На вопросы Exclusive.kz отвечает экс-премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин.
- То, что произошло с ОСДП, многие восприняли как свидетельство приближающихся досрочных парламентских выборов. Ваше мнение?
Скорее это свидетельство того, что люди из прошлого пытаются управлять политическим будущим Казахстана. Фирменный стиль назарбаевской администрации сводился к тому, чтобы независимые политические силы сразу стравить и подкупить. Если не получается, то запретить и посадить. В особо сложных случая – убить.
Досрочные выборы, парламентские или президентские – мошенничество. Однажды удавшись, оно стало для Н. Назарбаева «коронным приёмчиком» в предыдущие 25 лет. Как преступник с ножом власть всякий раз выскакивала из-за угла с указом о досрочных выборах, чтобы запугать общество и не дать демократическим силам возможности сгруппироваться.
Смешно слушать, что уходящая власть стала теперь сторонницей немедленной «парламентской республики». В то время, как новый президент глухо настаивает, что надо придерживаться конституционных сроков.
В Казахстане по факту уже возникло своеобразное «разделение властей». Но не на исполнительную и законодательную власть, а на «Акорду» и «Библиотеку». Два соперничающих института исполнительной власти.
Очевидно, что большего врага парламентаризма, чем ветеран из «библиотеки», в стране не найти. Назарбаев последовательно и неуклонно лишал полноценный казахский однопалатный парламент 90‑х годов прав и полномочий, превратил его в жалкую пародию на французский двухпалатный парламент.
Теперь вместе с дочерью он стал защитником парламентаризма, потому что это семейство надеется с помощью «Нур Отана» в будущем контролировать мажилис, собранный по коррупционно-партийному списку.В то время, как каждый казахстанец должен иметь в парламенте своего депутата, избранного им и его земляками, ответственного перед избирателями, а не составителями списков.
Задача президента Токаева и его «национального совета» заключается в том, чтобы запустить механизм изменения избирательного закона, собрать предложения и выработать механизм проведения первых свободных и честных пост-назарбаевских выборов.
В такой перспективе члены ОСДП, ветераны и новобранцы, могли бы сыграть важную роль и занять своё место на политической сцене. Но «Нур Отан» и библиотекарей напугала эта перспектива…
Однако от подобных спецопераций никакой пользы её инициаторам не будет. Опыт многих стран, как бывшего Союза, так и Восточной Европы, учит, что в ситуации информационного общества партия – это не ЦК, политсовет и областные комитеты, а в первую очередь – идеи, лидеры и активисты. Если эти три составляющие есть, будет основа для мобилизации избирателей во время выборов.
Партии французского президента Макрона «Вперед, республика!» просто не существовало за год до выборов, она возникла из распадающейся партии социалистов. «Яблоко» в холодном климате России всякий раз прорастает, когда возникают условия. Польская «Гражданская платформа» Дональда Туска возникла в 2001 году на обломках «Солидарности», в 2007 стала правящей партией, сейчас находится в оппозиции.
Вывод: люди и идеи – это главное. Если из-за происков властей кандидаты народа не окажутся в парламенте, то политическая борьба будет перенесена на улицы городов. Тогда президент с премьер-министром будут уже держать отчет перед митингующими.
В Жанаозене на улицы вышло 12 тысяч человек, и все начальники съехались туда объясняться и оправдываться. Если в знак протеста против созыва незаконного мажилиса в Атырау, Астане и Алматы выйдет по 50 тысяч демонстрантов, то транзит власти завершится в несколько дней.
- Токаев в выступлении на НСОД обещал развитие многопартийности. И тут же фактически убили ОСДП. Это двойные стандарты второго президента или работа окружения первого?
- Многопартийность – это не предмет обещаний, а условие политического выживания Касым-Жомарта Токаева. Он может остаться президентом только если станет президентом всех казахов, а не только «Нур-Отана».
Назарбаев назвал когда-то давно одну из своих многочисленных книг «Без левых и правых». На самом деле без левых и правых ни одно общество существовать не может. Оно окажется обрубком без рук и ног. К.-Ж. Токаев должен быть президентом и левых, и правых, и центристов.
Провокация против ОСДП – это происки «библиотеки», а не злокозненный замысел «Ак-Орды». Возможно, реализована провокация была от её имени. Но это значит, что в аппарате нового президента много людей от «библиотеки», которых поставили следить и вредить.
К сожалению, в ОСДП оказались пособники — люди, готовые за деньги или из политической ревности подыграть врагам демократии. Но это не фатально. Реальные партии возрождаются с началом нового политического цикла.
