Нынче в Акорде неспокойно. Элитные войны, силовые разборки и подковерные игры стали обыденной реальностью в жизни акординских обитателей. Подробности того, что происходит к коридорах власти – в интервью с нашим старым знакомым — агашкой”.
Наши постоянные читатели наверняка помнят прошлые интервью с этим человеком, которого мы для краткости называем «агашкой». Хотя он и не принадлежит к первому эшелону соратников и приближенных елбасы, но давно и хорошо знает и самого Назарбаева, и его окружение. Более того, поддерживает тесные связи с теми, когда-то молодыми людьми, которые набирались опыта и начинали делать карьеру на государственной службе под его крылом, а теперь сидят в кабинетах и в администрации президента, и в правительстве, и в Совете безопасности, и в других госведомствах.
Если честно, то «агашку» я пытался отловить давно. Но как то все не получалось. Он то болел, то находился за пределами страны, то был сильно занят. В результате встретились лишь на днях и после многомесячного перерыва.
Причем если раньше встречи проходили в обычных, публичных местах, которые, правда, выбирал он сам, то теперь все происходило как в шпионском романе. Меня попросили выйти на улицу, где ждал неофициальный помощник «агашки», он же его племянник, причем за рулем ничем не примечательной иномарки «бывшей в употреблении».
Он сразу попросил отключить все телефоны и айпад, причем обязательно вынуть не только симки, но и батарейки из мобильных телефонов. После чего, сделав пару кругов по городу, помощник привез меня в малоизвестное заведение общепита, которое, как я понял, принадлежит кому-то из родственников «агашки».
Разговор получился недлинным и достаточно нервным. Как я понял, предыдущие интервью «агашки» вызвали нездоровый резонанс в Акорде, поэтому он при всем своем жизненном опыте, житейской мудрости и навыках выживания во властных коридорах просто испугался. Сам он этого, конечно, не сказал, но это было заметно по его манере общения — раньше он хотел высказаться, поделиться наболевшим, а теперь — отмолчаться.
В результате ответов набралось с гулькин нос, но кое-что интересное все-таки есть.В Акорде переплюнули даже Брежнева
Поскольку еще раньше меня попросили не использовать прямую речь, чтобы нельзя было по интонациям, любимым и часто используемым словам, логике ответов вычислить респондента, то передам сказанное «агашкой» в пересказе.
Относительно Нурсултана Назарбаева и его самочувствия. Сам «агашка» с елбасы давно не встречался. С одной стороны, не хотел сам напрашиваться, да и повода серьезного не было. С другой — сегодня пробиться к нему не просто сложно, а практически невозможно. Его настолько изолировали, причем в несколько эшелонов, что мой собеседник такого не припомнит даже во времена Леонида Брежнева и Динмухамеда Кунаева. А уж он, поверьте, отлично помнит те времена.
Относительно преемника. Желающих стать таковым много, и как сказал «агашка», чем меньше ума и больше понтов, тем больше желания. Но кто будет преемником, он прогнозировать не взялся, однако считает, что сначала будет некая коалиция, как это было после отставки Хрущева и смерти Брежнева, а потом уже выделится лидер, который и станет елбасы номер два.
Относительно заговора с целью захвата власти. Об этом заговоре в середине лета писали некоторые средства массовой информации, но тема оказалась настолько взрывоопасной, что своего развития дальше не получила.
По словам моего собеседника, такой заговор действительно существует, причем не один — за кулисами акординской сцены идет «паучья битва». Он считает, что сейчас практически каждая элитная группа готовится к постназарбаевскому периоду, рассчитывая не только уцелеть, но и укрепиться. В результате тот план передачи власти, который подготовлен в Акорде, вполне может пойти «не в ту степь».
Относительно передачи власти Назарбаевым преемнику. «Агашка» уверен, что сам елбасы собирается жить вечно, поэтому его помощники, готовя различные сценарии, преподносят их ему под предлогом проведения политических реформ, которые еще больше возвысят Нуреке в глазах зарубежной и казахстанской общественности. Но он сам лично считает, что нельзя считать намерения прийти к власти отдельных элитных групп заговором с целью захвата власти, так как это заговоры с целью подхвата падающей власти.
Относительно расклада сил наверху. Действительно в Акорде сейчас два фаворита: Серик Ахметов и Карим Масимов. Но все может поменяться в любую минуту, если глава государства проведет те политические реформы, к которым его сейчас подталкивают, и те кадровые рокировки, на которых настаивают практически все группы, причем каждая в свою пользу.
Относительно Нуртая Абыкаева. Его дела настолько плохи, что врачи теперь вынуждены проводить необходимые медицинские процедуры даже в здании КНБ. Поэтому если он и станет преемником, то, как Черненко, долго не протянет — уйдет через очень короткое время.
Относительно членов семьи елбасы. Резко выросло влияние Сары Алпысовны Назарбаевой, а соответственно и двух старших дочерей. Но есть проблемы с третьей с женой (той самой, о которой пишет в последнее время западная пресса).
Относительно Мухтара Аблязова. «Агашка» считает, что тот сглупил и вместо того, чтобы залечь на дно и дождаться ухода Назарбаева, начал общаться с широким кругом лиц в Казахстане. Это его и сгубило — по информации моего собеседника, Аблязова вычислили сразу по двум каналам: установив наблюдение за теми, кто мог с ним лично общаться, и через Скайп. Причем хотя события развивались стремительно, но информация о готовящемся захвате все равно просачивалась — лично он узнал об это вечером 30 июля.
«Агашка» специально предупредил меня, что хотя КНБ не может слушать Скайп, если не заброшены соответствующие вирусы-шпионы, но может определить, кто с кем общается, и установить их Скайп-ники. А затем с помощью хакеров и соответствующих программ — определить местонахождение пользователя Интернета с конкретным Скайп-ником.
Относительно казахстанской элиты. «Агашка» сказал, что она побежала из страны. Трусливые выводят деньги и готовятся уезжать навсегда, потому что боятся. Амбициозные выводят деньги на всякий случай и готовят базу за рубежом для дальнейшей борьбы. Ну а большинство выводят деньги чтобы не отобрали вновь пришедшие к власти товарищи, которые наверняка будут «голодными», а от того менее щепетильными. Он кстати отметил, что многие уезжают не в Европу и США, а в Россию.
Относительно себя и своего будущего. «Агашка» сказал, что о себе не беспокоится, поскольку больших денег у него нет, а значит и цепляться к нему бессмысленно. Политически же он давно не при делах, и поэтому никому не нужен. Самое главное для него в жизни — дети и внуки, которые практически уже европейцы, и хотя жизнь за рубежом тоже не сахар, там все-таки намного безопаснее.
…Ну а в завершение нашей встречи «агашка» попросил его пока больше не искать. Если понадобится, сказал мой собеседник, он сам найдет меня. Уж больно тревожные и неопределенные времена настали, объяснил он — управление страной потеряно, каждое ведомство рвет и мечет, поэтому контакты с журналистами на такие темы не желательны.
Читать оригинал статьи: