В конце прошлой недели в Астане состоялось очередное «историческое» мероприятие — заседание Совета национальных инвесторов под председательством Нурсултана Назарбаева. Ну а с понедельника начался девятый вал публикаций в казахстанской прессе и на интернет-сайтах с целью разъяснения сказанного главой государства и в поддержку его обещаний.
Сразу оговоримся, что ничего не имеем против того, чтобы озвученное елбасы сбылось, но, увы, в данном случае действует проверенное временем правило «Если сто раз сказать слово «халва», во рту слаще не станет». Поэтому с точки зрения реализуемости и полезности для общества это заседание представляет собой обычное ритуальное сотрясение воздуха.
Тем не менее мы решили проанализировать выступление «лидера нации», дабы еще раз убедиться в том, что Нуреке просто не понимает, что такое рынок и рыночные отношения как система, и поэтому, реагируя на вызовы времени, де-факто огосударствляет экономику, усиливая и расширяя в ней государственно-монополистические тенденции.
Тему развития отечественного бизнеса и привлечения инвестиций елбасы начал со среднего и малого бизнеса: «Малый и средний бизнес — это фундамент прочного среднего класса. В целом у нас складывается положительная динамика в этом секторе: по итогам прошлого года численность занятых в бизнесе выросла на 8%, достигнув 2,6 млн человек, а выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства составил 9 трлн тенге, показав годовой рост 3,3%».
После чего подчеркнул, что кроме достижений есть и недостатки, и проблемы: «Доля малого и среднего бизнеса в экономике последние годы остановилась на уровне 17% от ВВП. Несмотря на большое количество субъектов предпринимательства, 70% платежей в республиканский бюджет обеспечено всего четырьмя сотнями налогоплательщиков, а это лишь 0,2% от числа всех бизнесменов. Темпы роста внутренних частных инвестиций в основной капитал отстают от темпов роста ВВП. Если в докризисный период их доля в ВВП составляла 18,4%, то по итогам 2013 года — всего 13%. Чистый приток прямых иностранных инвестиций в 2013 году составил 9,7 млрд долларов, что на 4 млрд ниже показателя 2012 года».
Мы специально привели эти слова елбасы целиком, чтобы стал заметнее факт ограниченности его предложений в области развития малого и среднего бизнеса. Последние можно свести к следующим ключевым пунктам: мораторий на проверки, упрощение системы получения разрешений и уведомлений, усиление роли и влияния Национальной палаты предпринимателей, выделение триллиона тенге из Нацфонда РК на господдержку экономики, дедолларизация экономики, всеобщая амнистия капиталов и имущества, экономическая интеграция в рамках ЕАЭС, вторая волна приватизации, выставка EXPO ‑2017, второй этап программы индустриализации, развитие туризма и сектора услуг.
Теоретически все красиво. Но малоэффективно. Потому что для нормального существования малого и среднего бизнеса нужен платежеспособный спрос, причем сегодня и в большом объеме. Но за счет чего он может образоваться? Ведь зарплаты растут медленно, а их доля в ВВП низка, потребительское кредитование подошло к порогу, за которым расти быстро не будет, резервы, накопленные гражданами в «жирные годы», съедены и потрачены.
До 2007 года экономика страны развивалась во многом благодаря иностранным кредитам, которые казахстанские банки брали на мировом рынке капитала и затем перекачивали в экономику страны. Другой возможный драйвер — массовый спрос со стороны государства. Есть варианты накачки экономики денежными средствами за счет бюджетных и/или внебюджетных источников.
Однако под эти критерии из всего озвученного Назарбаевым подпадают только дополнительный триллион тенге господдержки за счет средств Национального фонда и второй этап программы индустриализации, в рамках которого будут инвестироваться какие-то деньги.
Причем часть обещанного елбасы — это то, что должно быть нормой, повседневной обыденностью. Например, снижение давления со стороны государства на бизнес и сокращение его теневых расходов на коррупционную «смазку». Ну а большая часть обещаний так называемого лидера нации — это разговоры в пользу «бедных» предпринимателей.
Что же касается экономической интеграции в рамках ЕАЭС, то мы будем и дальше проигрывать экономическое пространство и экономическую конкуренцию россиянам, китайцам, белорусам, Западу, точно так же как это делаем теперь. Проекты же EXPO-2017, туризм и сектор услуг — это частичные в смысле охвата проекты, которые смогут оказать положительное влияние на экономику страны и благосостояние населения, только если таких проектов будет много и они будут успешными.
Так что, похоже, единственным успехом Казахстана в области малого и среднего бизнеса станет какое-то улучшение места республики во всевозможных рейтингах. В этой сфере отечественные чиновники уже научились вешать лапшу на уши зарубежным экспертам и добиваться серьезных «успехов» в продвижении рейтинга страны поближе к передовым. И совсем не исключено, что мы действительно в 2016 году войдем в первую тридцатку рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса», как приказал елбасы.
Ну и последнее: даже если частичный эффект от озвученных Назарбаевым мероприятий будет, в чем мы очень сильно сомневаемся, он окажется коротким и будет немедленно «съеден» государственным аппаратом, который является главным инструментом как развития экономики, так и угнетения бизнеса, и в этом качестве представляет собой единство противоположностей.
Причем в ходе борьбы этих противоположностей частный, корыстный и личный интерес отдельных госслужащих будет преобладать над общими, общественными и национальными интересами. За это мы можем поручиться.
Иными словами, когда государство, подобно барону Мюнхгаузену, пытается вытащить лошадь экономики, застрявшую в болоте кризиса, схватив себя за волосы и делая движение вверх, толку от этого не будет. Хотя имитировать этот процесс можно до бесконечности. Чем Нурсултан Абишевич и занимался в прошлую пятницу на заседании Совета национальных инвесторов.