Наши коллеги из редакции газеты “Общественная позиция” опубликовали очень интересный, на наш взгляд, материал из серии “Апостолы Назарбаева”. В нем рассказывается история восхождения на властный Олимп одного из приближенных к президенту Казахстана лиц — Булата Утемуратова. Интересно, что эта история несколько расходится с теми фактами, что есть у нас, но поскольку мы всегда выступаем за то, что любая точка зрения имеет право на существование, мы решили эту статью опубликовать.
Автор: Вадим ХАРЧЕНКО
После завершения сезона летних отпусков мы продолжаем публикацию серии материалов о самых заметных лицах казахстанского истеблишмента. Надеемся, что, как и предыдущие статьи из серии «Апостолов», они вызовут интерес у наших читателей. При этом наша редакция готова предоставить слово всем экспертам, кто не согласен с напечатанным, и желает рассказать о своем видении описываемых в материалах событий.
Далеко непростой товарищ
Сегодня о Булате Джамитовиче Утемуратове в Казахстане, наверное, знают все политически подкованные граждане. Нет, он не прославился зажигательными речами на трибуне парламента или на заседаниях правительства страны. Не был замечен он и своими откровенными интервью в средствах массовой информации. Несмотря ни на что, Булат Утемуратов, даже будучи знатоком анекдотов, весельчаком и балагуром, старается быть человеком непубличным, на протяжении уже многих лет исповедующим принцип «все свое ношу с собой». И все же имя человека с замечательными во всех отношениях усами, изредка, но все же удостаивается внимания общественности. Причем чаще всего в нелицеприятном для него свете.
С самого начала данного материала стоит заметить, что нынешний официальный долларовый миллиардер Булат Джамитович никогда не был простым человеком. Никогда! Он не месил бетон на стройках, не стоял у фрезерного станка, не спускался в шахту, даже с карандашом в руках не корпел над сложным чертежом, низко склонившись над кульманом. Еще с советских времен господин Утемуратов относится к той особой категории людей, которых всегда было принято называть «сливками общества» или номенклатурой. А значит, деньги, и немалые, у него водились всегда. Взять хотя бы тот факт, что уроженец провинциального по советским меркам города Гурьева (ныне Атырау) Булат Утемуратов окончил не какой-то там педагогический институт, а Алма-Атинский институт народного хозяйства. Это сейчас для многих покажется, что ничего особенного в этом нет. Но в конце 1970-х-начале 1980‑х годов именно алматинский «Нархоз» считался самым престижным из 46 существовавших в Казахстане высших учебных заведений. Попасть туда, особенно на экономический факультет, было делом практически невозможным. Сумасшедший конкурс, достигавший 14 человек на место, плюс желание высокопоставленных чиновников Казахской ССР дать своим детям образование высшего класса фактически закрывали двери вуза перед выходцами из простых семей. Соответственно, для того, чтобы поступить в «Нархоз» того времени, надо было быть либо семи пяди во лбу, либо иметь высокопоставленных родственников, на крайний случай — «кому надо» заплатить хорошие деньги.
Безусловно, нельзя исключать, что Булат Джамитович с самого раннего детства отличался незаурядными способностями. Если бы не ряд существенных моментов, указанных в его официальной биографии.
Уже через год после окончания Института народного хозяйства 25-летний Утемуратов сразу же (!) оказывается на должности старшего инспектора управления торговли горисполкома. И не где-нибудь в Гурьеве, Целинограде или Петропавловске, а в самой Алма-Ате! Чтобы понять, насколько серьезной была эта должность, достаточно вспомнить недавнюю нашу историю. Несмотря на то, что в 1982 году эпоха Брежнева уже подходила к своему концу, власть КПСС еще была абсолютно незыблемой. Соответственно, чтобы в период тотального дефицита занять должность, аналогичную той, что получил совсем молодой Булат Утемуратов, надо было либо на протяжении нескольких лет под неусыпным оком партийного контроля поработать где-нибудь в райисполкоме чуть ли не в качестве посыльного, постепенно дорастая до уровня инспектора отдела торговли, либо иметь за своей спиной очень влиятельного человека.
