В среду на пленарном заседании мажилиса депутаты озадачились проблемами детей. Но, как обычно, весьма своеобразно. Например, о форме и содержании говорил в своем запросе мажилисмен Турсунбек Омурзаков.
Автор: Камиль АЯНОВ
Фото: http://www.kt.kz/
По его словам, он нашел метод решения целого ряда проблем взаимоотношений между современными школьниками (а их в нашей стране свыше 2,5 миллионов человек). И этот метод — введение школьной формы. Тема в нашей образовательной системе не просто набившая оскомину, а уже практически перешедшая в разряд латентного заболевания, чреватого периодическими обострениями.
- Одним из инструментов воспитания, повышения дисциплины, стимулирования детей к учебе, соблюдения равноправия детей является требование к форме одежды, — «обострился» на государственном языке народный избранник, традиционно сославшись на международный опыт.
Как известно, школьная форма широко распространена в Великобритании, Австралии, США, Канаде, а в Сингапуре, Японии и Турции так вообще является обязательной. Видимо, иных отличий между нашим и зарубежным образованием уже не осталось.
- Советская школьная форма обеспечивала равенство и единство советских детей, — особо подчеркнул депутат-коммунист. — В соответствии с законом РК «Об образовании» учащиеся обязаны соблюдать установленную в образовательных организациях форму одежды. Однако данная норма на практике в большинстве случаев не реализуется. На основании вышеизложенного необходимо законодательно закрепить внедрение обязательной формы одежды в школах.
В общем, если предложение депутата будет принято Министерством образования, понятно кого придется благодарить школьникам за их счастливое детство с инкубаторским уклоном.
Аргументы в защиту униформы Омурзаков привел традиционные до зубной боли.
- Внедрение школьной формы позволит обеспечить равенство учащихся вне зависимости от их социального и материального положения, что, соответственно, снизит риски психических отклонений детей, — считает он. — Для социально незащищенных слоев населения возможно предоставление школьной формы за счет государства, что было бы дополнительной поддержкой для них. Единое требование к школьной форме обеспечит охрану и укрепление здоровья учеников.
Интересно, как бы объяснить помягче народному избраннику, что одень детей хоть в три одинаковых костюма одновременно — это социальное и материальное положение их (точнее, их родителей) не уравняет. Даже визуально.
После предложения закрепить необходимость школьной формы законодательно депутат запоздало заявил, что следует провести социсследования среди родителей учащихся о внедрении школьной формы и опубликовать их результаты. А также попросил уточнить позицию Министерства образования по данному вопросу и сообщить количество школ, где такие меры уже введены и действуют.
- Школьная форма должна быть доступной и качественной, — считает он. О том, что такой должна быть вся казахстанская система образования, а не только форма, депутат почему-то не заявил.
Еще одну «детскую тему» поднял мажилисмен Валихан Бишимбаев. По его словам, в Южном Казахстане из-за недостатка детсадов, школ и учреждений для детского творчества сложилась катастрофическая ситуация.
- Область является самой густонаселенной, проживает примерно пятая часть населения республики, — подчеркнул мажилисмен. — Здесь самая высокая рождаемость, большинство оралманов оседают в южном регионе, высока миграция казахской диаспоры из соседних стран. Эти процессы имеют тенденцию многократного усиления. Семьи с четырьмя-пятью детьми для юга являются нормой. По сравнению с остальными регионами в ЮКО значительно больше доля семей в молодом возрасте. Указанные факты требуют безотлагательного внимания к проблеме обеспечения детсадами и школами.
Справиться с проблемой не может даже провозглашенная президентом программа «Балапан». Да, 104764 ребенка посещают детсад, но это примерно половина от общего количества детей, которые должны посещать детсады (56,1%). Численность детей в возрасте от 3‑х до 6‑ти лет сейчас составляет 174273, из них в списке первоочередников состоят 53502 ребенка.
- Чтобы выполнить предусмотренный программой «Балапан» хотя бы 70%-ный охват детей детсадами, необходимо в области ежегодно строить не менее 10 дошкольных учреждений, — считает народный избранник. — В регионе ощущается острый дефицит современных школ. Так, из 1019 общеобразовательных школ 582 — приспособленные под школу здания, из них 228 — саманные. Занятия проходят в переполненных классах — обучается 534195 учеников при расчетной мощности 464544 ученических места. При этом численность школьников растет быстрее, нежели мы строим школы. В 2011 году в ЮКО школу окончили 38918 человек, принято 55836, в 2012 году окончили школу 39366 учеников, принято 58720.
Из 1019 школ области в 175 (308887 детей) учебный процесс проходит в одну смену, в 840 школах — в две смены (224301 детей) и в 4‑х школах (1169 детей) — в три смены. По прогнозам, в 2015 году школу будут посещать 662873 ребенка, для чего необходимо построить еще как минимум 40 школ.
Создавшаяся ситуация усугубляет и некоторые социальные проблемы. Так, из 2,8 миллиона человек, самозанятых в стране, почти пятая часть из них, 534,2 тысячи, проживает в ЮКО. Многие из них имеют низкие, нестабильные доходы, выпадают из пенсионной системы. Напрямую это вызвано дефицитом и неудовлетворительным состоянием детских учреждений. Из-за нехватки мест в детсадах родители не могут полноценно работать или устроиться на более высокооплачиваемую работу.
В финале Бишимбаев попросил рассмотреть вопрос возможного финансирования строительства 8 школ и 8 детсадов при уточнении бюджета на 2013 год.
Continued here:
Была бы форма, а мозги приложатся?