“Черная метка” Султанову и Шукееву
«С прошлого года в холдинге «Самрук-Казына» и его дочерних компаниях проводится программа трансформации. Об этом Шукеев доложил. Вместе с тем структура активов фонда должна быть оптимизирована до тех пределов, чтобы обеспечить компактность и управляемость. Необходимо решительно внедрять оптимизацию функций по всей вертикали фонда, сокращению неэффективных затрат», — цитирует КазТАГ слова Назарбаева с расширенного заседания правительства.
«Я поддерживаю переход на новую модель закупок, основанную на международной практике, обновленной модели спонсорства, о чем вы говорили. Нужно рассмотреть вопрос сокращения (…) количества зарубежных представительств не только самого фонда, но и дочерних организаций. Сколько ты сказал, 36, да? (Шукеев встал). Они уже сколько лет работают, там люди, бумаги, машины, телефоны, офисы», — добавил президент.
«Сократим», — пообещал Умирзак Шукеев.
«Если бы у нас министр финансов, казначей, он бы следил за каждой копейкой, а ты давал и давал сколько просили. Кто это все будет считать? Казну государства я тебе поручил. Мой личный представитель по тому, как следить за казной государства. Ну как такое можно было позволить?», — отметил президент.
«Рассматривая бюджет, нельзя сказать, что это нужно, это не нужно. Он 100 раз ходил, чтобы доказывать это. Вот ты сказал: «Ты выпросил, больше ничего не дам». У нас нет такого — все вы добрые за счет государства. У кого сейчас бюджет — в министерстве экономики?», — добавил Назарбаев.
«Бюджет формирует министерство финансов сейчас», — вызвался ответить министр финансов РК Бахыт Султанов.
«Министр финансов вот такой должен быть — лучше, по-моему, (экс-министра финансов РК Болата) Жамишева поставить, ни с кем разговаривать не будет», — высказал мысль глава государства.
«Мы оптимизировали (бюджет) на 1,5 трлн тенге за полтора года», — поспешил ответить Султанов.
«Может, он не нравится кое-кому, мне тоже иногда не нравится, но то что он прямой, как оглобля, — это точно. В интересах государства бережет. Смотрите вперед, хорошо», — сказал Назарбаев.
«На данный момент наблюдается ротация по принципу вращающейся двери — отсюда зашел, оттуда снова зашел. Ну как так Умирзак, ты же не такой старый еще», — отметил глава государства, вернувшись к рассмотрению работы ФНБ.
«Сейчас новую систему вводим», — пообещал Шукеев.
«Там побираются топ-менеджеры для холдинга из числа профессионалов, имеющих достижения и навыки работы именно в бизнес-структурах. У нас на высокие должности фонда (назначаются) (…) люди, всю жизнь отработавшие только на государственной службе, затем управляют активами компании также, как акиматом, департаментом министерства, отделом госслужбы. Из 6 членов правления 5 ранее не работали в бизнесе ни одного дня, шестой один работал в банке второго уровня и то в «КазАгро» — Бейсенгалиев. Умирзак, ну как так? И что ты хочешь добиться после этого?», — сказал Назарбаев.
«Поэтому мы сейчас будем менять», — ответил глава госхолдинга.
«Сколько ты работаешь уже там?», — спросил президент РК.
«Три года», — ответил Шукеев.
«Три года. Впустую да?», — вновь спросил глава государства.
«Нет, мы готовимся», — поспешил ответить Шукеев.
«Три года готовишься. Ладно, садись», — резюмировал Назарбаев.