«Народное движение Узбекистана» призывает к гражданскому неповиновению

Узбекистан: Новое оппозиционное «Народное движение Узбекистана» призывает к гражданскому неповиновению

19.04.2011 17:45

Заяви­ло о себе «Народ­ное дви­же­ние Узбе­ки­ста­на» — новое оппо­зи­ци­он­ное дви­же­ние, кото­рое на днях было созда­но на осно­ве «Сою­за 13 мая». «Союз 13 мая» был обра­зо­ван в 2009 году на плат­фор­ме Демо­кра­ти­че­ской пар­тии ЭРК, орга­ни­за­ции «Анди­жан — спра­вед­ли­вость и воз­рож­де­ние» («Анди­жон: Адо­лат ва Тикла­ниш Таш­ки­ло­ти») и обще­ства «Таянч» («Опо­ра»). И теперь к нему при­со­еди­ни­лись, как гово­рит­ся в заяв­ле­нии «Сою­за 13 мая», «еще две оппо­зи­ци­он­ные орга­ни­за­ции, под­поль­но дей­ству­ю­щие в Узбе­ки­стане». Там же утвер­жда­ет­ся, что стать чле­на­ми «Сою­за 13 мая» изъ­яви­ли жела­ние мно­гие граж­дане внут­ри страны. 

Новое «Народ­ное дви­же­ние Узбе­ки­ста­на» заяв­ля­ет, что «в соот­вет­ствии со сло­жив­шей­ся поли­ти­че­ской ситу­а­ци­ей» и «важ­но­стью наме­чен­ной цели» было «при­ня­то реше­ние обно­вить Про­грам­му Движения».

В заяв­ле­нии «Народ­но­го дви­же­ния Узбе­ки­ста­на» (НДУ) ска­за­но: «Про­ис­хо­дя­щие в мире, в част­но­сти, в араб­ских стра­нах, собы­тия пока­зы­ва­ют, что эра свер­же­ния дик­та­тор­ских режи­мов мир­ны­ми мето­да­ми закон­чи­лась. Преж­ние спо­со­бы вли­я­ния на пра­ви­те­лей-тира­нов исчер­па­ли себя, насту­пил пери­од более жест­ких спо­со­бов борь­бы народ­ных сил с диктаторами».

 

Из интер­вью Мухам­ма­да Сали­ха, лиде­ра запре­щен­ной пар­тии ЭРК, «Фер­гане» от 31 янва­ря 2011 года: 

«Ислам Кари­мов после два­дца­ти­лет­не­го мара­фо­на немно­го при­устал, но упор­но про­дол­жа­ет свое и не наме­рен выво­дить Узбе­ки­стан из кри­зи­са. Он не ищет пути выхо­да из кри­зи­са пото­му, что выход для него страш­нее тупи­ка, в кото­рый он ввел стра­ну, посколь­ку это озна­ча­ет уход от дик­та­ту­ры: от госу­дар­ствен­но­го тер­ро­ра, кор­руп­ции, пра­во­во­го бес­пре­де­ла, — то есть от все­го того, на чем дер­жит­ся его неле­ги­тим­ное прав­ле­ние. Поэто­му oн зани­ма­ет­ся лишь пери­о­ди­че­ской сме­ной мест­ных руко­во­ди­те­лей, мини­стров, пре­мьер-мини­стров, дела­ет это для отво­да глаз, игра­ет в народ­но­го вождя, кото­рый печет­ся о судь­бе нации, нака­зы­вая испор­чен­ных руко­во­ди­те­лей, взя­точ­ни­ков и воров.

Могут ли посред­ством демо­кра­тии к вла­сти прий­ти ислам­ские фун­да­мен­та­ли­сты? Могут, если боль­шин­ство про­го­ло­су­ет за них. Но про­го­ло­су­ет ли оно, это боль­шин­ство? Веро­ят­но, да, если в Узбе­ки­стане будут демо­кра­ти­че­ские выбо­ры. Одна­ко это воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если в Узбе­ки­стан при­дет демо­кра­тия. То есть, если дик­та­ту­ра боль­шин­ства заме­нит собой дик­та­ту­ру одно­го чело­ве­ка. Но бес­по­ко­ить­ся об этом пока рановато».

