Беглый олигарх Мухтар Аблязов рискует лишиться права убежища во Франции.

Сте­фан Бони­фас­си в ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной швей­цар­ским фран­ко­языч­ным изда­ни­ем  Gotham News , сооб­щил о воз­мож­но­сти поте­ри казах­стан­ским «лиде­ром оппо­зи­ции» Мух­та­ром Абля­зо­вым, кото­рый с 2013 года нахо­дит­ся в изгна­нии во Фран­ции, ста­ту­са поли­ти­че­ско­го бежен­ца, предо­став­лен­но­го ему в 2020. 

Сооб­ща­ет­ся, что Гос­со­вет толь­ко что отме­нил это реше­ние на том осно­ва­нии, что он в про­шлом совер­шил пре­ступ­ле­ние, нало­жив арест на сред­ства БТА Банка.

После бес­по­ряд­ков, кото­рые недав­но потряс­ли Казах­стан, Мух­тар Абля­зов предо­став­ля­ет миру свой поли­ти­че­ский ана­лиз во фран­цуз­ских СМИ. «Рево­лю­ция еще не закон­чи­лась. Наобо­рот, это толь­ко нача­ло», — гово­рит он на сай­те  France Info , добав­ляя, что готов «стать пре­мьер-мини­стром вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства, без президента».

Про­бле­ма в том, что быв­ший министр не может вер­нуть­ся на роди­ну из-за угро­зы ока­зать­ся за решеткой. 

Дей­стви­тель­но, в 2017 году он был осуж­ден за хище­ние по делу, кото­рое до сих пор рас­смат­ри­ва­ет­ся в несколь­ких юрис­дик­ци­ях. Одним сло­вом, Мух­тар Абля­зов был гла­вой пер­во­го казах­стан­ско­го ком­мер­че­ско­го бан­ка БТА, когда госу­дар­ство обна­ру­жи­ло, что 6,4 млрд евро испарились.

Мух­тар Кабу­ло­вич Аблязов 

Осуждение Аблязова в 2012 году в Великобритании.

В Соеди­нен­ном Коро­лев­стве пра­во­су­дие вынес­ло реше­ние в поль­зу бан­ка в кон­це 2012 года и обя­за­ло биз­не­сме­на выпла­тить ком­пен­са­цию в раз­ме­ре 4,6 млрд долларов. 

Его акти­вы были замо­ро­же­ны, и он был при­го­во­рен к 22 меся­цам тюрем­но­го заклю­че­ния за неува­же­ние к суду. Одна­ко он бежал на юг Фран­ции, где был аре­сто­ван в 2013 году. С тех пор он борет­ся за ста­тус беженца.

В 2018 году фран­цуз­ское Управ­ле­ние по защи­те бежен­цев и лиц без граж­дан­ства (OFPRA) впер­вые откло­ни­ло его заяв­ле­ние о предо­став­ле­нии убе­жи­ща, посколь­ку его осуж­де­ние за мошен­ни­че­ство было пре­ступ­ле­ни­ем по обще­му пра­ву, что явля­ет­ся кри­те­ри­ем для отка­за в предо­став­ле­нии убе­жи­ща в соот­вет­ствии со  ста­тьей F. Женев­ской кон­вен­ции  о ста­ту­се бежен­цев. Но через два года Наци­о­наль­ный суд по делам убе­жи­ща отме­нил это реше­ние, предо­ста­вив ему ста­тус бежен­ца «из-за рис­ка пре­сле­до­ва­ния, воз­ни­ка­ю­ще­го в слу­чае воз­вра­ще­ния на роди­ну из-за его поли­ти­че­ской позиции».

Преступление по общему праву.

Затем OFPRA запро­си­ло мне­ние Госу­дар­ствен­но­го сове­та. В заклю­че­нии от 8 декаб­ря послед­ний пола­гал, что «рас­тра­та средств, кото­рую, как есть серьез­ные осно­ва­ния пред­по­ла­гать, совер­шил Мух­тар Абля­зов, лише­на каких-либо поли­ти­че­ских моти­вов». Поэто­му его осуж­де­ние в Соеди­нен­ном Коро­лев­стве явля­ет­ся пре­ступ­ле­ни­ем по обще­му пра­ву, что не поз­во­ля­ет ему полу­чить ста­тус беженца.

В  заклю­че­нии обще­ствен­ный доклад­чик Арно Скшер­бак резю­ми­ро­вал: «С нашей сто­ро­ны пред­став­ля­ет­ся, что нет ника­кой несов­ме­сти­мо­сти меж­ду пози­ци­я­ми OFPRA, с одной сто­ро­ны, отно­си­тель­но рис­ка поли­ти­че­ско­го пре­сле­до­ва­ния Мух­та­ра Абля­зо­ва, а с дру­гой сто­ро­ны, отно­си­тель­но суще­ство­ва­ния серьез­ных осно­ва­ний пола­гать, что он совер­шил тяж­кое пре­ступ­ле­ние по обще­му пра­ву. Лицо может быть под­верг­ну­то поли­ти­че­ско­му пре­сле­до­ва­нию за пре­ступ­ле­ния, кото­рые оно дей­стви­тель­но совершило».

Он доба­вил: «Суд, по-види­мо­му, в первую оче­редь посчи­тал, что поли­ти­че­ский мотив направ­лен­но­го про­тив него обви­не­ния вызы­ва­ет серьез­ные сомне­ния в реаль­но­сти и мас­шта­бах фак­тов, в кото­рых он обви­ня­ет­ся. Тем самым он про­де­мон­стри­ро­вал чрез­мер­ную тре­бо­ва­тель­ность к ожи­да­е­мо­му уров­ню дока­за­тельств, если не неко­то­рую наивность…» 

Что каса­ет­ся хище­ния денеж­ных средств, то оно долж­но счи­тать­ся тяж­ким пре­ступ­ле­ни­ем по обще­му пра­ву, так как сум­мы крупные.

В то же вре­мя Казах­стан про­дол­жа­ет наста­и­вать на предъ­яв­ле­нии Фран­ци­ей обви­не­ния про­тив Абля­зо­ва, посколь­ку Гос­со­вет отка­зал в его экс­тра­ди­ции в 2016 году. Как сооб­ща­ла тогда газе­та Le Monde ,  в октяб­ре 2020 года Абля­зо­ву было предъ­яв­ле­но обви­не­ние в хище­ни­ях в его род­ной стране. . 

Рос­сия и Укра­и­на так­же пре­сле­ду­ют его. БТА так­же подал жало­бу в аме­ри­кан­ский суд в Нью-Йор­ке, суд кото­ро­го  недав­но нало­жил санк­ции  на быв­ше­го мини­стра Казах­ста­на и его сообщ­ни­ка (и зятя) Илья­са Хра­пу­но­ва, кото­ро­му так­же были предъ­яв­ле­ны обви­не­ния. Суд над ними дол­жен начать­ся в феврале.

Несколь­ко адво­ка­тов, защи­щав­ших в про­шлом Мух­та­ра Абля­зо­ва, заяви­ли Гот­эму, что боль­ше не пред­став­ля­ют его инте­ре­сы. Поэто­му Гот­эм-сити не мог свя­зать­ся со сво­и­ми юри­ди­че­ски­ми консультантами.

Источ­ник: https://www.eupoliticalreport.eu/

Статьи по теме

Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым

Акимат Алматы тратит тысячи долларов на поиски критиков власти: зачем нужны такие исследования?

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось