Жительница города Кызылорды, которая провела одиночный пикет с требованием отставки президента Назарбаева, бежала из Казахстана от причине давления со стороны правоохранительных структур и сейчас находится в Москве без крова и денег.
Активист из города Кызылорды Хадиджа Ахметжан, которая в ноябре провела одиночные пикеты с требованием освободить из тюремного заключения активистов Макса Бокаева и Талгата Аяна и с требованием отставки президента Нурсултана Назарбаева, сейчас с 15-летним больным сыном находится в Москве. Добравшись до Москвы из Бишкека, она собиралась через Париж долететь до столицы Сербии Белграда.
Однако 8 января сотрудники авиакомпании не позволили ей вылететь из аэропорта Шереметьево в Сербию, сняв ее с рейса. Хадиджа Ахметжан говорит, что «последние деньги потратила на билет в Восточную Европу» и сейчас не знает, что ей делать.
Когда мы шли на посадку, подошел один из человек из погранслужбы и сказал что-то сотрудникам, которые пропускали пассажиров на посадку. И нас не пропустили.
- Вначале сказали, что «нужна виза в Сербию». Я сказала, что казахстанцы могут находиться там без визы в течение месяца. Позднее мне не позволили сесть в самолет из-за отсутствия обратного билета. Когда мы шли на посадку, подошел один из человек из погранслужбы и сказал что-то сотрудникам, которые пропускали пассажиров на посадку. И нас не пропустили. Теперь не знаю, что будем делать, — говорит Хадиджа Ахметжан.
Хадиджа Ахметжан 8 января обратилась через социальную сеть за помощью и рассказала о том, что с ней произошло. Активист Серикжан Мамбеталин оказал ей помощь, оплатив два дня проживания в гостинице.
В беседе с репортером Азаттыка 9 января Хадиджа Ахметжан говорит, что сейчас она и ее сын плохо себя чувствуют и не знают, куда им идти. Вспоминая события вчерашнего дня, женщина говорит, что была в отчаянии, когда осталась в аэропорту без денег, еды и с больным ребенком на руках. «Это был ужасно трудный день», — плачет Хадиджа.
В ПОИСКАХ ПРИЧИН СНЯТИЯ С РЕЙСА
Репортер Азаттыка обратилась в офис аэропорта Шереметьево, чтобы выяснить, по какой причине Хадиджу Ахметжан и ее сына сняли с рейса. В пресс-службе аэропорта ответили, что «они не могут вмешиваться в вопросы пропуска пассажиров», и посоветовали обратиться в авиакомпанию, которая продала билет.
Сотрудники ответственной за рейс компании Air France сообщили, что «причина задержки билета неизвестна, и на билете никаких пометок нет».
В погранслужбе аэропорта Шереметьево сотрудница, представившаяся Светланой, ответила следующее: «Вчера был выходной, и я не могу назвать точную причину опоздания пассажиров на рейс».
Хватит видеть в своих согражданах врагов государства!
Через два дня у Хадиджи Ахметжан истекает срок проживания в гостинице. Она говорит, что не знает, куда ей деваться с больным ребенком.
Активист Серикжан Мамбеталин, оказавший помощь Хадидже Ахметжан, в социальной сети Facebook призвал оказать помощь матери-одиночке.
«…Я прошу государство в лице министерства иностранных дел вмешаться в ситуацию и помочь нашей соотечественнице. Силовым органам вместо угроз дать гарантии безопасного возврата на родину. Акимату Кызылординской области помочь с трудоустройством и лечением больного сына. Хватит видеть в своих согражданах врагов государства!» — пишет активист.
ПОБЕГ ХАДИДЖЫ ИЗ КАЗАХСТАНА
Хадиджа Ахметжан бежала из Казахстана в ноябре 2017 года. Ее побегу способствовало «давление со стороны правоохранительных структур». Активист, которая на протяжении последних нескольких месяцев открыто выражала свою позицию в связи с общественно-политическими событиями в стране в социальной сети и выходила на площадь, говорит, что в конце ноября к ней домой пришли сотрудники полиции и начали оказывать на нее давление.
В тот день, несмотря на судороги ребенка, воспользовавшись нашим тяжелым положением, они заставили меня признаться. Они до трех часов ночи сидели в машинах перед домом, не хотели, чтобы мы сбежали.
- Они обманом и страхом заставили меня написать объяснительную. Интересовались, какую партию я поддерживаю. Я, как глупая, всё им написала. Позднее поняла, что тем самым подписала себе приговор, и была вынуждена уехать из страны. В тот день, несмотря на судороги ребенка, воспользовавшись нашим тяжелым положением, они заставили меня признаться. Они до трех часов ночи сидели в машинах перед домом, не хотели, чтобы мы сбежали. Как только они ушли, мы схватили свои документы и бежали в Кыргызстан, — говорит она.
Хадиджа Ахметжан говорит, что в дороге и в Кыргызстане столкнулась со множеством проблем. В Бишкеке ее преследовали неизвестные лица, не давая покоя. Она около месяца прожила в Кыргызстане и решила уехать в Восточную Европу.
В ноябре Хадиджа Ахметжан на своей странице в Facebook’е рассказала о диалоге с представителями полиции, которые пришли к ней домой, и опубликовала об этом пост.
«Пришли сотрудники полиции и начали стучать в дверь, и не уходили. Я какое-то время не открывала дверь. Но когда почувствовала, что они сломают ее, была вынуждена открыть. Пришли около десяти человек: четыре участковых полицейских, несколько человек из городского УВД и КНБ. Живем в XXI веке, а переживаем ужасные события XIX века», — написала она.
Опубликованное ею видео широко обсуждалось среди пользователей и набрало более 12 тысяч просмотров.
В связи с этой ситуацией мы обратились за комментариями к инспектору отдела государственного языка и информации управления внутренних дел города Кызылорды Малике Абдигапаровой. Инспектор не прокомментировала ситуацию, попросив направить специальный запрос.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»