- 03.09.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Что имел в виду елбасы, говоря, что последние 300 лет у нас не было ни демократии, ни политической культуры?
На международной научно-практической конференции «Конституция: единство, стабильность, процветание», посвященной 20-летию принятия Основного Закона, елбасы публично признал, что в мире существует-таки критика в его адрес относительно существующего политического строя. Он сказал: «Я знаю, что нас иногда упрекают в автократии. Как можно говорить об автократии, если каждые 4 — 5 лет народ на всенародном голосовании избирает своего президента, избирает свой парламент?»
Конечно, президент, как реальный политик, наверняка знает как бюджетников заставляют переписывать протоколы участковых комиссий в пользу партии власти, и тем самым с завидным постоянством крадут голоса миллионов наших граждан!
«Нам говорят, что надо быстрее идти по пути демократии, по которой живут западные страны и США. Мы это все прекрасно понимаем, демократия – это общий магистральный путь развития человечества, мы туда идем».
Отрадно, что сама идея демократического развития в принципе не отвергается. Но не затянулся ли объявленный в 1995 году, при принятии новой Конституции, транзитный период?
«Но мы всегда учитываем, что мы азиатское общество, у нас есть отличающиеся традиции от Запада. У нас религиозные, культурные взгляды другие. Поэтому нам надо двигаться осторожно. Тем более, никакой культуры, демократии, политической культуры в течение последних 300 лет здесь никогда не было, в отличие от других стран. То есть когда оценивают нашу жизнедеятельность, я бы посоветовал нашим друзьям поглубже вникать в систему культур и традиций азиатского общества».
Но моральные заповеди мировых религий, включая и ислам, вовсе не утверждают, что голос народа не должен быть услышан правителями. Там нет заповедей о том, что один и тот же человек, со своей неменяющейся челядью имеет право править пожизненно
Культурные же ценности казахского народа таковы, что такие понятия, как «народ», «свобода», «справедливость», «свобода слова», всегда ставились выше интересов правителей. Почитайте тех же Бухар-жырау, Абая, Махамбета.
А слова елбасы об отсутствии «в течение последних 300 лет» «культуры демократии, политической культуры» вообще вызвали взрыв недовольства в социальных сетях.
Не буду приводить исторические примеры из писаных и неписаных кодексов степной демократии и вольнодумства (в свое время написал целую статью, приводя примеры из демократически ориентированного казахского фольклора), но та же «Алашорда», 100 лет назад созданное ею правительство намного обогнали нынешнюю власть в демократических устремлениях!
Конечно, о специфических традициях, которые почему-то мешают форсированию демократических процессов, президент говорил и ранее. Но в новой интерпретации этого набившего оскомину пропагандистского тезиса есть новый терминологический аспект: «мы — азиатское общество».
И это после периода романтических отношений Астаны с Западом, красивых (откровенно либерально-демократических!) заявлений елбасы на саммите ОБСЕ, подписания им же программы «Путь в Европу». Пытаемся (или уже нет?) даже вступить в Совет Европы.
Что значит такой резкий терминологический поворот в речах президента?
Во-первых, накануне своих очередных-внеочередных выборов елбасы неожиданно заговорил о политических реформах. Прозвучали даже фразы о возможности внесения изменений в святая святых режима – Конституцию 1995 года.
Но сразу же после своей очередной оглушительной победы он по-иному расставил акценты: мол, все будет зависеть от ситуации в стране .
И нынешние его слова об «азиатстве» были подкреплены старыми тезисами: «Если бы наш подход к строительству государства увлекался поспешными политическими абстрактными схемами, то мы совершенно потерпели бы провал, и это мы видим на примере наших ближайших соседей. И цена этого провала была бы катастрофичной».
Учитывая, что любые шаги в смягчении политического режима наша власть воспринимает исключительно как угрозу собственному комфортному пребыванию, эти слова нужно воспринимать как однозначный отказ от ранее заявленной идеи политических реформ!
Во-вторых, у нашей власти чересчур устаревшие взгляды на современное мироустройство.
Думаю, настало время понять, что мир давно уже другой и не нужно смотреть на него через клише бывшей советской политологии. И Запад другой, и Азия – другая. Экономические достижения той же Японии или Южной Кореи, Сингапура и Малайзии во многом обусловлены демократическими принципами их политического устройства, в первую очередь, сменяемостью институтов государственной власти, реальным разделением ее ветвей, наличием свободных СМИ и выборов, межпартийной конкуренцией.
Конечно, в некоторых из вышеназванных успешных стран – конституционная монархия. То есть сидит себе во дворце император или король, а парламенты и правительства меняются по демократическим законам. Может, елбасы намекал на эти обстоятельства?
Можно допустить, что апелляция к терминам «Запад» и «Азия» у елбасы случилась спонтанно во время подготовки визита в Китай.
Тем более, что визит назван им «поворотным». Чего стоит информация о том, что достигнуты соглашения о 45 «новых производствах» на сумму 23 миллиарда долларов (!). На фоне мирового кризиса и упадка это на самом деле впечатляющие цифры!
Но у этой цифры есть и обратная, идеологическая сторона. Получается, что 23 года бессменного правления народно-демократической партии «Нур Отан» привели к тому, что ее программа «Нурлы жол» не может быть реализована без 23 миллиардов долларов от Коммунистической партии Китая?
Власть, как известно, любит обвинять нас в том, что мы без повода создаем излишний ажиотаж вокруг общественных проблем. И для того, чтобы не возобновились разговоры о новом этапе китаизации Казахстана, власть должна сделать, как минимум отчитаться, о состоянии ранее взятых у Поднебесной многомиллиардных кредитов, опубликовать в СМИ тексты соглашений о «новых производствах» с заявленными суммами, защитить их в парламенте и доказать, что между ранее взятыми кредитами и нынешними соглашениями нет никакой связи!
Так вот, в том же Китае, где однопартийная политическая система, каждые 10 лет происходит коренное обновление руководства государства и правящей партии.
Так какие же азиатские страны имел в виду президент?..
Читать оригинал статьи: