Сегодня в Медеуском суде должно состояться закрытие журнала «Адам бол». Иск на журнал подало управление внутренней политики городского акимата, которое углядело в интервью четырехмесячной давности пропаганду войны. А давал то интервью актюбинский журналист и политик Айдос Садыков.
Сегодня Айдос живет вместе с семьей в Киеве, куда был вынужден эмигрировать из-за давления власти. Мы попросили его рассказать “Республике” историю того интервью и дать оценку нынешней ситуации с закрытием журнала.
- Айдос, Вы уже, наверное, знаете, что в Казахстане по приказу властей закрывают журнал «Адам Бол»? Причем закрывают из-за Вашего интервью?
- Да, действительно, в иске департамента внутренней политики Алматы указано, что в публикации «Адам Бол» есть призывы к войне и разжиганию межнациональной розни, а в качестве примера приводятся мои слова. Я думаю, в данном случае это просто повод для закрытия издания, а причина в том, что «Адам бол» стал очень неудобным для властей. Как и любое оппозиционное издание, журнал находился под постоянным контролем, и как только перешел определенные для него границы, его решили закрыть.
- В самой редакции говорят о руке Москвы. А Вы как думаете?
- Руки Москвы в Казахстане не может не быть. Казахстан — зависимое от России государство, поэтому многие свои действия казахстанские власти, особенно по украинскому вопросу, так или иначе согласовывают со своими российскими коллегами. Публикации «Адам бол» действительно по-другому, не так, как хотелось бы этого властям, рассказывали об украинских событиях. Позиция журнала была однозначно проукраинской. Однако если бы проблема была только в одной проукраинской позиции журнала, власти могли бы ограничится какими-то предупредительными мерами. В данном случае было принято решение о закрытии.
- Вам не кажется, что можно было бы найти какой-нибудь другой повод? Не столь очевидно демонстрирующий зависимость от событий в Украине?
- Искать логику в действиях казахстанских властей иногда очень трудно. Система закрытая, людей на те или иные посты подбирают не по профессиональным качествам, а по близости к тому или иному крупному чиновнику, плюс большое значение имеют родственные связи. Очень часто принимаются необдуманные решения, выгодные, в первую очередь, определенным кланам, а не стране. И когда власти Казахстана переходят на силовые методы решения проблемы, то действуют по принципу «против лома нет приема» и не особенно беспокоятся о возможных последствиях. Возможно, они понимают: что бы они ни делали в отношении оппозиции в Казахстане, никаких серьезных последствий для них не будет. Публикации в зарубежных СМИ могут быть максимум неприятными, но не болезненными и тем более не смертельными для режима Назарбаева.
- Есть мнение, что в Казахстане начинается очередной виток репрессий против оппозиции и СМИ. Говорят, что случай с «Адам Бол» только начало…
- Оппозиционное поле в Казахстане практически зачищено. Кого-то посадили, кто-то уехал, оставшиеся в стране вынуждены выживать. Осталось несколько оппозиционных изданий и общественных движений. Власти сейчас в большей степени обеспокоены исламской угрозой и, насколько я знаю, внедряют своих агентов в структуры мусульман радикального толка. Пытаются контролировать распространение радикального ислама и в закрытых учреждениях: тюрьмах и зонах, однако терпят поражение.
Влияние мусульман усиливается, и зачастую даже криминальным авторитетам, сотрудничающим со спецслужбами, чтобы выжить, приходится принимать ислам. И то, что действовало против оппозиции, против мусульман не работает. Репрессии только усиливают приток новых людей в ряды верующих. На провокации, избиения и убийства мусульмане стараются отвечать адекватно, то есть против террора используется террор, поэтому властям приходится очень сильно напрягаться, чтобы удержать все под контролем.
- То есть будущее теперь за исламской оппозицией?
- Никто не знает, что нас ожидает в будущем. Однако, как показала практика, те методы работы и те структурные построения, которые использовала казахстанская демократическая оппозиция все эти годы, уже не действенны. Мы теряем людей: политиков и журналистов сажают в тюрьмы, убивают, вынуждают покинуть родину, а в ответ мы трубим в газетах о репрессиях и нечеловеческом лице режима Назарбаева. Наши потери огромны, а успехи минимальны. Так не должно быть. Если мы хотим победить, необходимо это соотношение менять в нашу пользу.