«В послед­нее вре­мя узбек­ская обще­ствен­ность ста­ла все ост­рее кри­ти­ко­вать за излиш­ний либе­ра­лизм поли­ти­че­скую и рели­ги­оз­ную оппо­зи­цию. Вот уже два­дцать лет узбек­ская оппо­зи­ция ста­ра­ет­ся изме­нить поли­ти­че­скую ситу­а­цию посред­ством выбо­ров. То есть, она ведет демо­кра­ти­че­ское сорев­но­ва­ние с анти­де­мо­кра­ти­че­ской вла­стью — с воору­жен­ны­ми до зубов сило­вы­ми струк­ту­ра­ми дик­та­то­ра!» — гово­рит­ся в заявлении.

Гово­ря о стрем­ле­нии изме­нить ситу­а­цию в Узбе­ки­стане демо­кра­ти­че­ски­ми мето­да­ми, оппо­зи­ция отме­ча­ет: «Такая кар­ти­на (выбо­ры — ред.) вызы­ва­ет лишь иро­нию или сожа­ле­ние у меж­ду­на­род­ных наблю­да­те­лей. Инсти­тут выбор­но­сти в Узбе­ки­стане дав­но пре­вра­тил­ся в фарс, и надеж­да побе­дить Кари­мо­ва путем уча­стия в аль­тер­нaтив­ных выбо­рах в усло­ви­ях поли­цей­ско­го про­из­во­ла есть мираж».

НДУ заяв­ля­ет: «Мы при­ня­ли реше­ние создать систе­му борь­бы, спо­соб­ную про­ти­во­сто­ять авто­ри­тар­ной при­ро­де режи­ма и дать адек­ват­ный ответ дей­стви­ям тира­нии». Имен­но созда­ние НДУ и ста­ло отве­том на вызо­вы вре­ме­ни — как сооб­ща­ет­ся, это был ответ на «тре­бо­ва­ния соци­аль­ных групп, наи­бо­лее постра­дав­ших от репрес­сив­ной поли­ти­ки режима».

Сво­ей зада­чей «Народ­ное дви­же­ние Узбе­ки­ста­на» ста­вит орга­ни­за­цию еди­но­го фрон­та оппо­зи­ции, кото­рый бы опи­рал­ся на все­на­род­ную под­держ­ку. «Это сов­па­да­ет с чая­ни­я­ми мил­ли­о­нов, волей наро­да, угне­та­е­мо­го режи­мом Кари­мо­ва», — гово­рит­ся в заяв­ле­нии НДУ, кото­рое закан­чи­ва­ет­ся при­зы­вом: «Народ­нoe Дви­же­ние Узбе­ки­ста­на выхо­дит на аре­ну борь­бы за осво­бож­де­ние нашей Роди­ны от тира­на и при­зы­ва­ет все народ­но-пат­ри­о­ти­че­ские силы в свои ряды!»

Плат­фор­ма НДУ — борь­ба с тиранией

В каче­стве эпи­гра­фа к сво­ей про­грам­ме «Народ­ное Дви­же­ние Узбе­ки­ста­на» взя­ло сло­ва из «Все­об­щей декла­ра­ции прав чело­ве­ка»: «Необ­хо­ди­мо, что­бы пра­ва чело­ве­ка охра­ня­лись вла­стью зако­на в целях обес­пе­че­ния того, что­бы чело­век не был вынуж­ден при­бе­гать, в каче­стве послед­не­го сред­ства, к вос­ста­нию про­тив тира­нии и угне­те­ния».

«Мы обра­ща­ем­ся, преж­де все­го, к наро­ду Узбе­ки­ста­на и непо­сред­ствен­но ко всем наро­дам Цен­траль­ной Азии, — гово­рит­ся в про­грам­ме. — Поли­ти­че­ские ката­клиз­мы, про­ис­хо­дя­щие в араб­ском мире, пока­за­ли, что раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны могут исполь­зо­вать демо­кра­ти­че­ские стан­дар­ты в сво­их инте­ре­сах. Госу­дар­ства, кото­рые в 2005 году назы­ва­ли «экс­тре­ми­ста­ми» узбек­скую моло­дежь, взяв­шую в свои руки ору­жие для защи­ты демон­стран­тов, про­те­сту­ю­щих про­тив дик­та­то­ра Кари­мо­ва в Анди­жане, помо­га­ют сего­дня ливий­ско­му наро­ду, под­няв­ше­му воору­жен­ный мятеж про­тив дик­та­то­ра Кад­да­фи. Зна­чит, узбе­ки не долж­ны огля­ды­вать­ся по сто­ро­нам в поис­ках под­держ­ки и помо­щи, а самим быть гото­вы­ми к труд­но­стям на пути к сво­ей СВОБОДЕ».

