R‑студия: Сергей Дуванов vs Серикжан Мамбеталин.

Встать рядом с Шаха­но­вым на защи­ту казах­ско­го язы­ка пред­ло­жил извест­но­му пуб­ли­ци­сту Сер­гею Дува­но­ву «зеле­ный» поли­тик Сери­к­жан Мам­бе­та­лин. В ответ на это «инте­рес­ное» пред­ло­же­ние наци­о­нал-пат­ри­от полу­чил про­во­ка­ци­он­ный вопрос: «А сами-то что-то може­те?!» Идей­ные про­тив­ни­ки схлест­ну­лись в пря­мом эфи­ре «R сту­дии» и попы­та­лись убе­дить друг дру­га в право­те сво­их позиций.

В новом фор­ма­те встреч в пря­мом эфи­ре идео­ло­ги­че­ские оппо­нен­ты либе­рал Сер­гей Дува­нов и наци­о­нал-пат­ри­от Сери­к­жан Мам­бе­та­лин ста­ли пер­вы­ми гостя­ми «R‑студии». Эфир полу­чил­ся инте­рес­ным и ост­рым. Основ­ны­ми тема­ми ста­ли дея­тель­ность наци­о­на­ли­стов, про­бле­мы казах­ско­го язы­ка, рос­сий­ский нацизм и, конеч­но же, вопрос сме­ны вла­сти в Казах­стане. Пред­ла­га­ем чита­те­лям отры­вок из их диа­ло­га, более пол­ный вари­ант кото­ро­го вы може­те про­честь в  номе­ре газе­ты “Assandi-Times” от 1 нояб­ря 2013 года.

ФРАГМЕНТ ДИСКУССИИ

Сер­гей ДУВАНОВ (Д): Я думаю, как поли­ти­че­ская сила, наци­о­нал-пат­ри­о­ты собой ниче­го не пред­став­ля­ют. Попро­бую это обосновать.

Пер­вая при­чи­на — у нас в стране вооб­ще нет поли­ти­че­ских сил, кро­ме той, кото­рую пред­став­ля­ет пре­зи­дент Назар­ба­ев и его вер­ти­каль вла­сти. Эта власть зачи­сти­ла поли­ти­че­ское поле настоль­ко хоро­шо, что сего­дня гово­рить о серьез­ных поли­ти­че­ских силах, кото­рые мог­ли бы быть игро­ка­ми на этом поле, про­сто несе­рьез­но. Кого-то про­сто запре­ти­ли, кого-то закры­ли, кого-то вытес­ни­ли с поля. И в ито­ге поли­ти­че­ских сил нет ника­ких. Это пер­вая причина.

Вто­рая при­чи­на — это, соб­ствен­но гово­ря, сами наци­о­нал-пат­ри­о­ты. Я думаю, что сего­дня это дви­же­ние еще не офор­ми­лось. Это — под­го­то­ви­тель­ная ста­дия, когда фор­ми­ру­ют­ся какие-то иде­а­лы, идеи; тези­сы выдви­га­ют­ся отдель­ны­ми груп­па­ми, кото­рые нахо­дят­ся меж­ду собой еще в опре­де­лен­ных идео­ло­ги­че­ских раз­но­гла­си­ях. И даже если пред­по­ло­жить, что в стране дей­стви­тель­но суще­ству­ет некая наци­о­наль­ная суб­стан­ция, кото­рая уже гото­ва бороть­ся за власть, до того эта­па, когда они ста­нут поли­ти­че­ской силой, нуж­но доста­точ­но дли­тель­ное время.

Веду­щая: Что дума­е­те вы, Серикжан?

Сери­к­жан МАМБЕТАЛИН (М): Я думаю, Сер­гей прав в том, что сего­дня поли­ти­че­ских сил не оста­лось, пото­му что поли­тич­ная повест­ка тех поли­ти­че­ских лиде­ров, тех поли­ти­че­ских сил, кото­рые были до сего­дняш­не­го момен­та, — не акту­аль­на. Кто-то ушел доб­ро­воль­но, кто-то вынуж­де­но. И на самом деле поле зачищено.

Но я не согла­шусь с тем момен­том, когда гово­рят, что наци­о­нал-пат­ри­о­ты еще не сфор­ми­ро­ва­лись, что у них нет опы­та. На самом деле у меня есть опыт. В 2011—12 годах мы под зна­ме­на­ми пар­тии «Руха­ни­ят» собра­ли наци­о­нал-пат­ри­о­тов во гла­ве с Шар­ха­но­вым и, заре­ги­стри­ро­вав­шись в закон­ном поряд­ке через ЦИК, пошли на выбо­ры. Если вы помни­те, 15 декаб­ря мы заре­ги­стри­ро­ва­лись, нача­ли свою пред­вы­бор­ную кам­па­нию. 28 декаб­ря тот же ЦИК сво­им реше­ни­ем сни­ма­ет нас с выбо­ров, сослав­шись на то, что яко­бы не было кво­ру­ма при выдви­же­нии на съезде.

Власть, имен­но видя силу наци­о­нал-пат­ри­о­тов, видя, как народ под­дер­жи­ва­ет их, пошла на такой бес­пре­це­дент­ный шаг. Это было впер­вые в исто­рии Казах­ста­на, когда пар­тию, заре­ги­стри­ро­ван­ную в спис­ке на выбо­рах, вычер­ки­ва­ют из бюллетеней.

Д: Я как раз хотел уточ­нить. Все дело в том, что Сери­к­жан гово­рит о том, что они — поли­ти­че­ская сила. Мне кажет­ся, тот при­мер, что он при­вел, — демон­стра­ция не поли­ти­че­ской силы, а как раз бес­си­лия. Вла­сти взя­ли и щелк­ну­ли по носу. В любой дру­гой стране мира, где наци­о­на­ли­сты пред­став­ля­ют силу, сот­ни тысяч людей выхо­дят на ули­цы. Посмот­ри­те, как это про­ис­хо­дит в араб­ском мире. И власть либо при­зна­ет эту пар­тию, раз­ре­ша­ет ей участ­во­вать, либо ее про­сто сме­та­ют. Это назы­ва­ет­ся сила.

В вашей ситу­а­ции я не оправ­ды­ваю дей­ствия вла­стей, напро­тив, я на вашей сто­роне, но это как раз демон­стра­ция того, что вы еще не есть сила.

Д: И это тоже. Поли­ти­че­ской силой орга­ни­за­ция тогда начи­на­ет вос­при­ни­мать­ся тогда, когда начи­на­ет вли­ять на поли­ти­че­ские про­цес­сы в стране в целом, на вла­сти и на умо­на­стро­е­ние людей. Все­го это­го у наци­о­на­ли­стов я не вижу. Власть не реа­ги­ру­ет на них, обще­ство тоже…

М: Но тогда до сих пор ни одной поли­ти­че­ской силы вооб­ще не было. Ниче­го никто нико­гда не смог сделать…

Д: Вот про это я гово­рю. Это был пер­вый пункт, о кото­ром я ска­зал. Вы не выби­ва­е­тесь из обще­го спис­ка. Вы — часть того про­цес­са, кото­рый идет сего­дня в стране.

М: Полу­ча­ет­ся, что у нас власть — зер­каль­ное отра­же­ние оппо­зи­ции. Что оппо­зи­ция не име­ет силы, что власть, если бы не име­ла репрес­сив­но­го аппа­ра­та в виде армии, поли­ции, — такая же.

Д: Хоро­шую тему Сери­к­жан под­нял. На самом деле обще­ство кри­ти­че­ски отно­сит­ся как к оппо­зи­ции всех видов, так и к вла­сти, трез­вая часть обще­ства. Я не гово­рю о тех, кто явля­ет­ся чле­на­ми «Нур Ота­на». Это осо­бая кате­го­рия людей, кото­рым мож­но все про­стить и даже их пожа­леть. Мы берем трез­вую часть обще­ства, кото­рая сто­ро­нит­ся поли­ти­ки, но име­ет соб­ствен­ное мне­ние. И это мне­ние сего­дня — кри­ти­че­ское и в отно­ше­нии оппо­зи­ции, и в отно­ше­нии вла­сти, и в отно­ше­нии все­го, что про­ис­хо­дит в стране.

Веду­щая: Давай­те Назар­ба­е­ва и «Нур Отан» оста­вим в покое и вер­нем­ся к теме наци­о­нал-пат­ри­о­тов. Насколь­ко я пони­маю, они пози­ци­о­ни­ру­ют себя так, что толь­ко они и раде­ют за стра­ну...

М: Вы гово­ри­те о быто­вом наци­о­на­лиз­ме, кото­ро­го в Казах­стане прак­ти­че­ски нет. Вы когда-нибудь виде­ли пас­порт ино­пла­не­тя­ни­на? Вот я видел. В Лат­вии выда­ет­ся alien-пас­порт, это мож­но пере­ве­сти как «чуже­зем­ный», «ино­пла­не­тя­нин». Это пас­порт людей, кото­рые живут в Лат­вии, но не сда­ли экза­мен по латыш­ско­му язы­ку, они даже на выбо­ры не могут пой­ти, про­го­ло­со­вать. Они там живут, но не име­ют кон­сти­ту­ци­он­ных прав. И это стра­на, кото­рая нахо­дит­ся в Евро­со­ю­зе и счи­та­ет­ся циви­ли­зо­ван­ной. А в Казахстане?

Д: Для вас иде­ал стра­ны — это стра­на, в кото­рой есть граж­дане двух уров­ней: пол­но­цен­ные граж­дане и те, кото­рые полу­ча­ют пас­порт ино­пла­не­тя­ни­на? Толь­ко на том осно­ва­нии, что он не зна­ет госу­дар­ствен­но­го языка?

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций