Премьер-Министру Республики Казахстан,
Председателю Комиссии по
возврату активов Бектенову О. А.
Копии: Депутатам Мажилиса Парламента
Бапи Е.С., Имашевой С.В., Саирову Е.Б., Сарыму А.А.
Уважаемый Олжас Абаевич!
Общественный фонд «Elge Qaitaru» считает важным направлением государственной политики возврат государству незаконно приобретенных активов и принятие в прошлом году соответствующего закона шагом, направленным на восстановление социальной справедливости в обществе.
Однако, мы полагаем, что реализация Закона столкнулась с определенными трудностями.
Декларируемые Правительством и другими государственными органами случаи, связанные с осуждением некоторых лиц, являются следствием применения норм Уголовного кодекса, но не указанного Закона.
«Возвращение в казахстанскую юрисдикцию» Jusan банка и Карметкомбината сложно считать исполнением Закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов».
В целях полноценной реализации потенциала данного Закона, Общественный фонд «ElgeQaitaru» просит Вас рассмотреть следующие предложения:
- Как известно, в 90‑х годах прошлого века почти все крупнейшие предприятия страны оказались в руках непрозрачных структур в результате различных манипуляций. Никто из нынешних владельцев этих предприятий не заплатил в бюджет страны даже половины их рыночной стоимости.
Считаем, что одним из существенных препятствий является методологическая узость инструментариев исполнения Закона, которая предусматривает его применение через определение только круга субъектов. Для активизации процесса возврата незаконных активов также было бы целесообразным законодательно закрепить, что предметом деятельности Комиссии и Комитета по возврату активов должны быть все объекты, стоимость которых превышает тринадцатимиллионнократный размер месячного расчетного показателя (100 миллионов долларов США), как это уже предусмотрено для физических лиц-субъектов. В связи с этим, предлагаем внести в Закон следующее изменение:
П.1 ст.9 Закона (Функции Комиссии) дополнить п/п. 5 в следующей редакции:
«5) установление перечня объектов, подлежащих возврату государству и законность перехода в частную собственность которых вызывает разумные сомнения.»
Данные объекты должны быть включены в Реестр отдельно. - П/п.3 п.1 ст.4 Закона в числе основных принципов возврата активов устанавливает гласность, прозрачность и подотчетность. Однако спустя девять месяцев со дня принятия Закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов», которым предусмотрено формирование Реестра, включающего сведения о субъектах, в собственности, во владении или под контролем которых находятся активы, подлежащие подтверждению законности источников их приобретения (происхождения), ни Парламент, ни общественность не проинформированы о том, кто именно включен в данный Реестр. Во исполнение вышеупомянутого пункта Закона, предлагаем сделать Реестр открытым с внесением необходимых изменений в данный Закон.
- Ст. 8 Закона предусмотрено включение в состав Комиссии по возврату активов общественных деятелей. Сегодня таковыми являются сотрудники квазигосударственных структур г‑да А.М.Байменов и Ж.А.Кулекеев.
Просим Вас законодательно определить механизм делегирования представителей общественности в состав Комиссии и значительно увеличить их количество с учетом того, что многие общественные деятели готовы принять участие в работе Комиссии безвозмездно.
С уважением,
Директор Общественного Фонда “Elge Qaitaru”
У. С. Ержанов