Если бы не дядя…
Сегодня считается, что таким человеком для Булата Утемуратова был протеже в тот момент секретаря ЦК Компартии Казахской ССР Нурсултана Назарбаева, небезызвестный Сыздык Жуматаевич Абишев. Вне всякого сомнения, Сыздык Абишев сделал очень многое для карьерного роста Булата Утемуратова, но отнюдь не он был тем человеком, который дал путевку в жизнь будущему миллиардеру. Достаточно сказать, что Абишев, как и Утемуратов, появился в руководстве управления торговли Алма-Атинского горисполкома в том же 1982 году, переехав в столицу Казахстана из Караганды, где был директором городского отдела торговли промышленными товарами. Отсюда можно сделать предположение, что до своего назначения Абишев вряд ли был знаком с молодым преподавателем алма-атинского «Нархоза». В свою очередь это значит, что Булат Джамитович имел поддержку со стороны другой влиятельной персоны.
О ком идет речь? Имя этого сверхвлиятельнейшего в Советском Казахстане человека сегодня тщательно скрывается. Известно лишь то, что до середины 80‑х годов он на протяжении многих лет занимал пост заместителя министра транспорта Казахской ССР, в настоящий момент возглавляет один из ведущих в стране филиалов корпорации «Казахмыс» и приходится… дядей Булату Утемуратову.
Скажем больше, не будь у Булата Джамитовича такого влиятельного дяди, он бы ни за что на свете не смог бы спустя всего несколько месяцев после своего появления в Алма-атинском управлении торговли перескочить в кресло руководителя гастронома «Юбилейный». Вдумайтесь, на дворе 1982 год, а в директорате одного из крупнейших в Казахстане того времени гастрономов (в Алматы условную конкуренцию «Юбилейному» могли тогда составить только гастрономы «Столичный», «Россия» и «Универсам-100») появляется совсем молодой для устоев советской торговли человек!
Между тем фактически в руках у Булата Утемуратова оказался «ключ», открывающий в Советском Казахстане любые двери. Это сейчас кажется смехом, а в начале 1980‑х годов палочка сервелата, ломоть сыра, не говоря уже о бутылке шампанского, коробке конфет или еще круче — баночке зернистой икры, считались пределом мечтаний всех советских людей, включая сотрудников партийных аппаратов.
И надо признать, что своим высоким положением в советском обществе Булат Утемуратов воспользовался в полной мере. Поработав чуть больше года директором гастронома «Юбилейный», он пересаживается в кресло руководителя Ауэзовского райпищеторга города Алма-Аты. Конечно, в этом районе не было крупных гастрономов, аналогичных «Юбилейному» или «Столичному», но зато там были и многочисленные столовые, и великое множество небольших магазинов в номерных микрорайонах, прозванных в народе «алкоголиками», и самое главное — несколько продовольственных баз. Влиятельность Утемуратова выросла чуть ли не до небес. Водить знакомство с ним считали за честь и представители алма-атинской партноменклатуры, и ученые, и артисты, и писатели, и другие товарищи из числа небожителей Советского Казахстана. Как говорится — дефицитной колбаски, сыра и шампанского хотелось всем.
Впрочем, начало перестроечных процессов в Советском Союзе наш герой уже встретил совсем не в кресле директора районного пищеторга. Вместе с целым рядом молодых советских функционеров, начавших вместе с приходом во власть Михаила Горбачева свое активное продвижение по карьерной лестнице, поменял свою служебную прописку и Булат Джамитович. В 1985 году его назначают заместителем председателя Ауэзовского райисполкома города Алма-Аты по торговле. Хотите — верьте, хотите — нет, но место это оказалось настолько замечательным (сказалось бурное развитие Ауэзовского района, к которому присоединили строящиеся в те годы микрорайоны «Аксай»), что Булат Утемуратов просидел на нем до самых последних дней существования Советского Союза.
