Что происходит вокруг Сейтказы Матаева

Что происходит вокруг Сейтказы Матаева

Автор: Окса­на МАКУШИНА
23.02.2016
Что про­ис­хо­дит вокруг руко­во­ди­те­ля Сою­за жур­на­ли­стов Казах­ста­на и пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Наци­о­наль­но­го пресс-клу­ба, редак­ция “Накануне.kz” попро­си­ла рас­ска­зать его сына Асе­та Мата­е­ва, вме­сте с отцом побы­вав­ше­го вче­ра на допро­се в сило­вом ведомстве.

Как напо­ми­на­ет сайт НАКАНУНЕ.kz, Сейт­ка­зы Мата­ев вме­сте с сыном Асе­том были вче­ра достав­ле­ны в депар­та­мент Наци­о­наль­но­го бюро по про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции по горо­ду Алма­ты на при­ну­ди­тель­ный допрос. После допро­са Асет Мата­ев был отпу­щен, а его отец задержан.

- Асет, из ваше­го заяв­ле­ния, кото­рое появи­лось вче­ра позд­но вече­ром, ясно, что Вас отпу­сти­ли, а ваше­го отца, Сейт­ка­зы Мата­е­ва, нет. Где он сей­час, не поме­ня­лась ли ситу­а­ция со вче­раш­не­го вече­ра, даже мож­но ска­зать ночи?

- Его еще ночью пере­ве­ли в ИВС, он там ночевал.

- По нему при­ня­то реше­ние о задержании?

- Да, на 72 часа, но после обе­да будет решать­ся вопрос о том, что­бы выпу­стить его под залог. Это же мера пре­се­че­ния, суд у нас решает.

- Вы пла­ни­ру­е­те жур­на­ли­стов при­гла­шать на суд? Как выяс­ни­лось, санк­ци­он­ные суды долж­ны про­хо­дить откры­то. У нас есть опыт с Гузяль Бай­да­ли­но­вой, судьи допус­ка­ли жур­на­ли­стов на про­цесс, имей­те в виду.

- Да-да, мы пла­ни­ру­ем всех оповестить.

- Как вооб­ще такое мог­ло про­изой­ти с вашим отцом — ведь он один из немно­гих, кто мог удер­жи­вать баланс абсо­лют­но со все­ми, как гово­рит­ся, без огляд­ки на «поли­ти­че­скую ориентацию»?

- Мне слож­но ска­зать, зачем это все дела­ет­ся, осо­бен­но в тот момент, когда объ­яв­ле­на пред­вы­бор­ная кам­па­ния… Мы мол­ча­ли обо всех про­бле­мах, кото­рые сва­ли­лись нам на пле­чи. Вы же зна­е­те, отец посто­ян­но с жур­на­ли­ста­ми встре­чал­ся, к нему обра­ща­лись уже ино­стран­ные жур­на­ли­сты, кото­рые при­е­ха­ли осве­щать выборы.

Что каса­ет­ся того, что он удер­жи­вал баланс, из-за это­го ему дела­ли недву­смыс­лен­ные наме­ки, зачем он так дела­ет. Он на это все­гда гово­рил: «А какой мне смысл тогда быть пред­се­да­те­лем Сою­за журналистов?»

Я со сво­ей сто­ро­ны тоже, несмот­ря на раз­ные звон­ки, ста­рал­ся, что­бы на Каз­ТАГ была пол­ная инфор­ма­ци­он­ная картина.

- Думаю, Вам за это вре­мя не раз зада­ва­ли этот вопрос, но не могу его не задать тоже: кто сто­ит за наез­дом на вас?

- Я исклю­чаю вари­ант, что за этим сто­ит пре­зи­дент, хотел бы сра­зу отме­тить это. Но не исклю­чаю, что это люди, кото­рые нахо­дят­ся око­ло гла­вы госу­дар­ства, кото­рые хотят ска­зать: того закры­ли, дру­го­го закры­ли, забло­ки­ро­ва­ли сай­ты, ну и Сейт­ка­зы Мата­ев в этом ряду не исклю­че­ние. Нам гово­ри­ли, что на одном из сове­ща­ний было ска­за­но, что «мы Мата­е­ву еще пока­жем», хотя они пони­ма­ли, что он изве­стен не толь­ко в Казах­стане, но и за рубежом.

- Вы в кур­се, что Коми­тет по защи­те жур­на­ли­стов (CPJ) сде­лал по вашей ситу­а­ции заявление?

- Нет еще!

- Я раз­ме­сти­ла его в «Фейс­бу­ке», в груп­пе «Жур­на­ли­сты Казах­ста­на», есть толь­ко англо­языч­ный вариант.

- Спа­си­бо! Я обя­за­тель­но посмотрю.

- Асет, а вче­ра, когда ста­ло извест­но, что вас и отца вызы­ва­ют в анти­кор­руп­ци­он­ный коми­тет, вы нахо­ди­лись в раз­ных местах? Вы не вме­сте проживаете?

- Мы живем в одном месте, про­сто я уехал рань­ше, ребен­ка в садик отво­зил, а отец оста­вал­ся дома. Дело в том, что наши адво­ка­ты уеха­ли в Аста­ну, как раз по жало­бе, свя­зан­ной с нашим делом. И пред­ста­ви­те­ли анти­кор­руп­ци­он­ной служ­бы пре­крас­но зна­ли об этом. И вот этот момент они нас вызы­ва­ют. Мы зада­ли вопрос: «Какой смысл в этом, раз адво­ка­тов нет?» Но они наста­и­ва­ли. Я ска­зал, что хоро­шо, я заве­зу заяв­ле­ние с утра.

- Полу­ча­ет­ся, Вы и так соби­ра­лись к ним?

- Да, у отца была повест­ка на 15.00, у меня на 10.00. Я поехал уже туда, и в этот момент отец зво­нит и гово­рит, что к нему подъ­е­ха­ли, угро­жа­ют, что в слу­чае непо­ви­но­ве­ния в наруч­ни­ках доста­вят. В этот момент он позво­нил Тама­ре Кале­е­вой, рас­ска­зал о ситу­а­ции, о том, что нас насиль­но везут в фин­пол, несмот­ря на то, что мы не соби­ра­лись укло­нять­ся от визи­та к ним.

- Пла­ни­ро­ва­лось ли уча­стие само­го Сейт­ка­зы Бей­сен­га­зи­е­ви­ча в пресс-конференции?

- Нет, пла­ни­ро­ва­лось, что Тама­ра Кале­е­ва, как пред­ста­ви­тель прес­со­за­щит­ной орга­ни­за­ции (пре­зи­дент Фон­да «Адил соз»), сде­ла­ет заяв­ле­ние о том, что в отно­ше­нии нас име­ет­ся дав­ле­ние. Мы пред­по­ла­га­ли, что если адво­ка­ты уедут, то может быть раз­вер­нут подоб­ный сце­на­рий. Спа­си­бо Тама­ре Мис­хадовне, она опе­ра­тив­но всех собрала.

…Суд по опре­де­ле­нию меры пре­се­че­ния для Сейт­ка­зы Мата­е­ва ожи­да­ет­ся после обе­да. Будем наде­ять­ся, что его выпу­стят под залог.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма