Чужие среди своих

Почему казахстанцы становятся не нужны соотечественникам во власти

2017 году уже несколь­ко дней, а ощу­ще­ние, что преды­ду­щий год и не закан­чи­вал­ся. В пер­вые дни янва­ря ста­ло извест­но, что по новым поправ­кам к зако­но­да­тель­ству о про­ти­во­дей­ствии тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му в нелов­кую ситу­а­цию попа­да­ют все арен­да­то­ры и квар­ти­ро­съем­щи­ки: теперь пер­вым в месяч­ный срок нуж­но будет реги­стри­ро­вать сво­их жиль­цов, а вто­рым – заре­ги­стри­ро­вать­ся само­сто­я­тель­но. В про­тив­ном слу­чае и тем и дру­гим све­тят адми­ни­стра­тив­ные штра­фы – не очень боль­шие по совре­мен­ным мер­кам, но непри­ят­ные. Утвер­жда­ет­ся, что рань­ше эта нор­ма тоже дей­ство­ва­ла – про­сто мож­но было валять вань­ку три меся­ца до реги­стра­ции, а теперь срок сокра­щен, и это яко­бы помо­жет предот­вра­щать тер­ак­ты по всей стране, так как извест­но, что имен­но арен­ду­ю­щие съем­ное жилье люди – пер­вые кан­ди­да­ты на при­ем в экс­тре­мист­скую ячейку. 

Мож­но гово­рить о том, что нор­ма в любом виде заве­до­мо не-испол­ни­ма – если не воз­ро­дить инсти­тут совет­ско­го сту­ка­че­ства, никто нико­гда не узна­ет, кто живет в той или иной квар­ти­ре. Мож­но так­же гово­рить о том, что это ника­кая не борь­ба с тер­ро­риз­мом, а оче­ред­ное выка­чи­ва­ние денег из насе­ле­ния: встре­тил пат­руль тебя на ули­це, уви­дел, что ты из дру­го­го горо­да, – и авто­ма­том впа­ял штраф (не надо даже по квар­ти­рам ходить). Мож­но, нако­нец, ска­зать, что эта нор­ма на самом деле сви­де­тель­ству­ет о симу­ля­ции бур­ной дея­тель­но­сти – таким мака­ром не пой­ма­ешь даже непла­тель­щи­ка али­мен­тов, не то что под­го­тов­лен­но­го террориста.

Но в дан­ном слу­чае важ­нее дру­гое. При­вя­зы­вая, по сути, чело­ве­ка к кон­крет­но­му месту (срав­не­ния с совет­ским «кре­пост­ным пра­вом» для кре­стьян уже зву­чат), казах­стан­ская власть, сама того, может, не желая, откры­то декла­ри­ру­ет глав­ный посту­лат вза­и­мо­от­но­ше­ний с соб­ствен­ным наро­дом. Он заклю­ча­ет­ся в том, что народ для казах­стан­ской вла­сти – осо­бен­но в год меж­ду­на­род­ных выста­вок и дру­гих кру­тых меро­при­я­тий – опа­сен в поло­же­нии, отлич­ном от ста­тич­но­го. Судя по ново­му зако­ну, иде­аль­ная меч­та казах­стан­ской вла­сти, что­бы люди вооб­ще нико­гда не выхо­ди­ли за пре­де­лы сво­е­го горо­да, а еще луч­ше, что­бы не выхо­ди­ли вооб­ще: это вовсе не от тер­ро­риз­ма защи­та, а от митин­гов. По мыс­ли вла­стей, чело­век, нахо­дя­щий­ся на реги­стра­ци­он­ном кон­тро­ле в дру­гом горо­де, вооб­ще не будет ничем воз­му­щать­ся (а то его мож­но этой реги­стра­ции все­гда лишить: нада­вил на арен­да­то­ра – и вуа­ля). А чело­век, лишен­ный воз­мож­но­сти сво­бод­но пере­дви­гать­ся и вынуж­ден­ный нахо­дить­ся лишь в сво­ем горо­де, будет под тоталь­ным кон­тро­лем и в прин­ци­пе нику­да не выйдет.

В соци­аль­ных сетях уже напи­са­но о том, что вооб­ще-то борь­ба с тер­ро­риз­мом идет про­тив соб­ствен­но­го насе­ле­ния, а не про­тив при­ез­жих: парал­лель­но с при­ня­тым зако­ном отме­не­ны визы для жите­лей огром­но­го коли­че­ства стран, и абсо­лют­но непо­нят­но, как спец­служ­бы будут кон­тро­ли­ро­вать их. Но про­бле­ма в том, что им кон­троль над ино­стран­ца­ми и не нужен. Ино­стран­цы не име­ют ниче­го про­тив кор­руп­ции в Казах­стане, про­тив чинов­ни­чье­го бес­пре­де­ла и про­тив авто­ри­та­риз­ма. Да и вооб­ще, сте­рео­тип­но ино­стран­цы – абсо­лют­но зако­но­по­слуш­ные граж­дане, кото­рые чтут любые зако­ны, хоро­шие и пло­хие. Это такая гипер­тро­фи­ро­ван­ная попыт­ка «взять столь­ко аме­ри­кан­цев», что­бы создать в Казах­стане Аме­ри­ку. А воз­му­ща­ю­щи­е­ся сооте­че­ствен­ни­ки в пони­ма­нии вла­сти – это небла­го­дар­ные людиш­ки, кото­рые не ценят семь вели­ких дости­же­ний 25-летия Неза­ви­си­мо­сти, а толь­ко пыта­ют­ся ска­зать, что в стране не так. Вот пусть дома и сидят на кух­нях и воз­му­ща­ют­ся, а мы наш новый мир построим.

Конеч­но, если гово­рить толь­ко об этом законе, мож­но вспом­нить, что любая его жест­кость ком­пен­си­ру­ет­ся необя­за­тель­но­стью его испол­не­ния. Но беда в том, что это отно­сит­ся не толь­ко к зако­нам. Вече­ром 1 янва­ря в Шахане в Кара­ган­дин­ской обла­сти из-за взры­ва паро­во­го кот­ла частич­но обру­шил­ся жилой дом, погиб­ли девять чело­век, сре­ди кото­рых трое – малень­кие дети. Изме­ни­лось ли что-то в празд­нич­ном гра­фи­ке вла­сти? Может, был объ­яв­лен тра­ур хотя бы на реги­о­наль­ном уровне? Нет. Пре­зи­дент выра­зил свои собо­лез­но­ва­ния, но это­го мало: министр ЧС даже не появил­ся в кад­ре, семьям погиб­ших запла­тят все­го по мил­ли­о­ну тен­ге (это три тыся­чи дол­ла­ров, смех сквозь сле­зы про­сто), а о том, что поло­ви­на стра­ны живет на таких паро­вых кот­лах с часо­вым меха­низ­мом, нача­ли заду­мы­вать­ся толь­ко после боль­шой тра­ге­дии. И то есть подо­зре­ние, толь­ко пото­му, что вся ситу­а­ция в корне про­ти­во­ре­чит идее ЭКСПО о новых источ­ни­ках энергии.

Ины­ми сло­ва­ми, нача­ло 2017 года сфор­му­ли­ро­ва­ло глав­ный тренд, кото­рый окон­ча­тель­но укреп­ля­ет новую кон­цеп­цию отно­ше­ний меж­ду вла­стью и обще­ством в Казах­стане: власть – отдель­но, народ – отдель­но. Мы фак­ти­че­ски боль­ше не нуж­ны (ну, за исклю­че­ни­ем тех, кто добы­ва­ет угле­во­до­ро­ды и дру­гие полез­ные иско­па­е­мые): меша­ем празд­но­вать, неудоб­ные и непред­ска­зу­е­мые, не хотим играть по уста­нов­лен­ным пра­ви­лам. А зна­чит, боль­ше не можем рас­счи­ты­вать на пря­ник, и будем полу­чать толь­ко кнут, пока гости из дру­гих стран будут празд­но­вать. При этом за пре­де­ла­ми стра­ны вла­сти все­гда будут гово­рить, что они за пра­ва чело­ве­ка и демо­кра­ти­че­ские ценности.

Коро­лев­ство кри­вых зер­кал? Да. Но мы его вооб­ще-то сде­ла­ли сами, когда пожерт­во­ва­ли мно­ги­ми демо­кра­ти­че­ски­ми инсти­ту­та­ми. И все, что сей­час про­ис­хо­дит: обя­за­тель­ная дак­ти­ло­ско­пия, реги­стра­ция, повы­ше­ние тари­фов или риск каж­дый день погиб­нуть в резуль­та­те ком­му­наль­ной ава­рии – лишь послед­ствия наше­го выбо­ра. Власть этим выбо­ром про­сто вос­поль­зо­ва­лась. Нам же уго­то­ва­на роль чужих, а тем, кто не согла­сен, – роль уехав­ших. Бла­го, воз­мож­ность умчать­ся куда подаль­ше с празд­ни­ка жиз­ни нам пока еще не перекрыли.

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Подарок Кулибаеву: 1,57 трлн тенге. Корни забастовок в коррупции. Тарифы Клебанова / Оразалы ЕРЖАНОВ

Общественный Фонд Elge Qaitaru требует расследования сделки АО «Казкоммерцбанк» и Кенеса Ракишева

Круглый стол по возврату активов