угрозы и преследования Вас и Ваших родных Вы будете продолжать заниматься правозащитной деятельностью?- Я, как мать, как женщина, переживаю за будущее своего ребенка, Родины. Хочется мира и спокойствия. Но власть сознательно нарушает баланс, и в конечном итоге это приведет к признанию радикального ислама как единственного оппонента, с которым тяжело будет найти диалог.- И Вы не боитесь, что Вас назовут «иностранным агентом», как это делается сегодня в российских СМИ?- Могу сказать коротко: лучше иметь «иностранного агента» в лице НПО-шника, чем смертника-ваххабита! Вопрос в том, кто разбудит «спящих», которых становится все больше? Если разбудим мы, НПО, это будет законно и без кровопролития. Народ в богатой нефтью земле получит питьевую воду, работу, детские сады, ощутимую социальную поддержку. И не хотелось, чтобы разбудила другая сторона.Буквально полгода назад к нам в организацию обратились бездомные детдомовцы с просьбой помочь отправить их в армию. В свое время в Жайсанской школе-интернате для детей с задержкой психического развития многие здоровые дети по вине врачей получили диагноз «слабая умственная отсталость» и другие виды задержки психического развития. Но они просились не в нашу казахстанскую армию, а в украинскую. Объяснили так: через год-два они будут иметь крышу над головой и питание, небольшую сумму денег. На мой вопрос, а за кого они будут воевать, они ответили: «за украинцев».- Рост гражданского самосознания среди малообеспеченных слоев?- Не только. Радикальный ислам стал сегодня настолько популярен, что в его ряды входят известные люди: депутаты парламента, военнослужащие президентской гвардии, силовых структур. И так по всей Средней Азии и Кавказу.Даже когда в местных СМИ показывают «заблудших верующих», которые публично отказываются от своей веры — такие примеры единичны. Зато на улицах Актобе приверженцев этих течений стало больше. После 2011 года в целях самосохранения онисбрили бороды, сменили одежды. И, несмотря на ужесточение законов, буквально через два-три года они вновь вернулись к демонстрации бород, темной одежды, к хиджабам и коротким штанишкам. И если раньше они действовали стихийно, то теперь более организованно и профессионально. Из рабочих поселков Кенкияк и Шубарши в Сирию уехало порядка десяти человек.Речь идет о судьбе нашей страны. На фоне нашего эфемерного благосостояния власть не видит внутренних и внешних угроз. Так называемые избранники-депутаты вкупе с «масломерами» замечают только угрозу своему кошельку. Их так масштабно и громко ловят, сажают, а затем тихо выпускают и даже повышают по службе.- Ваша версия мусульманской проблемы в Казахстане заметно отличается от официальной, которая не признает социальную подоплеку. — Сейчас многие известные политологи и теологи в своих исследованиях используют данные из уголовных дел, состряпанных прокуратурой и ДКНБ. Но при этом там нет реальных данных из первоисточников. По сути, нас вводят в заблуждение, просто отнимая драгоценное время. Ведь именно правозащитникам и гражданским активистам исповедуются верующие. И это бы помогло профилактике и предупреждению насильственных действий со стороны обиженных граждан Казахстана.Здесь можно вспомнить поучительные коммунистические лозунги «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Если первый перешагнул границы Европы до самого Китая, то второй — указал путь к объединению радикального ислама в таких точках, как Сирия, Ирак, Афганистан, Пакистан. Казахстан, скажем так — пока в разработке. Заметьте, как быстро и профессионально идет объединение радикального ислама. Еще недавно ИГ был только призраком, сегодня уже факт. Поэтому я и говорю, что вместо нас в страну уже пришла другая оппозиция — радикальный ислам.- Спасибо за интервью и наши пожелания «выжить в этой войне».