Нам удалось пригласить и встретиться в редакции с родным братом диссидента Рашидом НУТУШЕВЫМ. С ним мы и записали интервью. Рашид-ага подробно рассказал о детстве Арона и их родителях.
— Вы родной брат политзаключенного Арона АТАБЕКА. В обществе сейчас большой интерес к этой незаурядной
личности. Но, поскольку он родился в России, нет полноценной информации по его биографии. Так что вы единственный, кто может рассказать нашим читателям про
его детские и юношеские годы.
— Мы родились в Черноземельском районе Ставропольского края (сейчас это Черноземельский район Республики Калмыкия). Отец много лет работал директором совхоза, мать — радисткой на местной метеостанции. Черными землями называлось место в Прикаспийской низменности, где зимой не было сплошного снежного покрова. Поэтому это было идеальное место для зимних пастбищ. Скот с гор Дагестана пригоняли на зимовку в наш район. Поселок был наполовину казахским, наполовину кумыкским. Одна сторона поселка так и называлась: Казахстан, а другая — Дагестан. Калмыки в это время были депортированы в Сибирь. В настоящее время поселок чисто калмыцкий, там нет ни одного казаха или кумыка. Но названия Казахстан и Дагестан так и остались в этом селе. Когда калмыки были реабилитированы и вернулись из ссылки, наш район был передан из Ставропольского края в состав Калмыцкой АССР.
— А как ваша семья попала в Россию?
— Наш отец НУТУШЕВ Кабыш (Хабиболла) родился в селе Суюндук Денгизского района Гурьевской области (сейчас это Курмангазинский район Атырауской области). Это небольшое село на стыке Атырауской, Западно-Казахстанской и Астраханской областей. Его дед — известный бай Омирзак из тейпа Есенгул Бериш. Известные выходцы из Курмангазинского района — поэт Жумекен НАЖИМЕДЕНОВ, летчица Хиуаз ДОСПАНОВА, писатель Рахимжан ОТАРБАЕВ. Сын бая Омирзака (то есть наш дед) был репрессирован как кулак, скот его был конфискован. Он умер в тюрьме города Уральска. Его жена Разига (наша бабушка) была вынуждена бежать и переехала с детьми и родственниками в село Турксад Левокумского района Ставропольского края России. Наш отец был седьмым ребенком из восьми детей и работал бухгалтером фермы. Отец, будучи бухгалтером, списал корову какому-то родственнику-казаху и был посажен в тюрьму города Ставрополя. Он должен был получить небольшой срок, но совершил побег из тюрьмы вместе с другими арестантами, был схвачен и отправлен на 10 лет на Алшанские золотые прииски в Якутию. В первые месяцы был в тяжелом состоянии, как и все заключенные, и сильно ослаб. Но счастливый случай изменил его судьбу. В то время в ГУЛАГе сидел весь цвет экономической науки России. Для помощи в местную бухгалтерию временно требовался специалист для переписывания ведомостей. Там он понравился какому-то профессору, и тот, обучив, оставил его в бухгалтерии. Через два года отец стал главным бухгалтером нескольких приисков и уже ходил свободно, без конвоя. Понятно, что убежать из якутской тайги было невозможно. После войны в эту зону попали бывшие легионеры из Туркестанского легиона Мустафы ЧОКАЕВА. Среди них — известные впоследствии скрипач Айткеш ТОЛГАНБАЕВ, писатель Хамза АБДУЛЛИН и Арон КОЙШЫБАЕВ. Как потом мне рассказывал А. КОЙШЫБАЕВ, когда они попали в зону и увидели условия работы и проживания, то уже прощались с жизнью. У них стали выпадать зубы и началась цинга. И в это время они случайно узнают, что главный бухгалтер зоны — казах.
— Значит, отец Арона АТАБЕКА внес свой вклад в казахскую культуру тем, что спас от смерти талантливого скрипача и будущего писателя.
— Да, можно и так сказать. Кстати, племянник Айткеша ТОЛГАНБАЕВА — Калыбек ТОЛГАНБАЕВ — тоже политик, известный активист оппозиции, может много рассказать на эту тему. Отсидев в ГУЛаге 10 лет, отец вернулся в Левокумский район. Затем женился на нашей матери — ДИГАЕВОЙ Жание Хусейнкызы и переехал в новообразованный соседний Черноземельский район, который после образования Калмыцкой АССР был передан в ее состав. В этом районе мы и родились. Старший Арон, потом я, затем наша сестренка Разия. Ароном отец назвал сына в честь упомянутого Арона КОЙШЫБАЕВА — контрразведчика Туркестанского легиона.
— Теперь вернемся к самому Арону АТАБЕКУ. Расскажите, пожалуйста, о российском периоде его жизни.
— Брат всегда был вундеркиндом-отличником, в школу пошел с 6 лет. Был серьезным не по годам, много читал, интересовался историей. В старших классах часами беседовал с отцом на политические темы и слушал западные радиостанции. Собирал нас, пацанов казахской диаспоры, и устраивал лекции по казахской истории. В общем, благодаря отцу обычного советского детства у него не было.
В 16 лет, в 1969 году, он поступил в Калмыцкий государственный университет в городе Элисте на филологический факультет (русское отделение с калмыцким уклоном). После второго курса перевелся в Алматы в КазГУ, закончил его в 1974 году. Потом учился в аспирантуре Ленинградского университета по специальности «Тюркология и монголоведение». В конце 70‑х наша семья переехала в Алматы. Отец до самой смерти в 1993 году работал главным бухгалтером в министерстве мелиорации и водного хозяйства. Арон преподавал русский язык в мединституте.
Затем были исторические события 1986 года, когда на площади мы стояли вчетвером: Арон, я, диссидент Хасен КОЖАХМЕТ и певец Максат МУХИТДЕНОВ (отец музыкального продюсера Баян ЕСЕНТАЕВОЙ). В 1989 году брат начал свою оппозиционную деятельность, и с этого момента подробности его жизни можно найти в интернете. Я только кратко перечислю основные этапы: общество «Жеруюк» — оргкомитет национальной партии — организация митингов — уголовное дело — эмиграция в Москву — Баку — Нальчик — снова Алматы — шаныракские события — суд — приговор 18 лет.
— Как вы столько лет скрывали от общественности такую интересную историю жизни брата и отца?
— Я сам когда-то был оппозиционным политиком, поэтому мой рассказ был бы воспринят как пиар-компания, а теперь пенсионеру как раз время писать мемуары. Подробности нашей с братом политической деятельности отложим до следующего интервью.
— Хорошо. Спасибо за интервью!
Беседовала Инга ИМАНБАЙ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com