- В интервью нам (http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/116151/) вы назвали Даригу Назарбаеву “гирей на ноге Токаева”. На ваш взгляд, сегодня она стала легче или тяжелее? А может быть добавились новые?
- На ногах Токаева две гири – и дочь, и отец. Их алчность, их злоупотребления властью утомили страну. Сама по себе, без отца, Дарига Назарбаева не представляет особой проблемы. Одной беседы со следователем Антикоррупционного агентства будет достаточно, чтобы её претензии на титул «еланасы» развеялись. Лучше уж мы сиротами окажемся, чем такая мать после такого отца.
Новым в деле Д. Назарбаевой может оказаться её бизнес-связь с ливанской компанией ССС, которая нанимала десятки тысяч иностранных рабочих, арабов в основном, на нефтедобычу в Западном Казахстане. Связь эта сохранилась со времен Рахата Алиева, сестра которого до сих пор замужем за ливанцем. Рахат привел эту компанию в Казахстан, вложил через нее огромные деньги, похищенные в стране. Деньги не пропали, они превратились в недвижимость в США – бизнес-центры, гостиницы.
После смерти Алиева государство отказалось конфисковывать его активы, их передали бывшей жене и детям. Банки, газеты, теле- и радиостанции, птицефабрики и десятки других бизнесов вместе с бесконечным количеством недвижимости по всему миру перешло к ним.
Что новому президенту делать со всем этим «наследием прошлого»? Он-то никаким боком не имеет к нему отношения, насколько известно.
- Выступая перед НСОД, Токаев обещал разрешить тратить пенсионные накопления на жилье и образование. К чему это приведет?
- Задача правительства и государства заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для экономики. Граждане во всем мире зарабатывают на жизнь сами, если власти их не грабят и не гробят. Люди должны сами решать, на что им тратить свои накопления. Им разрешать или запрещать никто не имеет права.
Но вопрос в другом: а есть ли вообще эти пенсионные накопления? Сколько их было сделано, сколько осталось в реальности? Боюсь, что там не то, что на жилье, на косметический ремонт может не хватить.
Президент Назарбаев единолично распоряжался пенсионными фондами, так же как Фондом будущих поколений и другими. Поставленные им менеджеры вкладывали деньги заведомо невыгодно. Вспомните полмиллиарда долларов, положенные в какой-то азербайджанский банк, который тут же лопнул. Деньги пропали.
Азербайджанского банкира посадили в тюрьму, но куда посадили казахского управляющего, который так «удачно» вложил деньги? Боюсь, что в Минфин или правление какой-то национальной компании.
Необходимо провести ревизию всех счетов с накоплениями граждан. Граждане должны знать достоверно, что начислено, сколько их отчислений, а сколько от работодателей. И самое главное – есть ли вообще эти деньги в наличии. Если нет, то необходимо проследить траекторию их вывода из страны в иностранные банки и вернуть. План, как это сделать, мы давно разработали.
Необходимо передать собственность государства во всех нацкомпаниях в управление пенсионным фондам. Тогда граждане будут готовы своими сбережениями кредитовать национальную экономику.
Это можно сделать одномоментно во всех секторах, кроме нефтяного. Потому что все иностранные инвесторы в других госкомпаниях не выполнили свои инвестиционные обязательства и контракты с ними подлежат расторжению.
Критика К.-Ж.Токаева в адрес Национального фонда – признак того, что он нащупывает тропу из прошлого в будущее, дороги. Надо провести полный аудит этой «конторы» и заменить руководство. Я бы порекомендовал президенту срочно отозвать все средства «Самрук-Казыны» из западных банков в страну. Потому что ожидаются новые судебные процессы и аресты казахских активов по искам инвесторов. Врагов и пострадавших бывшая власть наплодила за долгие годы немало.
Надо выяснить, как за рубежом оказалась часть активов Национального банка. Могу утверждать, что средства были размещены без выгоды для страны, но с коррупционным интересом для менеджеров.
Вообще руководство Нацбанка требует срочной замены. Руководителем следует поставить Ораза Джандосова, потому что только он может навести порядок в Национальном банке. Международное и национальное финансовые сообщества встретят это назначение с энтузиазмом.
Особенно полезным для государственных финансов станет мораторий на новое строительство в столице Казахстана. В нем нет необходимости. Содержание Астаны обходится слишком дорого налогоплательщикам из всех частей Казахстана.
- А трехлетние налоговые каникулы для малого бизнеса — это дыра в бюджете. Опять полезут в Нацфонд, что Токаев вроде бы запретил?
- «Налоговые каникулы», «проверочные каникулы», «каникулы на поборы и взятки» – все это чистый популизм. Если каникулы объявят для малого бизнеса, то через неделю даже «Кармет» с «Казахмысом» перерегистрируются как индивидуальное предприниматели. За взятки они уйдут на каникулы. Это не решение проблемы.
Необходимо снизить налоги, чтобы не было смысла специально дробить бизнесы, изощряться в отчетности. Важно, чтобы критерии были понятны предпринимателям и не поддавались чиновничьим толкованиям. Налогов должно быть немного, в идеале всего три: НДС, подоходный налог с предприятий и социальный налог. Налоги платить надо, декларации подавать надо, отчетность вести надо. Но всё должно быть максимально просто.
Я не видел расчетов экономистов по этой инициативе Токаева. Думаю, что расчетов нет вовсе. Ну пусть попробуют. Даже временное снижение налогового бремени с населения – уже хорошо.
Повсюду в мире налоги – это исключительная прерогатива парламента. Первые парламенты возникли в средние века именно как представительные органы, утверждающие введение налогов. Иначе средневековые граждане отказывались платить подати королям. No taxation without representation! – это лозунг тех революций. Он означает: никаких налогов без представительства. Мы будем платить только те налоги, на которые наши представители в парламенте согласятся.
- Бывший советник Назарбаева Ермухамет Ертысбаев считает тему президентства Токаева закрытой до 2024 года. Но ситуация в экономике ухудшается. Сможет ли Токаев устоять перед вызовами, которые несет ожидаемое с 2021 года падение цен на нефть?
- Реакция народа летом этого года – вот ответ на прогноз. У президента нет времени для раскачки. Запас терпения потрачен Нурсултаном Назарбаевым.
Политическое будущее Касым-Жомарта Токаева зависит не от цены на нефть. Есть страны вообще без ископаемых запасов, но экономическая ситуация в них вызывает зависть казахстанцев.
В конце 90‑х цена была на минимуме, а устойчивость государства росла от года к году. Потому что шли реформы, жизнь менялась к лучшему, вера в справедливость государства укреплялась, гордость и патриотизм стали привычными гражданскими чувствами.
Что касается нефти, то её низкая цена позволит привлечь капиталы с мирового рынка в другие отрасли экономики, в обрабатывающую промышленность, в инфраструктурные проекты. Хватит нам гнать сырую нефть в Китай или Голландию! От этой торговли только Тимур Кулибаев получает доход. Надо перерабатывать углеводороды в стране и поставлять готовые продукты нефтехимии – хоть в Китай, хоть в Голландию. На эту продукцию спрос и цена только растут.
Как у природы нет плохой погоды, так и у развитой экономики не бывает черной полосы. Кризис – это всегда новые возможности, шанс занять место на мировом рынке, совершить рывок.
Президенту надо быть готовым к кризисам, иметь план действий и команду инициативных экономистов высокого класса.
Капиталы для развития у Казахстана есть – около 200 миллиардов долларов на счетах коррупционеров и расхитителей госбюджета в зарубежных банках. Эти деньги там лежат в полной неподвижности, потому что хозяева счетов боятся их даже тронуть, банки замораживают средства при любой подозрительной транзакции.
Надо мобилизовать эти деньги в процессе строгой, но милосердной амнистии. Она возвратит деньги в страну.
Эту тему я поднимал впервые перед Нурсултаном Назарбаевым несколько лет назад, но его родичи (которые все – миллиардеры!) пришли тогда в ужас.
- В недавнем интервью вы сказали, что Назарбаев просил у вас прощения. За что конкретно, и станет ли для вас реальным возвращение в Казахстан?
- Я рассказал в своем интервью Азаттыку об одной такой встрече достаточно подробно. Прощение было за что просить: незаконное преследование, кампания грязной лжи в СМИ, постыдный судебный процесс, попытки арестовать меня за рубежом, фальсифицированный запрос в Интерпол – это делалось с ведома Назарбаева.
Мне удалось выстоять благодаря поддержке коллег и соратников в стране, благодаря солидарности политиков Европы и США, которые давили на Назарбаева на всех площадках, благодаря твердости западных правоохранительных органов и юстиции, которые жестко отказали в политическом преследовании меня и моих товарищей в эмиграции. Назарбаев извинился, пообещал все исправить. Но не сдержал слова.
Время всё и всех расставляет по своим местам. Место Рахата Алиева оказалось в венской тюрьме. Место других врагов демократии тоже скоро определится.
Моё место, я твердо верю, на Родине, в Казахстане. Там я нужен людям, там я смогу быть им полезен в годы больших перемен.
Оригинальная статья: Exclusive.kz