Верхом на ядре

Столь очевидное желание отправить Нобелевскую премию мира в Казахстан перестало вызывать смех, еще не вызывает уважения, но уже заслуживает жалости

На минув­шей неде­ле начал­ся оче­ред­ной сезон эпи­че­ско­го сери­а­ла под назва­ни­ем «Нобе­лев­ский кан­ди­дат»: Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва уже в седь­мой раз за послед­ние один­на­дцать лет (и это если не счи­тать отдель­ной каза­чьей вер­сии в 2013 году) выдви­ну­ли на соис­ка­ние пре­мии мира. Сери­ал этот – обра­зец иде­аль­ной кон­цов­ки каж­до­го сезо­на, когда раз за разом глав­ный герой так и не дости­га­ет нуж­ной цели, но каж­дая послед­няя серия дает задел на новую часть. Вот и теперь: шан­сы на полу­че­ние Нобе­лев­ской пре­мии мира по-преж­не­му оце­ни­ва­ют­ся как мик­ро­ско­пи­че­ские, но раз­ве мож­но оста­вить попыт­ки взять эту награ­ду, если ауди­то­рия все­гда увле­чен­но сле­дит за ними?

Про­бле­ма всей исто­рии с Нобе­лев­кой лишь в том, что это уже дав­но не экшн, не дра­ма и даже не исто­ри­че­ская сти­ли­за­ция. Это тра­ги­ко­ме­дия в чистом виде: на этот раз Назар­ба­е­ва выдви­ну­ли в соста­ве груп­пы кан­ди­да­тов (туда вхо­дит орга­ни­за­ция в соста­ве с Ген­ри Кис­син­дже­ром и худож­ник Кари­п­бек Кую­пов, родив­ший­ся без рук и рису­ю­щий кар­ти­ны на анти­ядер­ную тему ртом и нога­ми). Сде­лал это уче­ный Алин Варе, кото­рый изве­стен как мастер широ­ко­го про­фи­ля – он защи­ща­ет все: от при­ро­ды до детей (и, воз­мож­но, при­ро­ду от детей и детей от при­ро­ды). А еще он изве­стен тем, что ряд орга­ни­за­ций, кото­ры­ми он либо руко­во­дит, либо высту­па­ет в них как коор­ди­на­тор, напря­мую финан­си­ру­ют­ся Мини­стер­ством ино­стран­ных дел Казах­ста­на. Ины­ми сло­ва­ми, это вовсе не уче­ные всей зем­ли гово­рят, что пре­зи­дент Казах­ста­на вели­кий, это гово­рят его соб­ствен­ные под­чи­нен­ные. То есть все при­шло к тому, с чего и начи­на­лось: пре­зи­дент­ская сви­та хочет уго­дить елба­сы и дела­ет все, что­бы он думал, что его любят авто­ри­тет­ные орга­ни­за­ции, а затем выяс­ня­ет­ся, что любовь куплена.

Это, конеч­но, уди­ви­тель­ная настыр­ность – пытать­ся запо­лу­чить пре­мию сно­ва и сно­ва. Хотя нуж­на ли она само­му Назар­ба­е­ву? Пожа­луй, да, но боль­ше по инер­ции: лиш­ний титул не поме­ша­ет. Но куда нуж­нее пре­мия окру­же­нию пре­зи­ден­та: выс­шее меж­ду­на­род­ное при­зна­ние – это финаль­ная точ­ка слу­же­ния, катар­сис, оправ­ды­ва­ю­щий весь хаос послед­них лет. Да, есть про­бле­мы с демо­кра­ти­ей, есть полит­за­клю­чен­ные, все про­пи­та­но кор­руп­ци­ей, в эко­но­ми­ке – пара­лич. Но это лег­ко бьет­ся козыр­ной пре­ми­ей: пре­зи­дент дела­ет вели­кое дело (уста­нав­ли­ва­ет безъ­ядер­ный мир, друж­бу меж­ду наро­да­ми, каза­чью спра­вед­ли­вость – нуж­ное под­черк­нуть) – а зна­чит, и мы дела­ем вели­кое дело, наша систе­ма со все­ми кри­вы­ми дета­ля­ми правильная.

Но раз за разом Нобе­лев­ский коми­тет дает понять, что у него дру­гие при­о­ри­те­ты, и пре­мию полу­чит кто угод­но, но не фаво­рит казах­стан­ских чинов­ни­ков. Ино­гда кажет­ся, что дей­стви­тель­но пора отдать пре­мию в Казах­стан, как шутят в интер­не­те, «за волю к победе».

После ново­го выдви­же­ния Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва на Нобе­лев­скую пре­мию напра­ши­ва­ют­ся два вывода.

Пер­вый – тех­ни­че­ский. Из семи попы­ток выдви­же­ния пять свя­за­ны с ядер­ным разору­же­ни­ем. Так как этот вопрос был актуа­лен для Нобе­лев­ки в сере­дине 90‑х (за что ее и удо­сто­ил­ся англий­ский физик Джо­зеф Рот­блат), озна­ча­ет лишь то, что с тех пор казах­стан­ским чинов­ни­кам боль­ше нече­го пред­ло­жить миру в каче­стве заслуг елба­сы. При этом все пода­ет­ся так, что Назар­ба­ев – глав­ный борец с ядер­ной угро­зой во всем мире, что, может быть, и сой­дет для внут­рен­не­го потреб­ле­ния, но вне зоны отчуж­де­ния от прав­ды вызы­ва­ет лишь улыбку.

Вто­рой вывод печаль­нее. Стрем­ле­ние изо всех сил понра­вить­ся груп­пе нобе­лев­ских экс­пер­тов куда важ­нее сем­на­дца­ти мил­ли­о­нов разо­ча­ро­ван­ных сооте­че­ствен­ни­ков. Для послед­них сой­дет и ста­тья в газе­те «Литер», нещад­но, как по коман­де, тира­жи­ру­е­мая почти все­ми информ-агент­ства­ми. Там есть пафос­ное: «Лидер Казах­ста­на пред­ла­га­ет новый прин­цип: «Хочешь мира – готовь­ся к миру!». И этот прин­цип рабо­та­ет. Сло­во за миром». Вот пусть эти сем­на­дцать мил­ли­о­нов и лома­ют голо­ву над этой бес­смыс­ли­цей. А мы пока пой­дем дела­ми зани­мать­ся. Вось­мой сезон не за горами.

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма