Подробности читайте на http://clck.ru/DISc
Событие, произошедшее в самом крупном городе Западного Казахстана, вызвало противоречивые оценки. Действительно, не очень убедительно звучит официальная версия об «уклонении от ответственности» самоубийцы. Выдвигаются предположения, что к произошедшему в Актобе причастны ваххабиты. Насколько это реально? Неужели радикальные исламисты на самом деле набирают силу в Казахстане? И какие последствия могут быть после теракта для оппозиции и свободной прессы? На эти вопросы мы попросили ответить политологов и общественных деятелей.
Начало на западе?
На взгляд директора Группы оценки риска Досыма Сатпаева, официальная формулировка следствия «очень странная»:
- Я впервые слышу, что член организованной преступной группировки именно таким образом пытался уклониться от ответственности, — признался он.
Любой самоподрыв, тем более в государственном учреждении, мало того — в здании силовой структуры, имел конечной целью именно общественный резонанс.
- Это некая форма протеста, которая была направлена на конкретных людей, но при этом имела конечной целью публичность данной акции. И тезис о том, что якобы кто-то тем самым пытался уклониться от ответственности… Знаете, по-моему, самый легкий способ — это сбежать и скрыться, — отметил спикер.
По мнению политолога, активизация двух основных направлений — национал-патриотического и религиозного — произойдет в постназарбаевский период. В том числе после ухода действующего президента оживятся «псевдорелигиозные организации, которые будут использовать протестные настроения для того, чтобы усилить свое политическое влияние в стране».
В настоящее же время своим радикализмом привлекает внимание запад страны: «Там чаще всего сейчас происходят задержания представителей тех или иных радикальных группировок».
Председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина в негодовании: грош цена спецслужбам, которые допускают к себе в помещение человека со взрывным устройством. В то время как почти у всех осужденных, исповедующих ислам, «в обвинительной линии была подготовка к террористическим актам».
- Например, в 2008 году были три больших процесса: в Караганде, Степногорске и Шымкенте. Там как под копирку были вещественные доказательства: план улицы, где крестиком отмечено здание ДКНБ, списки сотрудников ДКНБ и так далее. Я думаю, что это не очень чистая работа… — пояснила она.
Эксперт обратила внимание, что сегодня в Казахстане все неправославные христианские течения и неосновного течения исламские официально объявляются деструктивными, тоталитарными сектами.
- На мой взгляд, это один из способов отвести внимание от более существенных проблем для людей, — подчеркнула г‑жа Фокина.
В свою очередь, для оппозиции и СМИ «при любых поводах могут быть всякие тяжкие последствия — к этому же идет…»
Радикальная инфекция
Руководитель республиканского движения «Улт тагдыры» Дос Кошим уверен, что произошедшее — «настоящий теракт». Он также согласен с точкой зрения Нинель Фокиной, что необоснованные обвинения в терроризме сторонников исламских течений могли сыграть негативную роль:
- Я знаю, что больше 150 людей из «Хизб-ут-Тахрира» и так далее сидят в тюрьме, которые, возможно, ничего не делали — конкретной вины, по-моему, не доказано. И за то, что запрещают организации, можно ожидать с их стороны какого-то действия террористического характера. Это в отместку.
Наблюдаемая тенденция тревожит и главу Союза мусульман Казахстана Мурата Телибекова, так как она может «вылиться в сепаратистские настроения».
- Я не исключаю, что Казахстан при нынешней политике может постигнуть участь Советского Союза, — заявил общественный деятель.
Кроме того, когда репрессивная машина направлена против религиозных общин, против независимых религиозных организаций, это, предупреждает г‑н Телибеков, очень примитивный путь, который не устраняет причины, порождающие это явление.
По его мнению, радикальные настроения сегодня — «это та инфекция, которая начинает успешно развиваться в случае, когда в значительной степени ослаблена иммунная система государства: когда не решаются социальные, экономические проблемы, когда идет тотальная коррупция, злоупотребления, социальное расслоение».
Original post:
Взрыв в Актобе был «ответкой»?