Пекин надавил на Киев, чтобы тот не высказывался в поддержку расследования о нарушениях прав уйгуров, казахов и других мусульман в Синьцзяне, сообщили Азаттыку украинские официальные лица и члены парламента.
Украинские чиновники и депутаты сообщили, что Китай надавил на Украину и она отозвала свою подпись под международным заявлением расследовать нарушения прав человека в Синьцзяне
Украина уступила давлению Китая и отозвала свою подпись под международным заявлением о нарушениях прав человека в Синьцзяне из-за угроз Пекина ограничить торговые отношения и отказать в доступе к вакцинам от COVID-19, сообщили Азаттыку украинские официальные лица и законодатели.
Сначала Киев присоединился более чем к 40 другим странам, подписавшим 22 июня заявление. Однако спустя два дня Украина отозвала подпись под заявлением Совета ООН по правам человека в Женеве, в котором содержался призыв к Китаю незамедлительно разрешить независимым наблюдателям доступ в Синьцзян, где Пекин создал систему «лагерей политического перевоспитания», в которых, по оценкам представителей ООН, содержится более миллиона уйгуров, казахов и представителей других коренных этносов.
Андрей Шараскин, украинский депутат от оппозиционной партии «Голос», который входит в парламентский комитет по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству, сказал Азаттыку, что Украина поддалась сильному дипломатическому давлению со стороны Китая и отозвала свою подпись под заявлением.
— [МИД Китая] потребовал, чтобы Украина отозвала свою подпись под международным заявлением об уйгурах. Это [давление] продолжалось до тех пор, пока подпись не была отозвана, — сказал Шараскин.
Эту версию событий подтвердил Азаттыку высокопоставленный украинский чиновник, который говорил на условиях анонимности, поскольку не уполномочен давать публичные комментарии по этому вопросу.
По словам чиновника, министерство иностранных дел Китая заблокировало документы на экспорт вакцины в Украину, а официальные лица Пекина «намекнули на причину» отказа. Как только Киев отозвал свою подпись под заявлением, отметил чиновник, документы были готовы и Украина получила ожидаемую партию вакцины Sinovac китайского производства.
Мария Ионова, член парламента от партии «Европейская солидарность» и председатель подкомитета по стратегическому курсу Украины на членство в Европейском союзе и НАТО, и оппозиционный украинский депутат Соломия Бобровская, также являющаяся секретарем парламентского комитета по внешней политике, рассказали Азаттыку, что давление Китая привело к отзыву Украиной подписи под заявлением, призывающим к тщательному расследованию предполагаемых нарушений прав человека в Синьцзяне.
МИД Украины и администрация президента Владимира Зеленского не ответили на запросы Азаттыка о предоставлении комментариев.
Александр Мережко, депутат от партии «Слуга народа», глава парламентского комитета по внешней политике Украины, сказал Азаттыку, что ему неизвестно о каком-либо нескрываемом давлении или требованиях Пекина.
— Я не думаю, что Китай открыто просил украинское правительство ничего не подписывать, — ответил он.
Предполагаемое давление Китая, о котором 25 июня первым сообщило информационное агентство Associated Press со ссылкой на дипломатические источники в странах Запада, было сосредоточено вокруг угрозы заблокировать запланированную поставку не менее 500 тысяч доз вакцины китайского производства в Украину, если она не откажется от поддержки дипломатического заявления.
После сообщения агентства Associated Press министерство иностранных дел Китая заявило, что не предъявляет каких-либо политических требований для поставки вакцин. МИД Китая поприветствовал решение Киева отозвать свою подпись под заявлением и заверил, что ему ничего не известно о «трудностях [Украины] при импорте вакцин из Китая».
По словам Бобровской, давление со стороны Китая «на самом деле заключалось в отказе от подписи [под заявлением] в обмен на вакцину», однако Шараскин отмечает, что Пекин также прессовал Киев, угрожая ограничить торговлю и в то же время предлагая увеличить инвестиции в украинскую инфраструктуру в обмен на отзыв подписи Киевом.
30 июня, вскоре после отзыва подписи, Пекин и Киев объявили об инфраструктурном соглашении, пообещав увеличить китайские инвестиции в экономику Украины и привлечь больше китайских компаний в страну.
Посольство Китая в Киеве не ответило на просьбу Азаттыка прокомментировать эти сообщения.
Эти события произошли на фоне устремлений Киева углубить отношения с Китаем. Украина позиционирует себя как страна, которая сумела найти баланс в растущей глобальной конкуренции между Пекином и Вашингтоном.
Украина ведет войну с поддерживаемыми Россией сепаратистами в Донбассе с 2014 года — конфликт на востоке страны начался после аннексии Москвой Крыма — и стремится к дальнейшей интеграции с ЕС и НАТО.
Однако Украина стремится также выстроить прочные экономические связи с Пекином, поскольку она пытается изменить свой экономический курс, отдаляясь от России. Ко всему прочему, Киев в последнее время испытывает разочарование по поводу политических мер Запада. Среди них — решение США и Германии завершить строительство газопровода «Северный поток — 2» несмотря на возражения Киева, а также отсутствие доступа Украины к произведенным в Америке вакцинам, из-за чего Киев вынужден был задуматься о возможности сближения с Китаем.
— Украинские лидеры объяснили нам эту [позицию] тем, что коллективный Запад несколько холодно относится к Украине, и поэтому необходимо использовать возможности, предоставляемые другими сторонами, — сказала Бобровская.
ЗАИГРЫВАНИЕ С КИТАЕМ
Непростые отношения Китая и Украины претерпели кардинальные изменения после начала войны в Донбассе.
Китай опередил Россию и стал крупнейшим торговым партнером Киева, на долю которого приходится 14,4 процента импорта страны и 15,3 процента экспорта. Пекин и Киев предложили друг другу негласную политическую поддержку, при этом Китай никогда не признавал Крым частью России, а Украина рассматривала Тайвань как часть Китая.
Отношения Киева и Пекина в начале этого года обострились после того, как Украина заблокировала китайским инвесторам возможность приобреcти украинскую аэрокосмическую компанию «Мотор Сич», как сообщается, из-за лоббирования из Вашингтона, который стремился помешать Китаю получить доступ к ценным военным технологиям.
— Они (украинцы. — Ред.) оказали [Соединенным Штатам] очень серьезную услугу, не продав [«Мотор Сич»] китайцам, — сказал Азаттыку бывший посол США в Украине Джон Хербст.
Соглашение от 30 июня между Китаем и Украиной, о котором объявили после отзыва Киевом подписи под заявлением хотя и не содержит конкретных деталей, но очерчивает широкомасштабное сотрудничество по привлечению китайских инвестиций в железные дороги, аэропорты и порты, а также в телекоммуникационную инфраструктуру Украины. Киев стремится улучшить свои позиции в многомиллиардной инициативе Китая «Один пояс — один путь».
Несколько украинских политиков также делали заявления, в которых намекнули на сближение с Пекином после эпопеи с «Мотор Сич». Политики также выразили возмущение действиями Вашингтона, заключившего соглашение с Германией по достройке скандального газопровода «Северный поток — 2», который идет из России в Европу в обход Украины. Киев отмечает, что этот проект подрывает его энергетическую безопасность.
Это часть более широкой тенденции к углублению связей между Пекином и Киевом, которая может привести к тому, что Украина со временем изменит свою внешнюю политику, сказал Азаттыку президент киевского аналитического центра «Стратегия XXI» Михаил Гончар.
Зеленский, который готовится 30 августа совершить визит в Белый дом и встретиться с президентом США Джо Байденом, в феврале заявил изданию Axios, что не считает Китай серьезной геополитической угрозой. Зеленский сказал, что не согласен с тем, что конкуренция между Вашингтоном и Пекином возрастает.
— Украина изо всех сил пытается перестраховаться геополитически. Но Украина не имеет значительного количества равноправных отношений. В этом заключается опасность — быть более слабой страной в международной системе, — считает Ольга Оликер, директор программы по Европе и Центральной Азии «Международной кризисной группы».
МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
Связи Киева с Вашингтоном имеют решающее значение для Украины с 2014 года, поскольку Соединенные Штаты и страны ЕС предложили стране экономическую, политическую и военную помощь в ее противостоянии с Россией.
Но эти связи между Украиной и США в последние годы ослабли.
Киев оказался вовлеченным во внутреннюю политику США, прежде всего в июле 2019 года, когда на Дональда Трампа, на тот момент президента Соединенных Штатов, поступила жалоба от осведомителя, которая привела к импичменту после телефонного разговора Трампа с Владимиром Зеленским.
Во время звонка Трамп попросил украинского лидера об «одолжении», дав понять, что он хотел бы, чтобы Киев объявил о расследовании в отношении Хантера Байдена, сына Джо Байдена — политика, который, как было понятно уже в то время, составит конкуренцию Трампу на выборах в 2020 году, в обмен на оказание критически важной военной помощи Украине.
А совсем недавно отсутствие доступа к западным вакцинам также стало серьезной проблемой для Зеленского, который открыто говорил о том, что Украина столкнулась с трудностями в закупке достаточного количества доз вакцины для своей страны с 44-миллионным населением.
В своем обращении к украинцам в конце года Зеленский с горечью констатировал, что, к сожалению, первыми вакцину получат «самые богатые» страны.
В поисках вакцины и в условиях ухудшающегося положения дел в связи с COVID-19 Киев обратился к Пекину, заказав в итоге 1,9 миллиона доз препарата Sinovac.
Именно эту партию вакцины задержал Пекин, чтобы заставить Киев убрать свою подпись под заявлением в Женеве.
Бобровская, Ионова и Шараскин выразили обеспокоенность тем, что Киев, поддавшись давлению Китая, может создать прецедент для подобных случаев в будущем. Все трое депутатов заявили, что планируют использовать свои парламентские полномочия, чтобы запросить дополнительную информацию о других возможных эпизодах давления Китая на Украину.
— Есть ряд ультиматумов, которые Китай предъявляет Украине. Но соглашаться на них или нет — это право Украины. Мне жаль, что Украина пошла на это и отказалась от подписи под документом, — отметила Бобровская.
Статья написана совместно с корреспондентом Украинской редакции Азаттыка Евгением Солониной.
Перевела с английского Алиса Вальсамаки.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»