Герой нового времени
И кто его знает, как повернулась бы судьба господина Утемуратова, если бы Казахстан вдруг не получил независимость. В момент, когда тысячи советских и партийных руководителей оказались не у дел, Булат Джамитович, напротив, получил дополнительный старт навстречу делам своим «славным». Надо понимать, что, находясь в руководстве пищеторгов и райисполкомов, товарищ Утемуратов не прекращал тесных контактов со своим первым в жизни реальным шефом Сыздыком Абишевым. Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что уже в 1991 году скромный заместитель председателя райисполкома вдруг становится начальником управления Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, который с самого начала его появления возглавил Сыздык Жуматаевич? В любом случае для нашего героя наступают воистину золотые времена, поскольку пока подавляющее большинство граждан Казахстана перебивается с хлеба на воду, он в буквальном смысле не вылезает из-за заграничных командировок. География его поездок весьма обширна. Господина Утемуратова замечают и в Австрии, и в Нидерландах, и во Франции, и в Китае, и даже в совсем неизвестных для казахстанцев того времени странах — Таиланде и Малайзии. Официально считается, что все эти годы Булат Джамитович отвечал за продвижение казахстанских товаров на международный рынок. Вопрос только: как и для кого на самом деле он это делал?
В одной из первых частей «Апостолов» уже рассказывалось о том, какой интерес вызвали несметные богатства закрытого для мирового сообщества Казахстана у всякого рода «лордов» серого рынка. Тех самых «лордов», которые пытались всеми правдами и неправдами пробраться в кабинеты первых руководителей молодого независимого государства. Но если одни безуспешно пытались купить за «жвачки-шоколадки» секретарш больших начальников, другие ждали, руководствуясь известным принципом, что при правильном подходе зверь и сам придет.
И как рассказывают знающие люди, «зверь» действительно пришел. Пришел в виде Булата Джамитовича. На самом деле не заметить где-нибудь в Австрии или Швейцарии одетого с иголочки молодого человека азиатской внешности, да еще и говорящего на чистом русском языке, было просто невозможно. К тому же не имея особого опыта и знаний дипломатических тонкостей, господин Утемуратов вел себя чуть ли как не коммивояжер, рассказывая о несметных сокровищах некоего неизвестного для европейцев Стана. Кого-то это смущало, но только не Марка Рича и Гарри Лучанского. В отличие от других серых трейдеров, желающих покорить богатейшие просторы бывшей «империи зла», Марк Рич уже давно имел опыт с советскими функционерами, а Гарри Лучанский был сам выходцем из Советского Союза (родился в Узбекистане), а потому замечательно владел всеми тонкостями «великого и могучего». Лучанский, кстати, сразу же сообразил, что у выходца из Казахстана есть проблемы с размещением его предприятия, а потому некоторое время погодя решил проявить «отеческую» заботу к своему неопытному «земляку», предложив открыть в столице Австрии офис Торгового представительства Казахстана в здании корпорации «Nordex GmbH» на Prinz-Eugen StraЯe, 32. Более того, есть информация, что благодаря обширным связям «великого Гарри» господин Утемуратов сумел добиться от австрийских властей открытия первой в новейшей истории Казахстана кредитной линии.
Не удивительно, что уже в 1993 году Булат Джамитович вернулся домой чуть ли не героем национального масштаба. Еще бы, ведь благодаря «стараниям» Утемуратова, «открывшего» через Австрию Европу, правительство Сергея Терещенко получило возможность заключить аналогичные соглашения и с Германией, и с Израилем, и с Бельгией, и с рядом других стран Старого Света. Правда, насколько известно, сам экс-премьер РК возвеличивать заслуги Утемуратова перед Родиной особо не спешил. За него это сделал министр внешнеэкономических связей Сыздык Абишев, который, гордясь особыми успехами своего ученика, не преминул представить «перспективного» управленца самому Нурсултану Назарбаеву.
Одно другому не мешает
Судя по рассказам людей, сидевших осенним днем 1993 года в алматинской приемной президента, вышедший из кабинета 01-го вместе с Абишевым симпатичный молодой человек с весьма запоминающейся внешностью весь сиял от радости. Он был явно доволен итогами прошедшей встречи. Причин для радости у Булата Джамитовича было хоть отбавляй. В тот момент никто из посетителей приемной самого главного кабинета в стране даже догадываться не мог, как он невиданно высоко взмыл. Назарбаев не только дал добро на его назначение на должность заместителя главы Министерства внешнеэкономических связей (МВЭС) Казахстана и согласился на встречу тет-а-тет с Григорием Лучанским, но и фактически назначил личным курьером по особо тайным поручениям. Последний негласный пост был, пожалуй, самым важным, поскольку открывал Булату Джамитовичу доселе невиданные перспективы.
И, надо сказать, своим новым положением в казахстанском истеблишменте господин Утемуратов воспользовался сполна. В частности, сегодня уже далеко не все помнят, что, будучи на посту замминистра МВЭС, Булат Джамитович практически взял в свои руки процесс выдачи казахстанским компаниям лицензий на право заниматься внешнеторговой деятельностью. Выдвигать же какие-либо к нему претензии было делом абсолютно бесполезным. Во-первых, потому, что во главе МВЭС стоял Сыздык Жуматаевич Абишев, а во-вторых,… смотрите выше. Не потерял Булат Джамитович своего положения в обществе и после прошедшей в июне 1994 года реорганизации правительственных структур, когда на базе МВЭС, Министерства промышленности и Министерства торговли было образовано единое Министерство промышленности и торговли РК. В новой структуре Утемуратов получает пост первого заместителя министра Гарри Гвидовича Штойка, при котором продолжает свою «благую» деятельность уже не только на ниве выдачи внешнеторговых лицензий, но, по некоторым данным, и распределяет средства, поступающие из открытых за рубежом кредитных линий.
Судя по всему, зря времени на месте заместителя министра промышленности и торговли Булат Утемуратов явно не терял. Во всяком случае, вполне официально известно, что уже в июне 1995 года он открывает Алматинский торгово-финансовый банк (АТФ-банк). Причем делает это Булат Джамитович якобы совместно с голландской компанией «Mees Person». Почему якобы? Да потому, что никакой информации о деятельности этой голландской фирмы до сих пор найти не представляется возможным. Отсюда вполне обоснованное подозрение, что истинным хозяином вышеуказанной бизнес-структуры из Нидерландов являлся наш герой.
Вообще, согласно рассказам хорошо знающих Булата Утемуратова людей, у него в наличии имеются два уникальных свойства. Он умеет всегда вовремя выдать целый вал лести в адрес нужного ему Человека, отчего тот готов простить ему все на свете. Во-вторых, у Булата Джамитовича, можно сказать, талант на притягивание к себе денежных знаков любой конвертации. Именно по этой причине степень доверия к нему со стороны СамиЗнаетеКого в конце 1990‑х годов явно растет чуть не с геометрической прогрессией. Соответственно, на все «шалости» Утемуратова окружение Назарбаева закрывает глаза. Взять, к примеру, историю конца 1995 года. Всем было известно, что Булат Джамитович является хозяином АТФ-банка.
Однако вопреки законодательству страны, до сих пор запрещающему чиновникам открыто владеть коммерческими предприятиями, обстоятельство это не помешало ему получить пост посла Казахстана по особым поручениям, а затем и вовсе возглавить дипломатическую миссию в Швейцарской Конфедерации. Нет, спустя некоторое время он все же исправил это «досадное недоразумение», продав в 1996 году АТФ-банк среднему зятю президента Казахстана Тимуру Кулибаеву. Но сделка эта была явно из серии «понарошку», поскольку уже через 4 года Булат Джамитович успешно вернул себе контрольный пакет акций вышеуказанного финансового учреждения.
Спасительная «дурочка»
Впрочем, все эти игры Назарбаева и Утемуратова в политико-экономические жмурки имеют под собою некоторые объяснения. Как известно из зарубежных средств массовой информации, как раз в период 1995—1999 годов, когда Булат Джамитович непосредственно находился на дипломатической работе, был отмечен беспрецедентный рост интереса к швейцарским банкам со стороны странных офшорных компаний с явно казахстанскими корнями. Надо полагать, что в данном случае не обошлось и без участия финансового гения Булата Утемуратова, который наверняка в курсе всех перемещений денежных потоков того времени, в том числе и на счет №1215320 компании «Orel Capital Ltd» в женевском банке Credit Agricole Indosuez, вокруг которого позже разгорелся знаменитый скандал, более известный под названием «Казахгейт».
Впрочем, все эти годы имя Булата Утемуратова широкой общественности известно не было. Зато его «засветка» сразу началась с громкого скандала, многократно обсосанного со всех сторон, как казахстанскими, так и зарубежными СМИ. Произошло это в сентябре 1999 года, когда на зафрахтованном самолете 42-летний Булат Джамитович Утемуратов вместе со своим закадычным другом Григорием Эммануиловичем Лучанским прибыл в Париж. И все-то бы ничего, если бы французские таможенники вдруг не обнаружили в багаже у уже помощника президента Назарбаева по внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам чемоданчик, в котором лежала незадекларированная сумма в размере 831 тысячи долларов США. Последовало требование таможенников объяснить происхождение столь немалого количества денег. Однако Булат Джамитович не только сделал вид, что понятия не имеет о чем, собственно, идет речь, но и предпочел вообще от всего чемодана вместе с его содержимым немедленно откреститься. Дескать, не мое — и все тут! Сложно сказать, какова судьба ныне этих 800 тысяч с лишним долларов, но точно одно — в 2003 году они на таможенных складах аэропорта Париж-Орли еще ожидали своего хозяина.
Хотя на этом зарубежные «приключения» Булата Джамитовича в 1999 году не закончились. Согласно сообщениям западноевропейских изданий, которые до сих пор можно найти в Интернете, через пару недель после конфуза в аэропорту Орли уже в Швейцарии вокруг помощника Назарбаева вспыхнул новый скандал. На этот раз господина Утемуратова заподозрили в попытке незаконного перевода 80 миллионов долларов США в один из банков Лихтенштейна. В связи с чем его личностью заинтересовалась швейцарская прокуратура. Но и в данном случае Булат Джамитович сумел выйти сухим из воды, включив «дурочку», уже проверенную в парижском аэропорту. Впрочем, все эти «отмазки» во Франции и Швейцарии для Утемуратова даром не прошли. Как выяснилось, Назарбаеву было далеко не наплевать, что думают о его правлении в странах Запада. К тому же им надо было все время доказывать, что прошедшие в январе 1999 года внеочередные президентские выборы полностью соответствовали принципам демократии. Даже несмотря на тот факт, что от участия в выборах был отстранен ставший к тому времени опальным экс-премьер Акежан Кажегельдин, а победа Назарбаева была признана нелегитимной со стороны ОБСЕ. А потому находиться в непосредственном окружении Нурсултана Назарбаева «нашкодившему» в Европе Булату Джамитовичу однозначно уже не светило. Надо полагать, именно по этой причине уже в начале 2000 года господину Утемуратову не находится места на государственной службе. Более того, вплоть до 2003 года о том, кто такой Булат Утемуратов, большинство населения Казахстана даже не имеет понятия.
Продолжение следует.
Газета «Общественная позиция», 17 сентября 2011 года
Read More:
Апостолы Назарбаева. Тайный курьер по особым поручениям