- Адил Еркинович, что заставило вас именно сейчас обратиться к народу и политическому сообществу страны? Еще недавно ситуация с выборами не вызывала особых нареканий, и вы лично в числе других экспертов видели в их досрочном проведении положительную тенденцию…
- В них действительно были незначительные положительные тенденции. Но сегодня остался один откровенный фарс. Сегодня перейдены серьезные моральные границы, что дает основания говорить о прямом оскорблении нации. А о новой роли нового мажилиса говорить точно не дает оснований.
Сначала забастовочную ситуацию, экономический конфликт накаляют до открытого противостояния и кровополития, теперь вообще доводят дело до политического конфликта, в который будут включаться все новые силы. И это вместо справедливых решений, вместо исправления ошибок.
- Что конкретно является оскорблением нации?
- Выборы без Жанаозена. Соответствующая оценка избирательной комиссии о невозможности проведения выборов в регионе, где действует режим чрезвычайного положения.
Парламент, избранный без участия пусть даже одного города, не имеет права представлять казахский народ. Тем более если речь идет о таком символически значимом городе. Нет такого государства «Казахстан без Жанаозена»! Нет, как бы ни хотелось этого напуганным хозяевам жизни. Если это допустить, возникает неизбежный прецедент. Любой город, любую область, где подвергаются сомнению основы нашей стабильности, где выражается открытое презрение чиновникам, ворам, их покровителям и защитникам, можно запросто отключать от выборов. А если речь зайдет о половине страны? Представители избиркома вышли за пределы своих полномочий, назвав результаты Жанаозена электорально незначимыми, призвав с ними не считаться.
Нет, нам нужен голос каждого. Начав лишать недовольных избирательных прав, государство встает на путь предательства и краха. Оно, кстати, дает экстремистам основания заявить о неподчинении такому государству, если уж они не избирают его законодательную власть. Такой ответ провоцируют те, кто организовал наступление на права гражданства.
Видя все это, вспоминаешь классический вопрос — «глупость или измена»?
- Власти говорят, что ситуация не нормализовалась в должной мере, что продление срока действия ЧП — необходимая мера.
- Для продления срока действия ЧП нет ни одного конкретного основания. С самого начала его действия не было ни столкновений, ни покушений на нарушение спокойствия. Так что власть должна отчитаться перед обществом, четко объяснив причины продления ЧП а также причины, по которым она поначалу неверно оценила необходимый срок его действия. Ведь получается, это еще одна ее ошибка.
Именно объяснить, а не бросить людям — “мне так надо”.
- Режим чрезвычайного положения вводил лично президент, авторитет которого в значительной степени отдельный, чем у власти в целом. Это и его ошибка?
- Я не понимаю священного трепета тех, кто приходит в ужас от слов, что Назарбаев может ошибаться. Эти люди — балласт нашего общества, а для политиков они просто полуфабрикаты. То, что вокруг президента слишком много тех, кто предпочитает угодничать и мельтешить, давно не только его проблема, но и наша общая. Да, здесь есть конкретная ошибка президента — в чрезмерном и необоснованном доверии тем, кто прописывал и обосновывал действующий вариант урегулирования ситуации, и недостаточном доверии тем, кто работал над тем, чтобы этой ситуации не было вовсе.
Теперь по вашему вопросу об обоснованности продления ЧП. Я говорю как гражданин, основываясь на той информации, которой посчитало для меня достаточной мое правительство. Здесь все очевидно. Я не имею всей полноты информации силовиков — допустим, продление чрезвычайного положения действительно необходимо. Значит, надо продлевать.
Но с одновременным переносом выборов. Я не хочу, чтобы эти люди, которые так часто ошибаются, устраивали карнавал при еще не отпетом покойнике. Пока действует ЧП — в стране, у гражданского общества траур. О каких выборах может идти речь? Единство народа важнее частных дат и формальных процедур. Почему так просто продлить ЧП и сложно продлить срок избирательной кампании? Заслуживает Жанаозен, чтобы ему плюнули в лицо? Или он заслуживает того, чтобы вся страна подождала, пока он может присоединиться к ней в волеизъявлении?
Чиновники, спешащие с выборами любой ценой, по обыкновению хотят праздника. Но некоторых, если мы помним, неуместный праздник очень сильно разозлил…
- Вы говорите, что есть и другие основания не считать эти выборы справедливыми…
- Первое, конечно, основное. Но помимо общегражданской проблемы исключения из выборов Жанаозена есть и другие неприглядные обстоятельства. Имею в виду снятие уже зарегистрированного списка партии «Руханият». Конкретные претензии к лидеру партии, к списку — это дело юристов. Но с момента, как партия зарегистрировала свой список, любые «внезапно открывшиеся» обстоятельства — не проблема партии, а проблема власти, подписавшейся под ее чистотой. Избирательная комиссия, обвиняя в
И это характеризует наших юристов, ответственных лиц. А в чем смысл их ответственности? Смотрите, они говорят — у нас на выборах, оказывается, была ненастоящая партия. А кто ее туда пустил? Как могут эти люди оставаться на своих местах? Какие основания имеем мы верить им, что другие — настоящие? Они же признались уже, что неспособны отличать?!
Скандал со снятием одного из списков в наших не вполне заурядных условиях должен привести к перезапуску избирательного процесса и отставке всех членов центральной избирательной комиссии.
У нас вообще не заладилось с парламентаризмом. Слишком много роспусков, досрочных выборов. Уже не первый состав признается недееспособным, мало того — сам себя столь безжалостно характеризует. Поэтому закладывать в новый мажилис столько оснований нелегитимности, да и простого человеческого недоверия — бессмысленно. Нам нужна уважаемая нами, уважающая нас власть, а не очередной недопарламент.
Отменить эти выборы — первый шаг власти навстречу гражданскому обществу. И должно быть взаимное согласие о том, что мы не проводим выборы, пока нет определенности с Жанаозеном — кто виноват и кто ответит, пока нет беспристрастного разбирательства по делу «Руханията» и с мотивацией тех, кто снял партию с выборов. (Ведь наличие нарушений в регистрации списка не обязательно является мотивацией, причины могли быть иными). Нам нужно законодательное уточнение о том, что не просто две партии по минимуму формируют мажилис, а несколько партий, как минимум одна из которых — оппозиционная. Нам нужна отставка ЦИК, уже и так единогласно проголосовавшего за свой непрофессионализм.
Без этого выборы — чиновничья игрушка и забава для бездельников. Мы обращаемся ко всему гражданскому обществу и уже находим в нем сторонников такой позиции, неравнодушных и надеющихся людей.
Read More:
Адил Тойганбаев: «Отменить эти выборы!»