Еще неделю назад казалось, что постоянные отчеты о ситуации в арабских странах, более напоминающие боевые сводки, отошли в прошлое: революции победили в трех государствах, и ситуация в них вроде бы начала нормализовываться. Однако минувшая неделя продемонстрировала, что это не так.
Битва на площади Тахрир
Примерно за неделю до первых послереволюционных парламентских выборов в Египте в столице страны произошли массовые беспорядки, напоминающие события недавней «финиковой революции». В результате столкновения между демонстрантами и полицией на каирской площади Тахрир погибли три человека, 700 получили ранения.
Столкновение произошло после того, как полицейские попытались очистить площадь по окончании массовой демонстрации. Около 200 манифестантов, протестовавших против правящего Высшего военного совета, решили в пятницу вечером здесь же переночевать, разбив для этой цели палаточный городок. Утром сюда прибыло подразделение полиции с намерением убрать палатки, но демонстранты отказались уходить. После этого их попытались убрать с площади силой, причем, по свидетельствам очевидцев, в стычке приняли участие не только полицейские в форме, но и некие неплохо организованные и агрессивные субъекты в штатском.
Весть о столкновении очень быстро распространилась по всему Каиру, и тысячи манифестантов поспешили присоединиться к своим товарищам, чтобы отстоять палаточный городок. Полицейские также не остались в долгу: были подтянуты дополнительные силы, полиция применила слезоточивый газ, а также начала стрелять в демонстрантов резиновыми пулями. В ответ полетели камни и «коктейли Молотова».
Как сообщают международные информационные агентства, при этом был подожжен один из полицейских броневиков. Массовая драка распространилась на прилегающие улицы и докатилась даже до находящегося в отдалении здания министерства внутренних дел. Беспорядки продолжались весь день, а к полуночи субботы на площади Тахрир собралось уже более десяти тысяч человек.
Демонстранты представляли все оппозиционные «лагеря» — от исламистов до светских организаций, либералы перемешались с коммунистами. Этот странный союз объединяет одно: все они протестуют против проекта Конституции, предложенного переходным правительством Египта, — проекта, по сути, закрепляющего власть военных в стране. Демонстранты требуют, чтобы Высший военный совет, правящий в Египте с момента падения режима Хосни Мубарака, сложил свои полномочия и убрался из египетской политики.
Вот уже более девяти месяцев прошло с тех пор, как египетские военные завершили (а многие говорят теперь, что попросту украли) «финиковую революцию»: устранили старый режим и взяли власть в свои руки. Сразу после этого они объявили площадь Тахрир открытой для демонстрантов, однако постоянное их присутствие в самом сердце Каира стало для Высшего военного совета слишком навязчивым.
Теперь египетские революционеры, по их собственным словам, вернулись на те позиции, с которых начинали, только сейчас они протестуют уже не против Мубарака, а против его
В Кувейте задрожал парламент
Массовые демонстрации в Кувейте — явление не только непривычное, но и до недавнего времени совершенно немыслимое. Этот богатый и процветающий эмират всегда считался исключительно мирным — однако времена меняются и теперь, когда арабские страны одну за другой захлестывают протесты и революции, ожидать можно чего угодно.
Кувейтские демонстранты, требовавшие снятия с должности
Кувейтские оппозиционеры обвиняют
Попытка демонстрантов пройти к резиденции
Руководство эмирата собралось на кризисное заседание, в котором принял участие сам эмир шейх Сабах
Кому судить «последнего Каддафи»?
Ливийские повстанцы, которых теперь стали называть «милиционерами», ухитрились все же отыскать и схватить неуловимого Сейфа
Поначалу этому сообщению многие не желали верить, так как известия о поимке Сейфа
Однако на этот раз все подтвердилось. О поимке Сейф
В отличие от Муаммара Каддафи его сыну, бывшему любимцу европейской публики, весьма повезло: он не оказался «случайно убит», не «истек кровью» по дороге в Триполи и, скорее всего, сможет в относительной целости и сохранности (не считая ранения в руку) предстать перед судом.
Вопрос лишь — перед каким? Ливийское правительство уже сейчас объявило, что готовит судебный процесс против Сейфа
Впрочем, есть и еще один вариант: Гаагский трибунал имеет право самостоятельно определять место своих судебных заседаний — и вполне может устроить выездной суд в Триполи. Другой вопрос — согласятся ли на это новые ливийские правители? И если давление из Европы вдруг окажется слишком сильным — не выйдет ли так, что Сейф
Read this article:
«Арабская весна» возвращается?