Как появились первые состояния в Казахстане? Этот вопрос журналист Вадим Борейко задал Акежану Кажегельдину, премьер-министру РК в 1994–1997 годах (именно тогда на счетах людей из «ближнего круга» Назарбаева начали накапливаться будущие миллионы и миллиарды долларов).
В интервью, вышедшем на YouTube-канале «Гиперборей» 4 апреля 2022 года, Акежан Магжанович рассказал о том, как закладывались основы нынешнего финансового благополучия Александра Машкевича, Патоха Шадиева, Алиджана Ибрагимова, Булата Утемуратова, Тимура Кулибаева, Болата Назарбаева, Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой.
Чьими деньгами распоряжалась «евразийская тройка»
Вадим Борейко. Первые персоны, о которых хотелось бы поговорить, это члены так называемой «евразийской тройки». Как получили свои первые капиталы Александр Машкевич, Патох Шадиев и ныне покойный Алиджан Ибрагимов? Ходили разговоры о какой-то коммерческой деятельности международного антиядерного движения «Невада-Семей».
Акежан Кажегельдин. Да, об этом очень много говорили, но вы должны понимать одну простую вещь: до 1999 года менеджерами и реальными инвесторами всех этих проектов, которыми сегодня владеют «евразийцы», были два брата по фамилии Рубен из Великобритании. Они до сих пор здесь и вы можете их найти.
Справка канала «Гиперборей»:
Братья Дэвид и Саймон Рубены, выходцы из Индии, одни из богатейших резидентов Великобритании. В начале 1990‑х годов их компания TransworldGroup зашла на российский рынок и купила контрольные пакеты акций Братского и Красноярского алюминиевых заводов. В 1994 году братья Рубены познакомились с Олегом Дерипаской – он к тому времени контролировал Саянский алюминиевый завод. Дэвид и Саймон Рубены, Дерипаска и братья Черные заключили союз, который позволил им консолидировать большую часть алюминиевой промышленности России – 7% мирового производства алюминия. Группа также контролировала Павлодарский алюминиевый завод в Казахстане, производивший глинозем для российских предприятий. Сейчас АО «Алюминий Казахстана» входит в Евразийскую Группу.
А.К. Это очень богатые люди, им принадлежит почти четверть лондонского района Mayfair, особенно та часть, которая называется Shepherd Market. Они владеют там отелями, ресторанами, и это они были главными инвесторами в казахстанских компаниях, которые пришли в Донской горно-обогатительный комбинат, Актюбинский ферросплавный завод и Аксукскую ГРЭС. То есть они были хозяева, они дали деньги. В 1999 году они потеряли эти активы, все поменялось, как поменялось — хорошо знают власти Казахстана.
Члены «Евразийской тройки» пришли на деньги братьев Рубен. Так же, как в случае с Владимиром Кимом, который пришел на деньги компании Samsung.
В.Б. То есть они стали такими «операторами»?
А.К. Абсолютно верно.
В.Б. А что касается этих слухов с коммерческой деятельностью движения «Невада – Семей»?
А.К. Да нет, это на самом деле только слухи. Никакая «Невада», никакой «Семей» здесь ни при чем: может быть, они когда-то что-то заработали, но это не те деньги. Первые деньги пришли через швейцарский банк UBS. Приехала группа банкиров из Швейцарии, встретилась с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, он позвонил мне и предложил с ними встретиться в правительственной резиденции, что по дороге на Медео. Они представили три проекта, в которые хотели вступить, и сказали: у нас есть клиент, который хочет инвестировать на тех условиях, которые вы недавно объявили, а именно — получить в управление 40% акций без приобретения, погасить все долги, которые образовались на тот момент, внести рабочий капитал и начать производить продукцию, что они до этого производили, но временно остановили производство. На этих условиях было подписано первичное соглашение, и их клиентами были братья Рубен. А операторами — господа, которых вы назвали.
В.Б. Хорошо, мой вопрос о «Неваде» продиктован тем, что одна из моих обязанностей — это фактчекинг, в том числе всяческих слухов. Вы упомянули Владимира Сергеевича Кима, президента «Казахмыса»: а какую роль в этой истории играл многолетний помощник и ближайший соратник Назарбаева Владимир Васильевич Ни?
Справка канала «Гиперборей»:
Владимир Ни – давний соратник Нурсултана Назарбаева, много лет, начиная с 1990 года, был управляющим делами Аппарата Президента РК, с 1998 по 2010 гг. – председателем правления, генеральным директором АО «ХОЗУ», президентом ТОО «Корпорация «ХОЗУ», с 2006 по 2010 гг. — председателем совета директоров корпорации «Казахмыс». Умер в 2010 г.
А.К. Это очень интересный вопрос, но, я думаю, и вам, и читателям будет интересно понять вообще порядок взаимоотношений. Как в нашей стране появился Samsung? Весной 1995 года делегация Республики Казахстан полетела в Южную Корею, ну и, естественно, раз летели туда, примерно половина состава делегации – это были бизнесмены-этнические корейцы. Потом у нас в стране появились представители европейской «дочки» южнокорейской компании — Samsung Deutschland. На тот момент они были ответственными за все проекты, связанные с Европой, Восточной Европой и бывшими странами Советского Союза. Каким образом Владимир Ким связан с ними? Никаким. Ким прежде всего связан с Нуртаем Абыкаевичем Абыкаевым: они вместе работали в Ауэзовском районе города Алма-Аты. Абыкаев был первым секретарем райкома партии, a Ким — комсомольским секретарём.
Справка канала «Гиперборей»:
Нуртай Абыкаев – руководитель Аппарата Президента Казахстана в 1990–1995 гг. и Администрации Президента РК в 2002–2004 гг., председатель Комитета национальной безопасности Казахстана в 1988–1999 гг. и 2010–2015 гг., председатель сената Парламента в 2002–2007 гг. и первый посол Казахстана в Великобритании (назначен в 1995 году), где он очень удачно купил четырехэтажное здание посольства на Thurloe Square, напротив Музея Виктории и Альберта — как рассказал Вадиму Борейко в 1998 году тогдашний посол Канат Саудабаев, всего за миллион фунтов.
А.К. А что касается Владимира Васильевича Ни, он карагандинец, приехал в свое время в Алма-Ату из Караганды вместе с Нурсултаном Назарбаевым, это очень близкий, преданный семье человек, и по большому счету он патронировал Кима, будем говорить, просто как кореец корейца. Прямого отношения к истории-предыстории они вдвоем не имели.
В.Б. У меня сложилось впечатление, что Владимир Васильевич патронировал как раз Владимира Сергеевича.
А.К. Да, потом он его патронировал, но, как я уже сказал, это делал не только он, но и Нуртай Абыкаев. Может быть, уже перестал.
В.Б. А Владимир Васильевич Ни в последние годы жизни был еще и председателем совета директоров холдинга «Казахмыс».
А.К. Да, это в том числе. Вы должны понимать: «Казахмыс» — это, скажем так, двуликий Янус. Есть «Казахмыс» для Запада и есть «Казахмыс» казахский. Там в совете директоров долгие годы был, и, по-моему, до сих пор находится Болат Назарбаев, такой большой «знаток» горнодобывающей промышленности и особенно цветной металлургии.
В.Б. Расскажите, пожалуйста, о причинах делистинга акций компании «Казахмыс» с Лондонской биржи цветных металлов и ее последующего раздробления (в 2014 году) на публичную и частную компании.
А.К. Делистинг «Казахмыса» в моем понимании (я могу ошибаться) произошел по одной простой причине: нужно было передать часть активов и контроль над ними Кайрату Сатыбалды, то есть в Фонд Первого Президента. И остатки, на которые имели право, как считается, господа Владимир Ким и Олег Новачук (председатель совета директоров KAZMineralsPLC и второй крупнейший акционер компании «Казахмыс», — авт.) — на территории РФ. Эта сделка должна быть тщательно рассмотрена, расследована с точки зрения интересов Республики Казахстан: она с самого начала и до сегодняшнего дня имеет основание быть подозреваемой в коррупции.
В.Б. Кстати говоря, не так давно Олег Новачук встречался в Кремле с Путиным по поводу, если не ошибаюсь, проектов на Чукотке, но он до сих пор он не встречался с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.
А.К. Наверное, речь шла об активах, имеющих отношение к РФ, поэтому он встречался с президентом РФ. И кстати о Путине: много говорят о том, что он напрямую не владеет большими активами. Я абсолютно уверен, что, так же как и в свое время Борис Николаевич Ельцин, Владимир Путин напрямую не владеет ничем. Российская Федерация — это государство с долгой историей, это действительно государство, и там есть институты, которые внимательно за всем следят. Я практически уверен, что он напрямую ни с чем не связан – конечно, это не значит, что у него нет никаких интересов в той или иной отрасли, но эта история не такая как казахская история. Казахская история простая как пряник. У нас, что бы ни происходило, все хотят чем-то владеть — и это дошло до абсурда. Этот абсурд выродился в такую коррупцию, какую мы до сих пор имеем, и эта коррупция разрушила институты государства.
Поэтому это хвалебное «стабильное государство» в ночь с 5 на 6 января в городе Алматы развалилось как картонная коробка.
Российское государство — институт более строгий, и это государство, в отличие от нас. Мы еще строим, а они живут.
Булат Утемуратов: «никто» во главе списка Forbes
В.Б. Следующий в списке Булат Утемуратов. С чего началось его богатство? В 2011 году появился журнал Forbes Казахстан с его списком самых богатых, и с тех пор Утемуратов часто возглавлял список казахстанских бизнесменов-миллиардеров.
А.К. На этот вопрос мне отвечать очень легко и просто. Булат Жамитович Утемуратов в годы работы нашего правительства был замминистра, а потом стал послом в Швейцарской конфедерации. С точки зрения бизнеса он не бизнесмен, он — никто. Он представляет чужие капиталы и представляется как бизнесмен. За ним – не его деньги, а деньги Нурсултана Абишевича Назарбаева. История АТФ-банка и все последующие с их огромными транзакциями — это все из этой серии.
Тимур Кулибаев богаче Нурсултана Назарбаева
В.Б. Тимур Кулибаев?
А.К. Тимур Кулибаев — самый богатый член семьи Назарбаева. И его главный капитал — это не Народный банк, это всего лишь ширма, все его капиталы напрямую относятся к транзакциям, связанным с активами государства на мировом и местном рынке. И все эти деньги уходили и продолжают уходить в структуры, которые он до сих пор контролирует. Это самый богатый человек в семье. Он богаче чем Нурсултан Назарбаев.
Алматинская область – вотчина Болата Назарбаева
В.Б. Брат первого президента Болат Назарбаев?
А.К. Активы, которыми он владеет в разных структурах, огромны. Он тоже человек больной, и он передал управление своими активами сыну и своим племянникам.
В.Б. Под племянниками вы имеете в виду Самата Абиша и Кайрата Сатыбалды? Потому что у них одни племянники с Нурсултаном Назарбаевым.
А.К. Совершенно верно. Но у него еще есть свой сын. Кроме того, что они контролировали весь рынок продаж алкогольной продукции, больше чем половину рынка продажи автомобилей, еще в их распоряжении находилась государственная таможенная служба.
В.Б. Вы имеете в виду пункт «Хоргос»?
А.К. Не только. Практически вся таможенная служба.
В.Б. Ходили разговоры, что вся Алматинская область — это вотчина Болата Абишевича Назарбаева, и без его согласия не назначались ни акимы, ни заместители акима. Мне вспоминается скандал с Багдатом Манзоровым, которого вроде бы арестовала антикоррупционная служба, но потом его вернули на место. Эта ситуация связана с влиянием Болата Назарбаева?
АК. Абсолютно. Он был очень влиятельным человеком и не случайно во время событий января этого года он покинул страну только шестого числа. Он на машине уехал в Бишкек и оттуда улетел. Вся семья улетела. Поэтому, когда возникает вопрос: кто за этим всем стоял? — первый вопрос, который надо задать: кому это было выгодно? Когда вы ответите на этот вопрос, вы найдете, кто за этим стоял.
Преступный путь денег Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой
В.Б. Рахат Алиев и Дарига Назарбаева. Или это разные статьи дохода?
А.К. Нет-нет, они все еще вместе. Дарига Назарбаева вместе со своими старшим сыном и дочерью являются наследниками значительной части того, что оставил им Рахат Алиев. Они вместе участвовали в приобретении этих активов, очень часто преступным путем: путем захвата, рэкета, в случае с «Нурбанком» это преступное приобретение активов закончилось гибелью людей. Вы знаете, что эти два погибших банкира переписали Дариге свои активы, в том числе — не имеющие напрямую никакого отношения к самому банку.
Дариге принадлежат активы, которые Рахат заставил переписать на его имя ливанского предпринимателя. Дарига до сих пор владеет активами, которые были отняты у Серика Медетбекова (в 1990‑х годах – учредителя телерадиокомпании «РИК», — авт.).
Дарига и Рахат продали присвоенную ими государственную компанию «Хабар» государству и получили большие деньги — это особый случай…
В.Б. 100 миллионов долларов, мы недавно об этом говорили.
А.К. И, возможно из-за этого погиб Алтынбек Сарсенбаев (министр информации РК в 1997–2001 и 2004 годах, сопредседатель Демократической партии «Ак жол», и после ее раскола – организатор и сопредседатель незарегистрированной партии «Настоящий Ак жол», — авт.).
Они выводили за рубеж деньги и никогда не платили налоги в стране. Если проследить все, что произошло, от Казахстана до всех других западных стран, они совершили целую серию так называемых предикатных (предшествующих легализации (отмыванию) доходов, — авт.) преступлений, то есть финансовых. Поэтому, если Республика Казахстан захочет разобраться с возвратом их капиталов, предстоит серьезная работа.
Дело в том, что после того как в 2015 году Рахат Алиев покончил собой в австрийской тюрьме, Нурсултан Назарбаев дал приказ прокуратуре Казахстана и всем соответствующим органам прекратить расследование в отношении Рахата Алиева, потому что это грозило разоблачением раскрытия активов, которые принадлежали всей семье, включая Даригу. Так и произошло.
Хочу сказать, что доказательства о причастности ее бывшего мужа к гибели Алтынбека Сарсенбаева находятся в архивах ФБР США. Была пресс-конференция, которую провел замгенерального прокурора Республики Казахстан Андрей Кравченко при участии временного поверенного в делах Соединенных Штатов в Республике Казахстан господина Марка Наппера.
Обратитесь в архивы прокуратуры и суда федеральной земли Вена Австрийской республики — вы получите абсолютно все доказательства. Это не публикация в прессе — это факты. Для того, чтобы вынести реальное решение по этому поводу, надо, чтобы правоохранительные органы Республики Казахстан довели свои расследования до конца. А (возвращаясь к финансам) то, что приобретено незаконным путем, сейчас находится в руках органов власти этих западных стран. Посмотрим, чем все это закончится.
Источник: YouTube-канале «Гиперборей»