Объявленную реструктуризацию «Казахмыса» нельзя назвать случайной, уверен бывший аким Алматы и министр ЧС Виктор Храпунов. В этом интервью «Республике» он продолжает раскрывать секреты семьи Назарбаева. На этот раз он решил поделиться с читателями очень любопытным документом и своими воспоминаниями про «не тех корейцев».
«Республика» уже писала о проблемах корпорации «Казахмыс», главной из которой является, как обычно, вопрос собственности. (Читайте статьи: «Кого пытается обмануть «Казахмыс»?, «Китайский ошейник для Назарбаева», «Старому «Казахмысу» осталось жить четыре года?», «Как Назарбаев спасает «Казахмыс», «“Казахмыс”: крах уже не за горами», «Ким выживет, но что будет с рабочими?»)
Акорда долго и тщательно выстраивала западный фасад этой компании: ее акции вошли в список наиболее ликвидных ценных бумаг, в совете директоров заседали уважаемые лондонские лорды и прочие представители элиты делового мира. Этот фасад позволял «отодвинуть» вопрос собственности на второй план. Но не навсегда.
Фасад начал рушиться, и фигуру главного акционера уже не могли заслонить нанятые випы. В результате компанию с биржи пришлось забрать, оставив там простую корпоративную оболочку. Из-за того, что ценные бумаги компании за последние годы буквально обрушились, в числе акционеров просто не осталось настоящих инвесторов, которые могли бы поднять скандал. Зато теперь настоящий хозяин казахстанской меди может быть спокоен. Как и его семейное окружение. Хотя вполне может быть, что нас ждет продолжение этой производственной драмы. Уж слишком нагло и открыто происходит «переупаковка» активов.
История «Казахмыса» тем более важна для нас и наших читателей, что в данном случае мы видим вполне реальный сценарий развития самого Казахстана. Ведь по сути вся нынешняя «система Назарбаева» со всеми ее красивыми презентациями в Лондоне и могучими инвестиционными планами это не более чем эффектный фасад, который выстроен для обслуживания интересов одного человека и его окружения.
И этот фасад рушится все более быстрыми темпами. Если раньше многие западные политики, поддерживающие Назарбаева, могли искренно верить в то, что «все течет все развивается», то теперь они могут утешить себя лишь круглыми суммами. Конечным итогом этого развития станет очередная «реструктуризация» активов, лучшие из которых достанутся группе избранных, а публика получит лишь пустую оболочку.
О том, что скрывается за кулисами «Казахмыса», нам рассказал Виктор Храпунов, человек, которому доподлинно известно, кто и как владеет «Казахмысом».
- Виктор Вячеславович, объясните нам смысл реструктуризации активов компании «Казахмыс»?
- Нурсултан Назарбаев, контролирующий эти активы, оптимизирует их в своих собственных интересах. Действующие мощные активы выводятся из публичной компании и переводятся в частную фирму. И об этом объявлено официально.
- Но все-таки какое отношение имеет Назарбаев к корпорации «Казахмыс», акции которой торгуются в Лондоне?
- Я так вам отвечу. У меня были очень доверительные отношения с Владимиром Ни, который стоял у истоков этой компании. Он мне однажды сказал: «Виктор Вячеславович, ну вы же прекрасно знаете, кто является хозяином этой компании. Это наш уважаемый Нуреке».
— А как же Владимир Ким?
- Владимир Ким был простым инструктором районного комитета партии, которого я хорошо знал, когда работал председателем райисполкома. Владимир Ни привлек его для работы в корпорации «Казахмыс». Он мне прямо с улыбкой на лице говорил: «Вот мы сегодня работаем под руководством Нурсултана Абишевича, это наш хозяин, и нам очень легко и просто работать в этой связи».
— А есть хоть какое-то документальное подтверждение этой информации?
- Существует доверенность, выданная еще 21 марта 2006 года. В ней Нурсултан Назарбаев доверяет своей дочери Дариге право представлять его интересы при осуществлении операций с целым рядом активов. Речь идет о центральном универмаге «Астана», а также товариществе с ограниченной ответственностью «Казахмыс» и небезызвестной корпорации «ХОЗУ», созданной на основе хозяйственного управления делами президента, которое возглавлял все тот же Владимир Ни. В тексте доверенности подтверждается факт стопроцентного владения казахстанским ТОО «Казахмыс» и «ХОЗУ» Нурсултаном Назарбаевым. Доверенность подписана нотариусом, подпись Нурсултана Назарбаева стоит на положенном месте.
— Но все-таки речь ведь идет о казахстанской компании, а не той, акции, которой котируются на бирже в Лондоне?
- В свое время я интересовался этим вопросом. Не составило особого труда выяснить, что ТОО «Казхмыс» является главным дочерним предприятием корпорации «Казахмыс». Ему принадлежит 17 рудников и обогатительных фабрик. Так что львиная доля активов корпорации «Казахмыс» принадлежит ТОО «Казахмыс», стопроцентным владельцем которого как раз и является Нурсултан Назарбаев
Это стандартная уловка. Она позволяет руководству «Казахмыса» говорить, например, о том, что Болат Назарбаев никогда не был акционером этой корпорации. Поверьте, это просто игра слов.
— Каким образом дочернее общество фактически контролирует материнскую структуру?
- Это дело юридической техники. Могли, к примеру, выдать одну золотую акцию корпорации «Казахмыс» и сказать: вот, пожалуйста, возьми акцию и управляй, но помни, кому принадлежит ТОО «Казахмыс».
В одном из своих выступлений, на большом активе в Астане, Назарбаев сказал такую фразу: «Ну, как вы понимаете, заработная плата президента Казахстана очень низкая, поэтому мне помогают мои дети». Вот и помогают. Хотя, конечно, надо отметить некоторую непоследовательность Нурсултана Абишевича. Все-таки сначала он, как говорится, помог. Широким жестом.
— Но все-таки в чем причина такого широкого жеста?
- Я думаю, что в тот момент, когда эта доверенность оформлялась, Нурсултан Назарбаев уже определил, что будет расставаться с Рахатом Алиевым. И ему нужно было купить лояльность своей дочери. Нужно было что-то ей дать, чтобы убедить расторгнуть брак в будущем.
- Доверенность была выдана 21 марта 2006 года ‚и срок ее действия был 3 года. Думаете, она до сих пор действует?
- Пока неясно, что произошло за это время. Смогла ли она переоформить на себя все эти активы или они до сих пор находятся в собственности Нурсултана Назарбаева. Или она получила контроль только над частью «Казахмыса».
Но я очень хорошо знаю Нурсултана Назарбаева: он думает одно, говорит второе, делает совершенно третье. И вот представьте, этот человек получил все, что он хотел от Дариги. Ему удалось убрать с политического горизонта Рахата Алиева, человека, который объявил, что в 2012 году обязательно выставит свою кандидатуру на выборы президента РК. В этой ситуации он запросто мог оказаться «хозяином своего слова» — сегодня дал, а завтра забрал. И дочери своей мог сказать: «Тебе достаточно своих 600 миллионов, да и сын твой Нурали тоже не бедствует, имеет не одну сотню миллионов, так что вам достаточно, а вот это я заберу назад». Я совершенно не удивлюсь, если узнаю, что именно таким образом Нурсултан Назарбаев поступил.
— За время с момента составления доверенности произошло еще одно значимое событие — умер Владимир Ни, который собственно и курировал этот актив
- В 2010 году скончался, да. Я вспоминаю один разговор Нурсултана Назарбаева с Владимиром Ни. Я лично присутствовал. Обсуждалась тогда проблема Евразийской группы (корпорация ENRC — ред.), которая отказывалась отдавать «Казахмысу» свои 25% акций. Это был пакет, который принадлежал «хозяину».
Так вот, этот «хозяин» решил провести «воспитательную работу» с Ни. «Как так, слушай, я же дал команду отдать 25%, что это они там не исполняют мое поручение? Почему не передается?» — «наехал» он на своего управляющего. Больше всего Назарбаева в тот момент волновала проблема, что какие-то важные сделки стали проводиться за его спиной. Разговор переключился на поведение менеджеров «Казахмыса». Недовольство Назарбаева вызвала инициатива Кима по размещению акций компании на Лондонской бирже.
Нурсултан Абишевич тогда всерьез разбушевался. «До меня сейчас доходит информация, что кто-то, какая-то группа, скупает там сейчас все акции «Казахмыса» на бирже и придет такой момент, что появится какой-то дядя Сэм и скажет: я сегодня собственник всех акций, я все их скупил. Что я тогда буду делать?» — вот такие были у него слова.
А в ответ Владимир Ни тоже в сердцах признал: «Нурсултан Абишевич, я вам честно скажу, вы меня простите, я признаюсь дословно, я ошибся, когда делал ставку на этих корейцев. Оказались не те корейцы, Нурсултан Абишевич. Я с ними, конечно, буду работать, чтобы они вот таким образом не подставляли и не дали возможность кому-то скупить все акции «Казахмыса» на бирже и стать собственником или по крайней мере главным акционером в этой компании. Но вы, пожалуйста, дайте еще раз команду Евразийской группе, пусть они эти 25% переведут Володе Киму, для того чтобы можно было дальше реализовать ту намеченную вами программу».
Вот такой был обмен признаниями. Так что Ни сам был вынужден признавать свои ошибки.
— А в каком это году было?
- Это был 2004 год, тогда Нурсултан Назарбаев был очень возбужден. Он реально испугался, что кто-нибудь, выкупив акции на бирже, сможет бросить ему вызов. А мы были свидетелями всех этих разборок.
- Думаете, Вы стали свидетелем документального триллера с условным названием «Роковая ошибка Владимира Ни»?
- Я думаю, что уже целый сериал можно снимать. Про семью. Про костюмершу из театра — Динару Кулибаеву, которая внезапно превратилась в миллиардершу. Про Тимура Кулибаева, который работал на более чем скромной должности в отраслевом НИИ и тоже стал миллиардером. Ну и про других членов семьи. Правда, мне кажется, тут есть проблема с жанром. Со стороны это все выглядит как комедия, но мы-то знаем, что в реальности это настоящая трагедия, участниками которой мы все являемся. И всем не до смеха.
ОТ РЕДАКЦИИ. Ниже мы публикуем ту самую доверенность, о которой идет речь в интервью.