Досрочный роспуск парламента и выборы депутатов стали главной темой моего недавнего разговора с бывшим павлодарским мажилисменом, руководителем астанинского филиала ОСДП «Азат» Серикбаем Алибаевым.
- На Ваш взгляд, у мажилисменов вдруг совесть проснулась или это в очередной раз их «нагнули» и показали насколько они у нас независимые?
- Вы видите, что происходит, как нагнетается обстановка и в нашей стране, и в соседней России. Нас в будущем году ожидает единое экономическое пространство, обещают создание Евразийского союза. Поэтому администрация президента, а это именно ее, а не мажилисменов идея с самороспуском, решила провести выборы с опережением.
- У авторов обращения
- Они этого не скрывают, честно признают, что надвигается кризис, а на его фоне переизбираться им не хочется. И ситуация дальше будет только ухудшаться. В Европе рушатся экономики, банкротятся государства. Нам этого не избежать. И партия власти не желает брать на себя ответственность за будущие события. Революции на Ближнем Востоке хоть и остались за рамками обращения, но они безусловно сыграли свою роль. Арабская весна напугала президента и его окружение, показав возможную перспективу выхода внутриполитической ситуации
-
- Нет у них никакого лица. И никогда их особо не волновало, что думают о них избиратели. Они оглядываются только на власть. Слушают не то, что народ говорит, а что говорит Карим Масимов. Парламент превратился в своего рода отдел кабинета министров. И те, кто подписался под обращением к президенту, действовали по команде сверху и естественно надеются за свое угодничество получить мандат на новый срок. Во что превратилась формально независимая ветвь власти, сегодня просто больно смотреть. У нас же в стране нет ни законодательной, ни судебной полноценной власти. Есть только один реально действующий институт — президент и его администрация. Все остальное вторично.
- Вы помянули арабскую весну. Насколько реален революционный сценарий развития для Казахстана?
- Нынешняя политическая система с опорой на одну партию показала себя плохо. Экстремизм и теракты, с одной стороны, забастовки — с другой, показывают, что в обществе, где нет нормальных партий и нет реального представительства, усиливаются радикальные тенденции.
Ну и опять же имидж страны надо срочно спасать. Ведь знаменитые мадридские обещания по демократизации политической системы в Казахстане уже четыре года как прозвучали, а ровным счетом ничего из этого не выполнено. И при всем при этом Назарбаеву очень хочется получить Нобелевскую премию мира. А руководитель страны, где нет демократии, где однопартийный парламент и нечестные выборы, выглядит довольно сомнительным претендентом на попадание в нобелевский список.
- В недавнем интервью нашей газете депутат павлодарского гормаслихата Мирхат Серикбаев посетовал, что оппозиция слабо проявляется в регионах, что ее не слышно и не видно. И упрекнул ее за то, что она зациклена на борьбу исключительно за парламентские мандаты совершенно забыв о маслихатах.
- Справедливое замечание, я с ним во многом согласен. У нас есть областные организации, которые пытаются вести
- Готово ли внутренне руководство ОСДП «Азат» к этим выборам? Не случится ли в самый ответственный момент раздрай?
- К сожалению, у нас руководство разношерстное. Есть люди, которые бегают, встречаются с представителями администрации президента (АП), с властью.… И вроде бы они в оппозиции и в тоже время ведут очень нехорошую работу в наших рядах. Вот только в нашем астанинском филиале мы исключили пятерых человек во главе с бывшим сенатором Кайсаровым. В руководстве партии тоже есть люди, которые бегают в АП, советуются. Правда, я не знаю, о чем. Нет, я не возражаю, с властью надо встречаться — с акимами на местах, с чиновниками. И с АП надо работать. Но коллеги по партии должны знать, о чем там ведутся разговоры. Иначе возникает недоверие к своим же товарищам. Мы лишь спустя
- Вы не боитесь, что выборы и в этот раз снова будут без реального выбора? Что «Ак орда» давно уже распределила депутатские мандаты и осталось дело за малым — выбрать вторую парламентскую партию.
- В таком случае парламент останется таким же, каким он был. Даже если туда пройдет вторая или третья партия, изменения будут чисто косметические. Появится видимость дискуссий, но не сами дискуссии. Если настоящая оппозиция в Мажилис не попадет, то он так и останется однопартийным. Так что пока не будет честных выборов, не будет и нормального парламента.
А терпение у народа не железное. Оно может просто лопнуть, и мы получим свою арабскую весну. Недовольство масс достигло критической отметки — забастовки, теракты, рост радикальных настроений. Вместе с тем усиливается социальная депрессия, растет число суицидов, алкоголизм, наркомания. Власть же не делает никаких выводов.
Обратите внимание на общую для элиты тенденцию — все выводят капиталы за рубеж, покупая там недвижимость и перевозя туда на ПМЖ свои семьи. В свою страну они не верят. И стремление уехать сегодня демонстрируют не только представители крупного бизнеса и власти — простые люди тоже хотят уехать. Посмотрите, какие очереди выстраиваются к иностранным диппредставительствам, к тому же российскому посольству. И в этих очередях не только русские, там все больше казахов.
- Усиление
- Это все нагнетается администрацией президента. С четкой целью запугать часть электората. Тот же вопрос о языке и обращение группы общественных деятелей с требованием исключить из Конституции упоминание о русском языке был инициирован с тем, чтобы дать понять русскоязычным гражданам, что их ждет в случае ухода Назарбаева. Что только на нем и держится межнациональный мир и согласие. Но на
- В последние дни Казахстан взбудоражен известиями о событиях в Таразе. Двадцать лет нас уверяли, что в нашей стране мир и стабильность, и вдруг мы узнаем, что в стране идет война с религиозным экстремизмом. Откуда это все?
- Социальные предпосылки налицо. Обнищание масс, безработица, отсутствие перспектив у молодого поколения. И политическая система такая, что не дает этим людям выражать свое недовольство через партии, через парламент и маслихаты. Народ исключен из политического процесса вообще — ну, вот мы и получили всплеск радикализма.
С другой стороны, силовикам такая ситуация выгодна, потому что позволяет им обосновывать растущие бюджетные расходы, требовать для себя новых полномочий. Им все это безоговорочно дают. А эффективности мы не видим.
- Силовики
- Почему же. Они «хорошо» себя показывают в борьбе с политическим инакомыслием. С оппозицией они могут справляться, а с террористами — нет. Вот к одному моему знакомому недавно приходили два сотрудника КНБ. Он известный в Павлодаре человек, поэтому не буду его имени называть. Так вот представители нацбезопасности предложили ему публично выступить против Компартии в рамках кампании по травле коммунистов. Неужели нашим органам нацбезопасности больше нечем заниматься? На мой взгляд, власть искусственно манипулирует общественными страхами и сама же нагнетает экстремизм с тем, чтобы использовать его как повод для борьбы с оппозицией.
Continue Reading:
Весна может стать не только арабской