Ну и шороху навел глава государства на форуме трансформации фонда «Самрук-Казына» в понедельник. Судя по всему, глава ФНБ Умирзак Шукеев рассчитывал просто отрапортовать о том, как будет реформироваться возглавляемая им структура, а Нурсултан Назарбаев использовал удобный случай, чтобы мобилизовать управленческий аппарат ключевого квазигосударственного холдинга на новые свершения.
Отечественные СМИ и информагентства с большим удовольствием цитировали перлы «лидера нации» о том, что должен сделать Умирзак Естаевич, чтобы сохранить свое кресло, и смаковали запрет елбасы на набор новых кадров в аппарат фонда по звонку и родственным связям, а не образованию и опыту.
Учитывая, что в зале присутствовали представители ЕБРР и ОЭСР, зарубежных фондов развития Temasek, Khazanah, Korean Investment Corporation, Qatar Investment Authority, а также международные эксперты, представляем, что они будут рассказывать, вернувшись к себе на родину.
Холодный душ для Шукеева
Причины, по которым Нуреке устроил, с одной стороны, холодный душ Умирзаку Шукееву и его коллегам, а с другой — поставил перед ними гигантские задачи, которые под силу только Гераклу, те же самые, что сподвигли его ранее кардинально «реформировать» правительство. То есть стагнация отечественной экономики, низкая эффективность государственного управления, резкое обострение внешнеполитической обстановки, падение мировых цен и спроса на нефть, которые в свою очередь обостряют социальные противоречия в Казахстане и могут подорвать пресловутую внутриполитическую стабильность.
Методы же решения макроэкономических и даже геополитических проблем, к которым прибег президент, отнюдь не новы. Помнится, лет тридцать назад руководство Советского Союза в схожей ситуации, чтобы сдвинуть экономику с места, также принимало множество стратегических комплексных программ с двадцатилетним горизонтом планирования, проводило широкомасштабные совещания, усиливало требования к госаппарату управления, «совершенствовало» его структуру, много говорило, требовало и указывало.
Поскольку пересказывать, а тем более комментировать выступление Назарбаева в понедельник нет смысла, ограничимся перечислением основных задач, поставленных перед Фондом национального благосостояния.
ФНБ должен стать высокотехнологичной и эффективной компанией, которая увеличит богатство страны. За пять лет его совокупные активы должны удвоиться и вырасти до 200 миллиардов долларов. При этом рост должен происходить за счет создания новой стоимости портфельных компаний. Три дочерние структуры ФНБ должны войти в список лидеров мирового бизнеса Fortune 500. Эффективность в системе фонда должна вырасти на 30—40%. «Самрук-Казына» должен обзавестись собственной научно-исследовательской базой, чтобы повысить свой научно-технический потенциал, а также принять активное участие в развитии казахстанского сектора малого и среднего бизнеса.
Сможет ли нынешняя команда управленцев ФНБ под руководством председателя совета директоров Карима Масимова и председателя правления Умирзака Шукеева выполнить поставленные главой государства задачи? Сильно сомневаемся. Хотя бы по той простой причине, что на настоящий момент фонд представляет собой весомую часть национальной экономики — по словам елбасы, его совокупные активы равны половине ВВП республики.
Причем половине, по оценке Нуреке, весьма плохо управляемой. А все предыдущие попытки сделать отдельную отрасль или сектор лучше остальной экономики в Казахстане удавались редко, да и заканчивались всегда тем, что общее приводило частное к единому знаменателю.
Судя по бодрому выступлению Умирзака Шукеева, публичная выволочка и грозная требовательность со стороны «лидера нации» его не испугали. Похоже, двадцать пять лет эволюции в жестких условиях внутриэлитной конкуренции воспитали в стране такой же корпус высших управленцев, что сложился в Советском Союзе в последние годы правления Леонида Брежнева. Это когда люди легко переходили с руководящей партийной работы на руководящие же посты в госаппарате, народном хозяйстве или на дипломатической службе и обратно не потому, что были бесценными специалистами, а потому, что попали в номенклатуру.
Точно такая же номенклатура сложилась в нашей республике, но каналы попадания в нее стали совсем другими. Поэтому мы не сомневаемся в том, что как формировался управленческий аппарат ФНБ «Самрук-Казына» по звонку, так и будет формироваться. Потому что это стандартная практика для комплектации всех структур, включая администрацию президента, аппарат правительства, министерства, акиматы, национальные и квазигосударственные компании.
И с номенклатурой справиться не может даже «лидер нации», о чем свидетельствует поражение Нуреке в деле очистки берегов рек и природоохранных зон в Алматы от коттеджей и усадьб — криков было много, а толку никакого.
Попали в трех зайцев
Что же касается внешней политики, то победа Акорды в виде нового, расширенного соглашения о сотрудничестве и партнерстве между Казахстаном и Европейским союзом может обернуться большим поражением.
Дело в том, что в среду глава государства начал свой визит в Брюссель, где уже встретился с королем Бельгии Филиппом и должен 9 октября принять участие в процедуре подписания текста договора ЕС — РК. Однако как раз к приезду елбасы в Западную Европу там начался новый скандал, который французская пресса уже назвала двойным «Казахгейтом».
Оказывается, французские власти с 2012 года ведут расследование крупного политического скандала, в котором замешаны люди из окружения экс-президента Франсуа Саркози. Их подозревают в «отмывании денежных средств преступной группой», «коррупции иностранных должностных лиц», «соучастии и укрывательстве преступления». Следователи уже изучают контракты, подписанные в 2010 году Францией и Казахстаном на сумму почти 2 миллиарда долларов на поставку 45 вертолетов.
