Руководитель ОО «Ару Ана» Алима Абдирова год занималась информационно-правовым центром для воспитанников интернатных организаций. Актюбинская правозащитница рассказывает, что за это время к ней обратилось больше сотни человек, каждому из которых была оказана помощь. Выяснилось, что сирот больше всего волнует отсутствие жилья, безработица, трудности с пропиской, а также незаконные задержания полицией и пытки.
Автор: Бахыт ИЛЬЯСОВА
Насколько не защищены актюбинские сироты, можно понять на примере Ахметжана Рузаева. Он — круглый сирота, выпускник Жайсанского интерната для детей с задержкой психического развития, страдающий от приступов эпилепсии.
Юноша обращался к Абдировой за помощью в феврале этого года — не мог получить удостоверение личности из-за отсутствия прописки.
Из ЦОНа сироту отправляли то в центр адаптации для бомжей, то в отдел занятости и социальных программ, где от него только отмахивались. Документы с помощью общественницы Рузаеву восстановили. Оказалось, что ненадолго.
- Удостоверение личности восстановили в мае. Недавно Рузаева задержали полицейские и документ разорвали пополам. Потом склеили его скотчем и вернули, но сейчас он не действителен, состоит из двух половинок, нужно делать новый. Парень сейчас попрошайничает на морозе, практически босой, жить ему негде. Ни родственников нет у него, ни дома, — рассказывала вчера на пресс-конференции Алима Абдирова о положении детдомовца.
Без крыши над головой сегодня в Актюбинской области, по официальным данным, живут 1027 выпускников детских домов. По мнению Абдировой, эта цифра занижена тысячи не две — именно столько сирот из-за отсутствия документов или прописки попросту не могут встать в очередь на получение жилья от государства.
- Не меньше двух тысяч их. Они бездомные, никому не нужны. Выпускникам детских домов нужно жилье в первую очередь, чтобы у них была крыша над головой. Чтобы быть хотя бы в тепле, у них и так нет никого. Сейчас сироты вместе снимают комнату в самом дешевом общежитии, но и семь тысяч в месяц не могут заплатить. Они уязвимы, и это, как ни жаль, будущие преступники. В помощь государства они не верят, говорят: «Стоим в очереди, но знаем, что ничего не получим», — рассказывала общественница.
Абдирова считает, что корень проблемы сиротства — в социальной незащищенности женщин.
- Надо работать с матерями, поддерживать их социально, и кто-то из них не будет отдавать в детдом детей, потому что будет знать, что прокормит их, — убеждает руководитель ОО «Ару Ана». — Наши депутаты двадцать лет не могут ввести термин «мать-одиночка», в своих законах защищают только государственных служащих.
К слову, ни одно обращение в правоохранительные органы по фактам нарушения прав сирот не дало результатов. Представители НПО на свои заявления получали лишь формальные отписки: «все тщательнейшим образом рассмотрено, но факты не подтвердились».