специальное расследование a’
Казахстанские выборы: промахнулся ли Акела?
Выборы! В казахстанских условиях электоральная кампания – рисковое предприятие! Результаты голосования априори известны до последнего процента. И широкая общественность с итогами выборов легко согласится. История электоральных кампаний в Казахстане показывает, что они всегда являлись причиной открытых противостояний элит. Нынешние выборы уникальны тем, что крупные игроки, или, как еще называют, политические тяжеловесы, или просто – агашки, не пытаются искать своих выгод, а более того – они тяготятся ими. Тем паче, когда начинается информационный шантаж…
Агашки прошли территорию риска и находятся в зоне комфорта. Бывшие конкуренты давно выбиты, и агашки довольствуются мирным существованием на курорте мира, спокойствия и больших денег. Однако… За плечами каждого агашки имеется мини-империя, включающая в себя, как правило, банк, промышленные предприятия как в Казахстане так и за рубежом, солидный рынок услуг (туристские компании, кафе), но самое ценное – это люди. Проверенные, безгранично им преданные до тех пор, пока они в силе. Единственное, что нужно местным авторитетам для сохранения ими статус-кво – это абсолютная лояльность и преданность главе государства. Не зря налицо тенденция, когда основной заслугой для чиновника является наиболее искушенная лесть в адрес президента. Однако за ширмой внешнего спокойствия бушует океан интриг и мелких междоусобных войн.
Нынешние выборы уже становятся показателем того, как молодая поросль пытается отвоевать новые территории влияния. Пока это не касается агашек, мы имеем дело с дракой между равными себе: готовы ли молодые волки пойти против вожака? И что за тигр их ведет?
Многие из них стремятся оставаться в тени, чтобы раньше времени никто не узнал о масштабе их истинных амбиций. Неизвестные широкому кругу лица исподволь создают собственные мини-империи – абсолютный слепок, созданный по образу и подобию империй старших товарищей. Предан кто-либо из них президенту искренне или нет – это уже не так важно, все затмила вышедшая на первый план борьба за влияние. И никто не останется в стороне.
ВОЗМОЖНЫЕ ОЧАГИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Уже сегодня очевиден провал Бауржана Байбека. Это стало ясно после того, как Мухтара Кул-Мухаммеда назначили начальником предвыборного штаба Назарбаева. По имеющимся у нас данным, Байбек задолго до официального объявления выборов искал возможность получить максимальные полномочия по проведению избирательной кампании президента, что окончательно закрепило бы за ним имидж многократно декларированного статуса человека, преданного до мозга костей лидеру нации. А также это предоставило бы ему абонемент в пул казахстанских политических тяжеловесов. Но, похоже, репутация человека, который не имеет иммунитета к таким порокам, как вождизм и агашество, в очередной раз помешало ему реализовать свои неуемные амбиции.
Ни для кого не секрет, что до последнего времени Байбек и его команда вели отчаянную, хоть и изначально обреченную борьбу за право проведения избирательной кампании президента. Ответственный за весь выборный процесс глава АП предпочел ему своего проверенного профессионала Ерлана Карина, который является одним из самых искушенных политтехнологов Казахстана. Однако борьба за эту сомнительной чести должность в какой-то момент обострилась до такой степени, что Карин решил самоустраниться. Столь необъяснимое, на первый взгляд, решение было продиктовано тем, что эти выборы изначально весьма авантюрное предприятие для тех, кто непосредственно осуществляет этот процесс. Конкурировать с пустотой и доказывать, что единственный выход – найти лучшего, это верх цинизма, граничащий с политическим суицидом. Карин понимает, что ситуация будет меняться. Ведь впереди грядут и парламентские выборы. И то, за что сегодня будут награждать медалями, выставив это как героизм, завтра сочтут предательством интересов государства.
И вот тогда было принято спонтанное решение поставить во главе процесса абсолютно компромиссную фигуру, не имеющую в активе ни опыта, ни таланта политтехнолога.
Но астанинские дела, как известно, не слишком близки обывателям. Гораздо больше простой народ волнует то, о чем сегодня говорят в социальных сетях. А главный тренд соцсетей последние несколько недель – это интернет-«слив» от Муртабека Кетебаева!
Главным злодеем, согласно этому «сливу», является автор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» – Данияр Ашимбаев. Сразу же зададимся вопросом, кому понадобилось «сливать» человека, абсолютно лояльного действующей власти? Тем более в пул координируемых им интернет-сайтов (не газет, не каналов, не видеопорталов) входят не особо актуальные источники, давно не пользующиеся популярностью и доверием у простых интернет-пользователей.
О ЧЕМ ВЕЩАЕТ КЕТЕБАЕВ
Понятно, что сам Муратбек Кетебаев, экс-соратник Мухтара Аблязова, поливающий компроматом сады казахстанского эдема, абсолютно не владеет ситуацией. И вся так называемая «информационная бомба» от Кетебаева-змия заканчивается в итоге пшиком – то есть якобы информацией, которая совершенно не является секретной. Но кому это нужно – компрометировать человека, который совершенно не влияет на общественное мнение. По крайней мере, в своих письмах. Давайте теперь порассуждаем о том, кому выгодно опорочить имя Ашимбаева.
Анализируя содержание рассекреченной переписки, казахстанский энциклопедист (Ашимбаев) нелестно отзы-
вается о своих конкурентах в информационном поле: интернет-портале Ratel.kz, владелице одного не совсем популярного сайта журналистки Айгуль Омаровой, известном аналитике Гульмире Илеуовой, учредителях газеты «Трибуна». Из этого можно сделать вывод, что данный фигурант имеет целью дискредитировать своих возможных конкурентов в борьбе за средства, выделяемые государством на информационный спам. Сам Муратбек Кетебаев вряд ли адекватно воспринимает ситуацию и видит все подводные камни, которыми усыпано русло этого «слива».
По данным наших источников, Данияр Ашимбаев воспринимается как конкурент и потенциальный центр влияния на информационном и идеологическом фронте Акорды. Кто же является конкурентом редактора биографической энциклопедии? Кто лепит из него треглавое чудовище? На ум сразу приходят два человека, ответственных за идеологию и информационную политику государства. Сегодня они находятся в тени, хотя и занимают публичные, по идее, должности. Оба вылетели из гнезда Марата Тажина, но давно оперились и начали «свою игру». В частности, не желая возобновления недавних судебных процессов над журналом ADAM, мы не станем называть их имен. Но одно безусловно – один из них контролирует все официальные выступления чиновников высшего звена, а второй СМИ, до которых достают его руки. Именно эти два орленка, выпавших из гнезда внутренней политики, настояли на том, чтобы предвыборный штаб возглавил их бывший наставник Мухтар Кул-Мухаммед. Как говорится, дал неба – жди земли.
ПОЧЕМУ КУСАИНОВ
Бывший чиновник, а ныне лидер профсоюзного движения проявил вдруг, несвойственные ему политические амбиции, выдвинув свою кандидатуру в качестве претендента на пост президента РК. Как сообщает наш источник в Астане, в качестве основного псевдоконкурента действующему президенту рассматривался лидер Гражданского альянса, по совместительству талантливый тамада Нурлан Еримбетов. Однако либеральная натура Еримбетова, не раз проявленная в бытность его модератором дискуссионного клуба АйтPARK, вероятно, воспротивилась административному давлению, и он отказался играть роль спарринг-партнера президента Назарбаева. Какими уж методами – нам неизвестно. И вот тогда из всех возможных кандидатов самой оптимальной фигурой была выбрана личность Абельгази Кусаинова. Лимит подписей он собрал в рекордно короткий срок. Сыграл ли координатор штаба, являющийся земляком Кусаинова, здесь свою роль, мы не знаем, но выбор вполне себе предсказуемый.
Взглянем на общую картину. Выборы фактически отдали на откуп одному человеку. Главным конкурентом выходит его земляк. Это далеко не значит, что он наберет значимое количество голосов на выборах. Но! По большому счету мы имеем такую картину: выборы делает Караганда. Следуя логике, опровергая многочисленные инсинуации вокруг преемника президента, после выборов, результат которых очевиден, мы получаем кризис-менеджера, набравшего необходимый электоральный опыт, формально способного управлять страной в непростой – кризисный – период.
Если куратор-сценарист, уроженец шахтерской вотчины, а также реализатор нынешних президентских выборов пройдет путь без проколов и сможет без скандалов «закрыть» кампанию, значит – он прошел высший экзамен. Что дальше? А дальше – кресло председателя сената и конституционное право возглавить страну в случае форс-мажора. Давайте будем объективными: с точки зрения Акорды, это будет удобный, универсальный солдат – жесткий и безынициативный, в меру эрудированный, четкий и грамотный исполнитель. Именно он обеспечит настоящую преемственность власти, как говорится в Библии – от отца к сыну, но только через лояльный транзит.
ВЫВОД
Текущие выборы уже сегодня становятся показателем того, насколько в Казахстане разрознены элиты. При этом казахстанцы, как показали прошедшие праздники, остаются весьма аполитичными. Тем не менее предстоящие выборы, согласно проведенному опросу читателей, показывают, что политически активные граждане ориентируются на тех медийных личностей, которые пользуются доверием. В первую очередь, речь идет о действующем президенте страны. Мы не будем говорить о тех, кто был выбит из многолетней президентской гонки. С другой стороны, мы видим, что молодежь наступает патриархам на пятки, кусает их. Будут ли гореть стопы потерявших связь с реальностью агашек? Будут ли они думать о том, что они небезгрешны? Кто они? Давайте перечислим тех, у кого горят пятки. Из числа старой гвардии: Крымбек Кушербаев, Бердибек Сапарбаев, Умирзак Шукеев, и – да… Имангали Тасмагамбетов, а также Адильбек Джаксыбеков. И это те люди, которые независимо ни от чего стараются сохранить старые правила игры. Так на чьей стороне правда – волков, грызущих глотки друг другу, или… Придут дикие собаки с Севера?
Другие версии a’
Почему появился компромат от Кетебаева
Дорогое удовольствие
Нет никаких сомнений, что такого рода компромат просто так не появляется. Вероятно, Кетебаева выбрали в качестве некоего передаточного звена. Вопрос, почему именно он был избран для этой миссии, особо не тревожит массы, а хотя должен бы. К тому же М. Кетебаев сейчас находится в таком положении, когда он просто вынужден ввязываться в игру – значительную и не самую, кстати говоря, дешевую. Если абстрагироваться от того, что несут за собой разоблачающие документы, в основном, как говорилось выше, это переписка по электронной почте, то следует обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, на финансовую часть появления компромата.
Повторимся, «слив» подобного рода – дорогой продукт. Ясно, что информация была получена при помощи специалистов. В таком случае смета проекта, по нашим расчетам, может достигать 100 тысяч долларов. Не секрет, что услуги виртуальных потрошителей начинаются от 10 тысяч долларов. Исходя из информации, опубликованной Кетебаевым, только для одной части компромата было взломано сразу несколько почтовых ящиков – Данияра Ашимбаева, Шавката Сабирова, Андрея Кравченко, Олега Борисова и так далее. В этом списке, скорее всего, много и других известных в стране фамилий. Кого-то получилось взломать, кого-то нет. Даже если это проделывали штатные специалисты соответствующих спецслужб, то цена вопроса от этого не уменьшается, а может быть, даже увеличивается.
Ну и, конечно же, добытые сведения необходимо обработать. Заказчик взлома, скорее всего, получил гигабайты необработанных документов, в которых надо было серьезно покопаться, «отделить зерна от плевел», чтобы подать читателям в лучшем виде самые интересные моменты. Стоит отметить, что вторая и особенно третья части «слива» были профессионально отредактированы – меньше «воды» и больше сути.
ИДЕТ ВОЙНА МЕДИЙНАЯ…
Версия причастности к «сливам» Аблязова могла быть преподнесена в качестве отвода глаз, с одной стороны, и в качестве некоего бонуса для его единомышленников – с другой. Однако не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, «слив» не состоялся бы без помощи спецслужб. Ну, или, как мы уже говорили, не без помощи тех контор, которые специализируются на взломах. Если это так, то почему спецслужбы, а точнее их специализированные подразделения, допустили распространение конфиденциальной информации? Неужели этим вбросом нам продемонстрировали, в чьи ворота играла группа – почти все, что декларировало позицию России в вопросах отношений с Казахстаном, находило отражение в ее материалах.
В условиях, когда внимание Запада к ситуации в регионе, в частности к Казахстану, имеет повышенный интерес, очень важно понять диспозицию сил на медийном фронте. Имена тех, кто занимался формированием общественного мнения фактически в интересах иностранного государства, в новых условиях, по мнению инициаторов «слива», должны быть озвучены, а задачи лиц четко зафиксированы и обозначены.
Также нам дали понять, что «заказы» на «врагов народа» – это всего лишь неплохой бонус в большой работе по подогреву в массах мнения о том, что расширение и углубление отношений официальной Астаны со странами Запада губительно для нее. То есть охота «за борцами с режимом» была всего лишь ширмой истинных целей. Так, в нынешних условиях подобное понимание сути группы рождает со стороны властей иное отношение к ее деятельности – теперь сомнениям подвергается в первую очередь лояльность Акорде людей Ашимбаева. Представленные документы явственно указывают, что слив был весьма ограниченный и он не раскрыл весь масштаб деятельности группы Ашимбаева-Хлюпина. Ведь создателя казахстанской энциклопедии «Кто есть кто» нужно рассматривать именно в тандеме с Виталием Хлюпиным (соавтор «Кто есть кто в РК» в 1994 – 95 гг., автор книг о политической ситуации в РК, который отличается своими пророссийскими взглядами).
Если на почте Ашимбаева была бы какая-то кремлевская тема, то почему Кетебаев, ну или те, кто выполнял работы по хакерскому подряду, не предал огласке и ее тоже? Задавая этот вопрос, мы вступаем на минное поле российско-казахстанских отношений. Известно, что Кремль активно участвует в медиапроцессе в постсоветских странах, и Казахстан является одним из приоритетных направлений. Еще в начале 2013 года появилась информация о выделении нескольких миллиардов рублей на медийную поддержку политики Кремля в Казахстане. Не исключено, что сумма ежегодно переписывалась в сторону увеличения. Очевидно, что г‑н Кетебаев, скорее всего, тоже питается из этого источника финансирования, как говорится, совмещая приятное с полезным.
ADAM news
№3 (03), 27 марта 2015