Судя по всему, этот вброс не случайность, а попытка использовать информационный повод, созданный визитом казахстанского президента в Брюссель, чтобы нанести удар не столько по Акорде и Назарбаеву, сколько по Саркози, который заявил, что возвращается к активной политической деятельности.
Если учесть, что из Брюсселя елбасы полетит прямо в Минск на очередное заседание Совета глав государств СНГ с участием Владимира Путина и Александра Лукашенко, то получается вообще очень символично.
Ведь если скандал во Франции будет развиваться, а пока все свидетельствует в пользу этого варианта развития событий, то это отбросит густую информационную тень как на процесс ратификации соглашения ЕС — РК, так и на судебный процесс в Лионе по делу об экстрадиции Мухтара Аблязова по запросам России и Украины. И это еще сильнее сблизит Кремль и Акорду, а значит, наше гражданское общество рискует оказаться под давлением не только властей, но и так называемых патриотов и государственников, что намного тяжелее и опаснее.
А тут еще Карим Масимов вольно или невольно добавил масла в огонь. На фоне целеуказующего выступления Назарбаева на Форуме трансформации ФНБ «Самрук-Казына» тревожным сигналом для политизированной части общества и правящей элиты стало постановление правительства РК №1020 «О некоторых вопросах Национального пантеона». Оно хотя и было принято еще 25 сентября 2014 года, однако стало известно широкой публике только сейчас.
С одной стороны, логично чтобы суверенное и независимое государство обзавелось местом для захоронения выдающихся деятелей государства, науки и культуры. Это важно не только с точки зрения выражения уважения к их заслугам, но и для формирования положительного отношения подрастающего поколения и всего народа в целом к стране, ее истории и государственности, то есть патриотизма.
Однако, учитывая возраст первого и пока бессменного президента Казахстана и разговоры про его проблемы со здоровьем, во всем этом есть нечто, что заставляет беспокоиться. Само постановление малюсенькое: согласиться с предложением акима города Астаны о создании объекта «Национальный пантеон»; акимам города Астаны и Акмолинской области в установленном законодательством порядке определить место размещения объекта и принять иные необходимые меры по реализации настоящего постановления. Но сплетен на тему, кто станет первым вечным поселенцем Пантеона, вызовет много.
Не за горами выборы
Что касается прочих текущих внутриполитических событий, то они подтверждают начало нового избирательного цикла. В стране продолжается негромкая кампания по закрытию Коммунистической партии Казахстана. Судя по тому, что к ней дружно подключились руководящие партийные функционеры из Актюбинской, Кзылординской, Мангистауской областных организаций, к этому процессу приложила свою руку администрация главы государства.
Нетрудно предположить, что до конца текущего года Компартия Казахстана будет закрыта или по решению Министерства юстиции РК, которое проведет внеплановую проверку численности членов партии и установит, что она ниже определенного законом минимума, или по решению чрезвычайного съезда партии, созванного отступниками.
В любом случае этой политической организации не выжить, что означает: на следующих парламентских выборах никаких неожиданностей не будет — все их участники будут играть по правилам, продиктованным Акордой, и шансы, что избирательная система страны снова поменяется и половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а половина по мажоритарным округам, резко выросли.
Другим доказательством того, что предвыборная гонка незаметно для избирателей стартовала, стала активность двух ключевых фигур в окружении елбасы: его старшей дочери Дариги, которая в качестве вице-спикера мажилиса и руководителя фракции президентской партии «Нур Отан» наиболее близко подобралась к престолу, и «серого кардинала» Булата Утемуратова.
Последний через своего младшего бизнес-партнера Арманжана Байтасова и, несомненно, с санкции самого елбасы продолжает процесс ребрендинга и политизации телевизионного канала ТАН, но пока, правда, в антироссийском направлении.
Что касается Дариги Нурсултановны, то она на этой неделе провела заседание фракции правящей партии, посвященное проекту трехлетнего республиканского бюджета. Судя по жесткой критике со стороны мажилисменов в адрес правительства и докладчика, министра национальной экономики РК Ерболата Досаева, нуротановцы уже начали зарабатывать предвыборные баллы.
Другим представителем главной семьи страны, засветившимся в информационном пространстве республики, стал племянник Нурсултана Назарбаева Кайрат Сатыбалды. Секретарь народно-демократической партии Казахстана «Нур Отан» поздравил главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова с днем рождения. Цитируем: «Разрешите мне от имени моего отца Нурсултана Назарбаева поздравить вашего лидера — моего брата Рамзана с днем рождения! Цените и берегите Рамзана, потому что он гарант мира в республике. Дай Аллах, Рамзан Ахматович, вам здоровья. Я желаю чеченскому народу процветания».
…Ну а завершить обзор событий текущей недели мы хотим событием внутриполитическим, которое крайне негативно отразится на гражданском обществе страны. В стране достаточно давно идет кампания в поддержку инициативы Гражданского альянса Казахстана по пересмотру процедуры распределения госзаказа среди НПО. В рамках нее предложено учредить специальную организацию, которая будет аккумулировать все средства, выделяемые госорганами на поддержку НПО, и централизованно распределять их.
С одной стороны, это в интересах самого Гражданского альянса Казахстана, который из многочисленной, но малозаметной и совершенно невлиятельной структуры может превратиться в некое подобие Национальной палаты предпринимателей РК, куда принудительно загнали всех бизнесменов страны. С другой — здесь видна рука Акорды, которая давно хочет получить возможность управлять неправительственным сектором.
Так что очень скоро в нашей стране кроме единого пенсионного фонда, единой палаты предпринимателей и единого профсоюзного объединения будет еще и единый гражданский альянс, вся сила которого будет заключаться в том, что интересы властей будут защищаться еще более откровенно и беззастенчиво в обмен на право делить пирог государственного заказа и дотаций.
Источник: “Газета новостей” № 28 (1159) от 10 октября 2014 года