В про­грам­ме НДУ доволь­но жест­ко гово­рит­ся о годах, про­шед­ших под вла­стью пре­зи­ден­та Узбе­ки­ста­на Исла­ма Кари­мо­ва. Оппо­зи­ци­о­не­ры уве­ре­ны, что во всех бедах, слу­чив­ших­ся с наро­дом Узбе­ки­ста­на, вино­ват толь­ко один чело­век — Кари­мов. «В тече­ние этих лет Кари­мов пытал и уни­жал узбек­ский народ. Наш народ был вверг­нут в нище­ту и безыс­ход­ность. Угне­те­ние неиз­беж­но при­ве­ло к нрав­ствен­ной дегра­да­ции. За эти годы народ зара­зил­ся чуж­ды­ми ему поро­ка­ми, таки­ми как воров­ство, про­сти­ту­ция, амо­ра­лизм. Ведь узбек рань­ше нико­гда не допус­кал, что­бы жен­щи­на, нахо­дя­ща­я­ся на его ижди­ве­нии, шла на ули­цу в поис­ках хле­ба. Он пред­по­чи­тал голод­ную смерть тако­му позору!»

Годы совет­ской вла­сти идео­ло­ги НДУ харак­те­ри­зу­ют так же: «гнет Советов».

Идео­ло­ги НДУ при­зы­ва­ют не боять­ся дей­ству­ю­щей вла­сти: «Мы — потом­ки Жала­лед­ди­на Ман­гу­бер­ди, Тему­ра Мали­ка, храб­ро сра­жав­ших­ся с ино­зем­ны­ми окку­пан­та­ми!» — и пере­чис­ля­ет нару­ше­ния зако­на, кото­рые поз­во­лил себе пре­зи­дент Узбе­ки­ста­на в борь­бе за власть.

«Когда узбек­ская оппо­зи­ция высту­пи­ла про­тив нару­ше­ния Основ­но­го зако­на, он нака­зал ее по ста­тье 159 Уго­лов­но­го кодек­са РУ, обви­нив в совер­ше­нии анти­кон­сти­ту­ци­он­ных пре­ступ­ле­ний. После­до­ва­ли адми­ни­стра­тив­ные гоне­ния и физи­че­ское истреб­ле­ние людей», оппо­зи­ци­о­не­ры полу­ча­ли тюрем­ные сро­ки. В НДУ утвер­жда­ют, что «мусуль­ман, тре­бо­вав­ших демо­кра­ти­за­ции, объ­яви­ли «ислам­ски­ми фун­да­мен­та­ли­ста­ми», под­верг­ли пыт­кам в конц­ла­ге­ре «Жаслык».

«Народ­ное дви­же­ние Узбе­ки­ста­на» заяв­ля­ет, что бороть­ся с про­из­во­лом, выдви­гая тре­бо­ва­ния по демо­кра­ти­за­ции обще­ства, так же бес­по­лез­но, как «читать про­по­ведь дико­му каба­ну, напа­да­ю­ще­му на вас».

«Сего­дня в Узбе­ки­стане зако­ны не соблю­да­ют­ся пра­ви­тель­ством. Вез­де власт­ву­ют без­за­ко­ние, наси­лие и неспра­вед­ли­вость. У людей не оста­ет­ся дру­гих мер, как вос­стать про­тив про­из­во­ла», — гово­рит­ся в про­грам­ме НДУ.

НДУ при­зы­ва­ет граж­дан Узбе­ки­ста­на к граж­дан­ско­му непо­ви­но­ве­нию и пред­ла­га­ет игно­ри­ро­вать ука­зы пре­зи­ден­та. А если в ответ на это власть «посме­ет повто­рить Анди­жан­скую рез­ню, то мы счи­та­ем умест­ным заявить, что мы обла­да­ем доста­точ­ным потен­ци­а­лом для адек­ват­но­го отпо­ра тира­ну», — гово­рит­ся в про­грам­ме НДУ.

При этом НДУ под­чер­ки­ва­ет: «Наша борь­ба — не тер­рор. Мы, мусуль­мане, сви­де­тель­ству­ем, что ислам осуж­да­ет тер­ро­ризм. Мы исклю­ча­ем тер­рор как спо­соб борь­бы. Мы всту­пи­ли в эту борь­бу для того, что­бы видеть в буду­щем свой народ счаст­ли­вым в ряду дру­гих сво­бод­ных народов.

Мы начи­на­ем борь­бу ради Все­выш­не­го и ока­за­ния помо­щи наше­му наро­ду в дости­же­нии сво­бо­ды веро­ис­по­ве­да­ния и испол­не­ния наци­о­наль­ных обрядов.

Мы начи­на­ем борь­бу с чисты­ми наме­ре­ни­я­ми: сверг­нуть кро­ва­вый режим и постро­ить образ­цо­вое госу­дар­ство, осно­ван­ное на прин­ци­пах высо­кой мора­ли, гума­низ­ма, обес­пе­че­ния сво­бо­ды и прав человека».

Сре­ди задач НДУ — «рав­ные усло­вия для всех жите­лей Узбе­ки­ста­на, неза­ви­си­мо от их наци­о­наль­ной, расо­вой и рели­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти. Нуж­но создать усло­вия для тoгo, что­бы вый­ти на высо­кий жиз­нен­ный уро­вень и ВВП на душу насе­ле­ния. Мы иско­ре­ним дей­ству­ю­щие кор­руп­ци­он­ные схе­мы, обес­пе­чив про­зрач­ность в эко­но­ми­че­ской политике.

Наш долг поло­жить конец режи­му, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет обо­га­ще­ние одной семьи и ее при­бли­жен­ных за счет наро­да. Един­ствен­ным вла­дель­цем всех богатств и при­род­ных ресур­сов ста­нет народ Узбекистана».

НДУ заяв­ля­ет, что оно не наме­ре­но вме­ши­вать­ся во внут­рен­ние и внеш­ние дела дру­гих стран, и откры­то для кон­так­тов со все­ми, «кто не под­дер­жи­ва­ет режим Кари­мо­ва»: «Мы под­дер­жи­ва­ем связь как с оппо­зи­ци­он­ны­ми пар­ти­я­ми, так и с недо­воль­ны­ми Кари­мо­вым чинов­ни­ка­ми, рабо­та­ю­щи­ми в соста­ве нынеш­не­го пра­ви­тель­ства», — гово­рит­ся в заяв­ле­нии НДУ.

Сво­и­ми вра­га­ми НДУ назы­ва­ет толь­ко «дик­та­то­ра Кари­мо­ва» и его при­бли­жен­ных, но не армию и не пра­во­охра­ни­тель­ные струк­ту­ры. «В этих струк­ту­рах слу­жат пред­ста­ви­те­ли наше­го наро­да. Всем извест­но, что в дей­стви­тель­но­сти они тоже уста­ли от режи­ма это­го тира­на. Мы нахо­дим­ся в кон­так­те с их пред­ста­ви­те­ля­ми и наме­ре­ны еще более рас­ши­рить этот круг».

НДУ при­зы­ва­ет «брат­ские сосед­ние стра­ны, Рос­сию, мусуль­ман­ские и запад­ные госу­дар­ства под­дер­жать тех, кто вклю­чил­ся в борь­бу про­тив узбек­ско­го дик­та­то­ра». «Мы при­зы­ва­ем брат­ские наро­ды Цен­траль­ной Азии, стра­ны-чле­ны ОИК, а так­же Рос­сию и дру­гих чле­нов Сове­та без­опас­но­сти ООН встать на сто­ро­ну спра­вед­ли­во­сти и исти­ны, под­дер­жав тех, кто участ­ву­ет в сопро­тив­ле­нии авто­ри­тар­ной дик­та­ту­ре, — гово­рит­ся в заяв­ле­нии НДУ. — Мы твер­до убеж­де­ны, что режим Кари­мо­ва падет по воле наро­да и Созда­те­ля. Сего­дня узбек­ский народ про­хо­дит тяже­лое испы­та­ние. Каж­дый узбе­ки­ста­нец, кто не жела­ет видеть сво­их детей раба­ми, дол­жен при­со­еди­нить­ся к нашим рядам. Место каж­до­го веру­ю­ще­го, меч­та­ю­ще­го без пре­сле­до­ва­ний и сво­бод­но отправ­лять свое веро­ис­по­ве­да­ние на сво­ей Родине — в наших рядах. При­зы­ва­ем при­со­еди­нить­ся к нам всех, у кого есть совесть и чув­ство спра­вед­ли­во­сти», — гово­рит­ся в про­грамм­ном заяв­ле­нии НДУ.

Как ста­ло извест­но «Фер­гане», акти­ви­сты НДУ при­ня­ли реше­ние созвать Совет учре­ди­те­лей, что­бы обсу­дить и при­нять эту обнов­лен­ную про­грам­му. Съезд наме­чен на май 2011 года.

Меж­ду­на­род­ное инфор­ма­ци­он­ное агент­ство «Фер­га­на»

 

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма