Что происходит вокруг Сейтказы Матаева
Как напоминает сайт НАКАНУНЕ.kz, Сейтказы Матаев вместе с сыном Асетом были вчера доставлены в департамент Национального бюро по противодействию коррупции по городу Алматы на принудительный допрос. После допроса Асет Матаев был отпущен, а его отец задержан.
- Асет, из вашего заявления, которое появилось вчера поздно вечером, ясно, что Вас отпустили, а вашего отца, Сейтказы Матаева, нет. Где он сейчас, не поменялась ли ситуация со вчерашнего вечера, даже можно сказать ночи?
- Его еще ночью перевели в ИВС, он там ночевал.
- По нему принято решение о задержании?
- Да, на 72 часа, но после обеда будет решаться вопрос о том, чтобы выпустить его под залог. Это же мера пресечения, суд у нас решает.
- Вы планируете журналистов приглашать на суд? Как выяснилось, санкционные суды должны проходить открыто. У нас есть опыт с Гузяль Байдалиновой, судьи допускали журналистов на процесс, имейте в виду.
- Да-да, мы планируем всех оповестить.
- Как вообще такое могло произойти с вашим отцом — ведь он один из немногих, кто мог удерживать баланс абсолютно со всеми, как говорится, без оглядки на «политическую ориентацию»?
- Мне сложно сказать, зачем это все делается, особенно в тот момент, когда объявлена предвыборная кампания… Мы молчали обо всех проблемах, которые свалились нам на плечи. Вы же знаете, отец постоянно с журналистами встречался, к нему обращались уже иностранные журналисты, которые приехали освещать выборы.
Что касается того, что он удерживал баланс, из-за этого ему делали недвусмысленные намеки, зачем он так делает. Он на это всегда говорил: «А какой мне смысл тогда быть председателем Союза журналистов?»
Я со своей стороны тоже, несмотря на разные звонки, старался, чтобы на КазТАГ была полная информационная картина.
- Думаю, Вам за это время не раз задавали этот вопрос, но не могу его не задать тоже: кто стоит за наездом на вас?
- Я исключаю вариант, что за этим стоит президент, хотел бы сразу отметить это. Но не исключаю, что это люди, которые находятся около главы государства, которые хотят сказать: того закрыли, другого закрыли, заблокировали сайты, ну и Сейтказы Матаев в этом ряду не исключение. Нам говорили, что на одном из совещаний было сказано, что «мы Матаеву еще покажем», хотя они понимали, что он известен не только в Казахстане, но и за рубежом.
- Вы в курсе, что Комитет по защите журналистов (CPJ) сделал по вашей ситуации заявление?
- Нет еще!
- Я разместила его в «Фейсбуке», в группе «Журналисты Казахстана», есть только англоязычный вариант.
- Спасибо! Я обязательно посмотрю.
- Асет, а вчера, когда стало известно, что вас и отца вызывают в антикоррупционный комитет, вы находились в разных местах? Вы не вместе проживаете?
- Мы живем в одном месте, просто я уехал раньше, ребенка в садик отвозил, а отец оставался дома. Дело в том, что наши адвокаты уехали в Астану, как раз по жалобе, связанной с нашим делом. И представители антикоррупционной службы прекрасно знали об этом. И вот этот момент они нас вызывают. Мы задали вопрос: «Какой смысл в этом, раз адвокатов нет?» Но они настаивали. Я сказал, что хорошо, я завезу заявление с утра.
- Получается, Вы и так собирались к ним?
- Да, у отца была повестка на 15.00, у меня на 10.00. Я поехал уже туда, и в этот момент отец звонит и говорит, что к нему подъехали, угрожают, что в случае неповиновения в наручниках доставят. В этот момент он позвонил Тамаре Калеевой, рассказал о ситуации, о том, что нас насильно везут в финпол, несмотря на то, что мы не собирались уклоняться от визита к ним.
- Планировалось ли участие самого Сейтказы Бейсенгазиевича в пресс-конференции?
- Нет, планировалось, что Тамара Калеева, как представитель прессозащитной организации (президент Фонда «Адил соз»), сделает заявление о том, что в отношении нас имеется давление. Мы предполагали, что если адвокаты уедут, то может быть развернут подобный сценарий. Спасибо Тамаре Мисхадовне, она оперативно всех собрала.
…Суд по определению меры пресечения для Сейтказы Матаева ожидается после обеда. Будем надеяться, что его выпустят под залог.