Дочь президента Казахстана Динара Кулибаева попала в Швейцарию благодаря ложным обещаниям, сообщила швейцарская газета «Нойе Цюрхер Цайтунг». Журналист Маркус Хэфлигер провел расследование и выяснил, каким образом г‑жа Кулибаева получила вид на жительство в этой стране.
Автор: Маркус ХЭФЛИГЕР
Ниже мы приводим полный перевод этого материала, напоминая, что скандал в Швейцарии вспыхнул буквально недавно, но им заинтересовалась швейцарская прокуратура, которая рассматривает возможность возбуждения дела против дочери президента Казахстана и ее мужа — Тимура Кулибаева.
ПЕРЕВОД СТАТЬИ
Дочь президента Казахстана проживает в Женеве — как это случилось, до сих пор оставалось загадкой. Теперь есть документы, которые доказывают, что эта женщина получила вид на жительство в Швейцарии при сомнительных обстоятельствах.
Первый раз Динара Кулибаева появилась в заголовках новостей в начале 2010 года. Тогда стало известно, что дочь президента Казахстана приобрела в женевском пригороде Аньере виллу за 74,7 миллиона франков.
Баснословно высокая цена покупки привлекла пристальное внимание СМИ. А потом также возникли новые вопросы: как казахской гражданке вообще удалось получить вид на жительство в Швейцарии, поскольку, как правило, это исключительно сложно, особенно для иммигрантов не из Европы?
Политики также занялись этой темой, и представитель Женевы в Совете кантонов Карла Соммаруга направила запрос в Совет Федерации о том, все ли было законно в деле Кулибаевой. Однако тогдашняя руководительница Министерства юстиции дала ответ, что все в порядке. Как заявила Эвелина Видмер-Шлумпф в июне 2010 года в ходе информационного часа в Национальном совете, Кулибаева выполнила все условия для проживания и приобретения недвижимости. Казалось, что дело закрыто.
Но теперь в распоряжении «Нойе Цюрхер Цайтунг» имеются документы, которые доказывают, что дочь президента попала в Швейцарию благодаря обещаниям, которые не были выполнены. Официально власти не сообщают информацию о таких случаях. Однако историю Кулибаевой можно восстановить по документам, при помощи каких-то неясных махинаций с которыми она получила свой первоначальный вид на жительство в Швейцарии.
Из степей в Тичино
Свой первоначальный вид на жительство Кулибаева получила в Тичино. Это было разрешение на краткосрочное пребывание в течение 120 дней в году. Такое разрешению типа L могут при определенных условиях получить граждане не входящих в ЕС стран, если они являются высококвалифицированными специалистами и руководителями. Именно на данные особые положения и сослалась тогда Кулибаева: она хотела приехать в Швейцарию, чтобы якобы работать директором компании Viled International SA в Лугано.
Эта компания была зарегистрирована в торговом реестре непосредственно перед ее приездом — в марте 2006 года. Официально Viled является дочерней компанией казахстанской компании, которой принадлежит сеть бутиков по продаже часов, ювелирных и модных изделий. Правление свежеиспеченного филиала в Тичино СБ возглавлял Стефано Кампоново — специалист по доверительному управлению из Тичино, занимающий 50 директорских постов, а также адвокат Эди Григнола.
11 августа 2006 года они оба написали в ведомство кантона по делам иностранных работников письмо, в котором расписывали перспективы своей компании в ярких красках. Они обещали, что Viled со штаб-квартирой в Тичино завоюет весь европейский рынок, кантон получит крупные налоговые поступления, Viled скоро наймет на работу для начала десять сотрудников, а потом даже откроет свой завод в Тичино. Как утверждается в этом письме, Viled «внесет значительный и существенный вклад в экономику и улучшит имидж нашего кантона».
Исх. номер документа — 0698.5196÷4
Для претворения в жизнь всех этих обещаний Viled нужен был руководитель, обладающий необходимыми навыками и знаниями, которые якобы имелись только у одного человека — дочери президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В качестве доказательства правление Viled представило трудовой договор, согласно которому годовая зарплата Кулибаевой составит 120 000 франков в год — довольно скромная сумма для женщины, чье состояние оценивается более чем в миллиард долларов.
Власти сработали быстро. Вскоре Кулибаева получила желанное разрешение типа L, выдачу которого также согласовало Федеральное ведомство по вопросам миграции. И вот Динаре Кулибаевой, рожденной 19 Августа 1967 года в Казахстане, был присвоен регистрационный номер 0698.5196÷4 в центральном регистре иностранцев. Тем самым, путь из степей Казахстана в Тичино был открыт.
Но, по не проверенным данным, столь важная работа Кулибаевой в Viled продлилась недолго. Уже 16 месяцев спустя она сменила статус своего пребывания: 21 апреля 2008 года власти выдали ей разрешение типа B. Это стало возможным потому, что в начале 2008 года вступили в силу поправки в закон об иностранцах, которыми сразу же воспользовалась Кулибаева. Новая статья 30 позволяла кантонам предоставлять разрешения типа B, если это соответствовало «важным общественным интересам». В случае с Кулибаевой эти «интересы» выражались в возможных поступлениях в виде налогов: кантон заключил с нею соглашение о налогообложении по фиксированной ставке.
После получения разрешения типа B компания Viled, очевидно, стала не нужна. Как бы то ни было, в 2011 году была начата процедура ликвидации компании, и в декабре 2012 года она была исключена из торгового реестра. Никаких свидетельств широкомасштабной деятельности компании в Тичино не имеется.
Из Тичино на Женевское озеро
Была ли Viled просто ширмой, чтобы обманным путем получить вид на жительство? Или Viled все же вела какую-то деятельность в Тичино? Эти и другие вопросы «Нойе Цюрхер Цайтунг» задала Стефано Кампоново экс-председателю правления Viled International. Но специалист по руководству многочисленными правлениями из Кьяссо не ответил, несмотря на многочисленные попытки связаться с ним.
Были ли обмануты власти Тичино? Этот вывод является «возможным», но не обязательным, говорит Аттилио Кометто — начальник отдела народонаселения в администрации кантона. Борьба со злоупотреблениями при получении видов на жительство идет постоянно. Однако, по словам Кометто, который не отвечал за данное дело в 2007 году, возможности властей проверять «обещания», как и в случае Viled, весьма ограничены.
Тичино недолго удалось получать налоги от богатой налогоплательщицы. Вскоре она переехала в Женеву, где в конце 2009 года приобрела недвижимость площадью 7960 квадратных метров. Благодаря наличию у Кулибаевой разрешения типа B ей не нужно было получать разрешение на покупку виллы согласно закону Коллера, как говорится в решении экономического департамента Женевы от 30 июля 2009 года.
Как следует из этого решения, предоставленного «Нойе Цюрхер Цайтунг», Кулибаева также и в Женеве уплачивает налог по фиксированной ставке. Конкретная уплачиваемая ею сумма не известна. Тем не менее не так давно стало известно, что Кулибаева привлекла к себе внимание органов юстиции в связи с другим делом. Женевская прокуратура рассматривает заявление о возбуждении уголовного дела по обвинению в мошенничестве на ее старой родине — в Казахстане.
Источник: Газета «Нойе Цюрхер Цайтунг» за 1 марта 2013 года
Оригинал статьи: