Представители стран Центральной Азии на конференции в Берлине убеждали немецких инвесторов в необходимости вкладывать деньги в этот регион. В чем его преимущества — выясняла DW.
Интерес предпринимателей из Германии к странам Центральной Азии растет. Такой вывод следует из данных об увеличивающихся объемах взаимной торговли и растущего внимания, которое уделяют сегодня региону немецкие бизнесмены и политики. Показательно, что на прошедшей 22–23 апреля в Берлине четвертой экономической конференции, посвященной сотрудничеству со странами Центральной Азии (включая Монголию), собралось больше участников, чем мог вместить главный зал Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK).
Регион ждет инвестиций
Центральная Азия — это регион, страны которого активно конкурируют между собой за иностранные инвестиции. Главное преимущество этих государств — огромные запасы природных ресурсов, будь то водные запасы стран верховья региона (Киргизия, Таджикистан) или энергоресурсы в низовье (Казахстан, Узбекистан, Туркмения).
Так, только в Узбекистане, по данным посла республики в Германии Дилшода Ахатова, есть порядка 2800 месторождений полезных ископаемых, ожидающих разработки. Другое преимущество — уверенный экономический рост. В той же Монголии, например, он один из самых высоких в мире (ВВП страны вырос в 2012 году почти на 28 процентов, в 2013 ожидается рост на 15 процентов).
Еще одно достижение стран Центральной Азии — активное изменение законодательной базы. В частности, инвесторы в Узбекистане и в Монголии, как заверили представители этих стран, могут в течение длительного срока рассчитывать на сохранение условий первоначального договора и действующих налоговых ставок.
“Китайцы не просят правительственных гарантий”
Одна из причин того, почему в регионе ждут более активных действий немецкого бизнеса, — страх перед экономической экспансией Китая. На форуме нередко говорилось о том, что китайские госкомпании ведут “агрессивную экономическую политику” в Центральной Азии.
“Китайцы готовы вкладывать в любые проекты, без каких-либо государственных гарантий”, — заявил министр экономического развития и торговли Таджикистана Шариф Рахимзода. Он подтвердил желание республики получать инвестиции из Германии, подчеркнув, что в стране “ждут немецких инвесторов”.
Неудивительно, что сферы экономики, где больше всего ждут инвестиций из ФРГ, — это инфраструктурные и гидроэнергетические проекты, а также освоение месторождений полезных ископаемых. По словам бывшего оппозиционера, а теперь министра экономики Киргизии Темира Сариева, Бишкек использует не более 10 процентов своего гидроэнергетического потенциала.
“Скорректировать представления о немецком инвесторе”
Однако образ немецкого инвестора в Центральной Азии требует корректировки, считает Йорг Хетч (Jorg Hetsch), глава Представительства германской экономики в Центральной Азии. Типичный немецкий инвестор — это представитель среднего бизнеса (предприятия с числом сотрудников до 500 человек).
Немецкие министры — экономики Филипп Рёслер (справа) и экономического сотрудничества и развития Дирк Нибель
Первичная цель таких компаний — не инвестиции, а позиционирование на рынке, поиск клиентов и понимание их потребностей. И уж только потом — инвестиции. Само открытие своего офиса за рубежом для таких компаний, по словам Хетча, уже является капиталовложением.
Другая проблема заключается в том, что немецкие предприниматели не готовы и не собираются вести такую же агрессивную политику, как Китай. “Мы не будем приспосабливаться к китайской модели инвестирования”, — заметил в ходе одной из дискуссий Кристоф Байер (Christoph Beier), один из членов правления Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).
В основе немецкой модели, объяснил Байер, лежит не государственное финансирование и концентрация на быстром получении месторождений полезных ископаемых по примеру КНР, а долгосрочное планирование, включающее, прежде всего, повышение уровня образования и вложения в человеческий капитал.
“Знаю, что мы иногда слишком осторожно инвестируем”, — признал выступивший на конференции с приветственной речью министр по вопросам экономического сотрудничества и развития ФРГ Дирк Нибель (Dirk Niebel).
Правительство помогает, бизнес активизируется
Берлин не собирается менять свою экономическую политику по китайскому образцу, так как считает, что это нарушит правила честной конкуренции, заявила в интервью DW Катрин Коссорц (Katrin Kossorz) из фирмы Germany Trade and Invest. Она признала, что многие немецкие предприниматели считают отсутствие прямой господдержки фактором, снижающим их конкурентоспособность на центральноазиатском рынке.
Однако, по словам Коссорц, правительство Германии сделало ставку на поддержку предпринимателей, например, через госгарантии для своих экспортеров (в случае неоплаты их поставок покупателем), через заключение межгосударственных соглашений о сырьевом партнерстве с Монголией и Казахстаном.
Несмотря на многочисленные препятствия, связанные с особенностями центральноазиатского рынка (отсутствие выхода к океанам, высокая степень госрегулирования, коррупция, незащищенность инвестиций), немецкий крупный бизнес активизирует свою деятельность в регионе.
Одно из свидетельств тому — недавно созданная частная компания Rohstoffallianz. Она представляет собой объединение 12 крупнейших немецких концернов, среди которых BASF, Thyssenkrupp и Volkswagen. Новая компания ставит перед собой цель гарантировать прямой доступ немецкой промышленности к необходимым для нее природным ресурсам, прежде всего Казахстана и Монголии.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
View article:
Центральная Азия конкурирует за инвестиции из Германии