Не секрет, что весь крупный бизнес в Казахстане, так или иначе, контролируется «на самом верху». Оттуда тянутся провода ручного управления национальной экономикой, в особенности тех ее секторов, которые связывают страну с внешним миром. Кредо составляет схема «власть-деньги-власть». Те, кто имеют власть в Казахстане, те имеют и деньги, а деньги потом могут быть конвертироваться в расширение этой власти.
Автор: Олег КУЗНЕЦОВ
Этот нехитрый механизм в принципе работает, но в нем есть одно слабое звено. Тот, кто непосредственно владеет всей полнотой власти, не может также открыто владеть собственностью — он может лишь ее контролировать, доверяя право владения своим представителям. Таким образом, именно уровень доверия определяет степень влиятельности того или иного казахстанского олигарха в данный конкретный момент.
Громкие сделки ушедшего года
Западная юридическая система (в особенности построенная на англо-саксонских принципах) без труда позволяет обеспечить подобную схему легальными рамками. А оффшорные юрисдикции — глубоко спрятать «настоящих собственников». Но она по определению не может установить высокий уровень такого доверия.
Между тем, доверие в авторитарной политической системе — товар крайне редкий. История СССР (и не только) учит нас, что любой «отец нации» вынужден постоянно колебаться между двумя «страхами» — тем, что очередное доверенное лицо подсидит верховного вождя, и страхом оказаться в полной изоляции. Результатом становится постоянная «движуха» в списке «доверенных» управителей. Изучение этой динамики и позволяет выстроить рейтинг влиятельности экономических субъектов. На данный конкретный момент.
Лидерство в этом рейтинге по итогам 2012 года, безусловно, принадлежит бывшему управляющему делами президента Булату Утемуратову. На сегодняшний день он, похоже, является самым доверенным лицом в контрольном механизме елбасы. Собственно об этом говорит уже само название структур, которыми управляет Утемуратов. Все они несут в своем название слово «верный» (в русской или английской транскрипции). Но дело, конечно, не в названии. За последнее время «верный» Утемуратов провел целую череду сделок, которые выделяются не только своими масштабами, но и особой «чувствительностью».
Главной операцией бывшего управделами президента стала продажа жемчужины казахстанского цветмета — корпорации «Казцинк» международному трейдеру «Гленкор». О том, кто и когда договаривался с «Гленкором», в общем, известно, да и догадаться легко. Но тот факт, что именно Утемуратов в результате сделки стал крупнейшим «внешним» акционером компании, говорит о серьезном доверии.
Последовавшие затем сделки лишь подтвердили значимость этого персонажа. Покупка отеля Ritz-Carlton на Тверской, расположенной напротив Кремля, по очевидно завышенной цене, а затем — еще одного Ritz-Carlton, но на этот раз в историческом районе столице Австрии, по соседству с Венской оперой и музеем изобразительных искусств, стали по выражениям экспертов «трофейными» (то есть не имевшими особого экономического смысла).
И, наконец, открытие 5‑зведочного отеля Rixos Lake Borovoe в Щучинско-Боровской курортной зоне, на котором пожелал присутствовать сам президент Казахстана. Не исключено, что следующим трофеем «Верного» станет Алматинский аэропорт, инвестиционная история которого может читаться как сценарий к целому криминальному сериалу.
Зять Назарбаева остался в «топе»
На втором месте, по нашему мнению находится сегодня Тимур Кулибаев, который переместился сюда с вершины Олимпа после рождения второго небрачного сына у Гоги Ашкенази. Собственно, средний зять Назарбаев выходит из доверия тестя уже второй раз. В первый раз после рождения Адама, после чего понадобилось довольно много времени, чтобы вернуться в «ближний круг». А второй раз после рождения Алана, которое, по слухам, привело к «большим эмоциям» женской части семейства Назарбаева.
Для погашения этого конфликта Гогу пришлось срочно пристроить к модельному бизнесу, прикупленному по этому поводу, и даже найти ей «жениха» — наследника семейного богатства итальянского клана Агнели Лапо Элкана. Впрочем, последнее обстоятельство мало кого может ввести в заблуждение, учитывая слухи о половых вкусах самого Элкана.
Эмоции эмоциями, но появление в клане елбасы неких «посторонних» детей теоретически могло обрушить и всю красивую схему доверительного управления. Так что не исключено, что формальный отказ Тимура от своего второго сына мог иметь и вполне юридическое значение. Вывести зятя из сложной и, судя по всему, запутанной схемы доверительного управления не представляется возможным, и он остается в «топе». Самым верным подтверждением этого факта может служить сохранение Кулибаева в составе совета директоров «Газпрома», где он представляет очевидно самый важный козырь елбасы в переговорах с Кремлем.
С «евразийцами» лучше не ссориться
Самым сложным и запутанным элементом доверительной системы управления являются, конечно, отношения, с Евразийской группой, которая находится на следующей ступени нашего рейтинга. Дело тут осложняется тем, что ее представители имеют не просто собственные интересы, но и внешние рычаги влияния на самого Назарбаева.
Одним из таких рычагов является возможность Машкевича обеспечивать президенту Казахстана поддержку т.н. «еврейского лобби» в Вашингтоне. Это лобби представляет собой не некую мифическую «закулису», а вполне легальную и отлично работающую политическую машину, способную придать авторитарной системе Акорды лоск «развивающейся демократии». И у Патоха Шодиева, бельгийского подданного, тоже есть собственные каналы поддержки. Например, однокурсники по МГИМО Сергей Ястржембский и Алишер Усманов.
Несколько лет назад, «высокие доверительные отношения» евразийцев и елбасы дали трещину, результатом которой стала «некоторая перетасовка активов». После целого ряда скандалов ENRC остается парией Лондонского фондового рынка. По итогам года ее акции на LSE без особых видимых причин упали более чем на 50%, в результате чего компания удостоилась сомнительного звания «худшей голубой фишки» на местном рынке.
Не очень понятной пока выглядит и система доверительных отношений елбасы с Владимиром Кимом, самым богатым казахстанцем по версии Форбс. После кончины Владимира Ни, важнейшего звена в передаточной системе «власть-собственность-власть», эти отношения, похоже, перешли в новое качество.
В новое качество переходит, судя по всему, и вся система «доверительного управления», сложившаяся в последнее десятилетие. Главным итогом 2012 года можно смело считать ее «окукливание». Сокращение до минимальных размеров и опору на старые кадры (если судить по «внезапному» возвращению на это поле Утемуратова).