Сильвио Берлускони, подобно своему великому соотечественнику, древнему римлянину Гаю Юлию Цезарю, вполне мог бы заявить: «Alea jacta est» — «жребий брошен!». Только Цезарь сказал эту крылатую фразу, начиная борьбу за власть, а вот Берлускони, наоборот — принял решение от власти удалиться. Он официально объявил о своем намерении уйти в отставку, но не немедленно. Сначала итальянский парламент должен одобрить предложенную им программу реформ и экономии госсредств — программу, каждый пункт которой был принят по требованию Евросоюза ради вывода Италии из долгового кризиса.
Свою отставку «дон Сильвио» предложил оппозиции в качестве отступного за то, чтобы она проголосовала в парламенте за весь пакет. Теперь оппозиционеры попали в весьма пикантное положение: чтобы добиться ухода Берлускони со сцены, они вынуждены поддержать его, более того — принять на себя ответственность за жесткие и непопулярные меры, которые, скорее всего, заставят отвернуться от них итальянских избирателей.
«Уходи, злой Бабай!»
О своей скорой отставке итальянский премьер объявил во вторник, 8 ноября, но и через день после этого никто так и не понял — он уходит или нет? Последовавшее за заявлением
Этот законопроект, как утверждает итальянское правительство, содержит все меры и реформы, проведения которых потребовал от Италии Евросоюз, заявил в телефонном интервью Берлускони. «Мы должны послать всем рынкам недвусмысленный сигнал: мы настроены серьезно и поэтому нам следует в первую очередь позаботиться о реформах. Потом придет время для всех остальных вопросов — например, для вопроса о том, кто возглавит новое правительство и так далее. В данный момент речь идет о благополучии страны», — подчеркнул премьер.
На самом деле, вопрос о том, кто станет новым
Точнее всех на этот счет выразился, пожалуй, лидер Южнотирольской Народной партии (партия, представляющая интересы живущих в Италии этнических
«Трюкачество» Берлускони заключается в том, что своим заявлением об отставке он в одночасье перевернул с ног на голову все утверждения оппозиции, направленные против него. Его обвиняли в нежелании поступиться властью — он заявил, что готов ее отдать. Его проклинали за то, что он не хочет проводить реформы — и вдруг оказывается, что его правительство давно уже подготовило все необходимые законы, а вот оппозиционеры в парламенте не хотят за них проголосовать, потому что для них самое важное — свергнуть Берлускони, а не спасти страну.
И теперь благородный «иль кавальеро» беззаветно жертвует собой, говоря социалистам из Демократической партии: «Черт с вами, уйду. Но реформы должны начаться — надо спасать Италию!». И кто же после этого станет «злым Бабаем» в глазах итальянской общественности?
При этом, кстати, сроки парламентского голосования по пресловутому пакету экономии еще даже не назначены. Соответственно неизвестен и срок отставки
«Дайте власть, не надо выборов!»
За что же намерены бороться итальянские социалисты и весь «левый» оппозиционный лагерь? Оказывается, вовсе не за выход Италии из кризиса. То есть, за это тоже, но во вторую очередь, когда они твердо возьмут власть в свои руки. Такое впечатление сложилось у многих комментаторов после того, как Сильвио Берлускони заявил, что как только его правительство уйдет в отставку, следует скорее провести в стране парламентские выборы и сформировать новый регулярный кабинет министров.
У «левых» идея новых выборов энтузиазма не вызвала. Они призывают к созданию переходного правительства — разумеется, без Берлускони и его министров. Они готовы даже выдвинуть в премьеры «компромиссного» кандидата —
Таким образом, очевидно, что Сильвио Берлускони вновь проявил себя замечательным тактиком. Он опять в глазах итальянцев предстал в образе рыцаря на белом коне, без страха и сомнений готового отдать власть, потому что желает только одного — «жила бы страна родная..». А
Насколько этот светлый образ соответствует действительному положению вещей — судить трудно, но Сильвио Берлускони твердо стоит на своем: правительство должно быть сформировано легитимно, по результатам выборов. «После принятия стабилизационного пакета я подам в отставку, — подчеркнул он, — Президент страны может тогда вести зондирующие переговоры, взвешивать все возможности и кандидатуры, но в конце концов ему придется принять решение. Я не хочу ему ничего навязывать. Но я вижу единственную возможность легитимного правления в общенациональных выборах».
Впрочем, злые языки утверждают, что вся эта борьба за министерские портфели и местечко у руля — мышиная возня, притом запоздавшая. По мнению скептиков, ни Берлускони, ни Берсани, и никому другому уже не стоит озадачиваться вопросами разделения власти, потому что новое правительство Италии уже прибыло в Рим.
А именно — в среду, 9 ноября, в итальянской столице начала свою работу группа экспертов Еврокомиссии, официальным заданием которой является проверка того, как соблюдает Италия свои обязательства по экономии госбюджета и проведению реформ, данные Евросоюзу? Точно такая же комиссия давно уже работает в Греции — и тамошнее правительство шагу не имеет права ступить без ее согласия. Именно они, финансовые эксперты ЕС, в реальности отдают приказы, а все остальное — не более, чем перехлестывающие через край эмоции южных парней.
Read the original:
Берлускони объявил об отставке «в рассрочку»