Философические рассуждения

Если посмот­реть на то, как раз­ви­ва­ет­ся ситу­а­ция в миро­вой поли­ти­ке, то мож­но уви­деть мощ­ней­шие изме­не­ния. Мож­но не согла­шать­ся с кон­цеп­ци­ей рас­па­да миро­вой финан­со­вой эли­ты, мож­но не верить в про­дол­же­ние эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са, мож­но искренне верить в “евро­пей­ские цен­но­сти” — но доста­точ­но про­чи­тать послед­ние речи Оба­мы, что на Гене­раль­ной Ассам­блее ООН осе­нью про­шло­го года, что послед­нее выступ­ле­ние перед Кон­грес­сом, и ста­нет понят­но, что что-то происходит. 

И тут уже не так важ­но, верит кон­крет­ный чело­век в те при­чи­ны про­ис­хо­дя­щих изме­не­ний, кото­рые пред­ла­га­ем мы, или нет. Посколь­ку изме­не­ния точ­но име­ют место.

Разу­ме­ет­ся, и тут мож­но себя вести, как стра­ус (точ­нее, как при­пи­сы­ва­ет стра­у­су мол­ва), то есть спря­тать голо­ву в песок и ни о чем не думать. Но все-таки таких бол­ва­нов мень­шин­ство. А все осталь­ные как раз наобо­рот, вер­тят голо­ва­ми, что­бы почув­ство­вать некие дуно­ве­ния… И глав­ное в этой ситу­а­ции — понять, что же будет про­ис­хо­дить в сре­де эли­ты, то есть тех людей, кото­рые могут (хотя дале­ко не все­гда хотят) при­ни­мать реше­ния необ­хо­ди­мо­го мас­шта­ба. Разу­ме­ет­ся, думать за них мы не можем — но неко­то­рые рас­суж­де­ния при­ве­сти можем.

Итак, пер­вая и глав­ная груп­па — это те, кто кате­го­ри­че­ски не жела­ет ниче­го менять. При­чем чем доль­ше эли­та “сиде­ла спо­кой­но”, тем боль­ше таких людей. Соб­ствен­но, в нашей стране мы их каж­дый день видим в теле­ви­зо­ре, чита­ем про них в газе­тах, видим в казен­ных заве­де­ни­ях. Но и в дру­гих стра­нах их доста­точ­но мно­го. У них в жиз­ни одна зада­ча — зада­вить в заро­ды­ше любую попыт­ку изме­нить что-то в той систе­ме, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет им кра­си­вую жизнь. И любой, кто пыта­ет­ся толь­ко заик­нуть­ся о том, что ситу­а­ция тре­бу­ет пере­мен, этой груп­пой истреб­ля­ет­ся с мак­си­маль­ной жесто­ко­стью — если не физи­че­ски, то в рам­ках обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни. Посколь­ку вос­при­ни­ма­ет­ся не как жела­ние вый­ти и кри­зи­са, а как стрем­ле­ние сме­сти кого-то из эли­ты дей­ству­ю­щей и сесть на его место.

Как понят­но, в резуль­та­те воз­мож­но­сти реформ рез­ко огра­ни­чи­ва­ют­ся, что рано или позд­но при­во­дит к взры­ву. Клас­си­че­ский при­мер — Рос­сия 1917 года, когда кате­го­ри­че­ское неже­ла­ние сослов­ной ари­сто­кра­тии что-то изме­нить в стране при­ве­ло вна­ча­ле к гибе­ли этой самой ари­сто­кра­тии, а затем — и к прин­ци­пи­аль­ным изме­не­ни­ям в стране. Но быва­ют и более “мяг­кие” случаи.

Для пони­ма­ния сего­дняш­не­го момен­та нуж­но видеть, кто сего­дня оли­це­тво­ря­ет эту груп­пу. Как мне кажет­ся, она состо­ит из двух основ­ных частей. Пер­вая — это меж­ду­на­род­ные финан­си­сты (для подав­ля­ю­щей части кото­рых по ито­гам кри­зи­са про­сто не будет места, финан­со­вая систе­ма силь­но ску­ко­жит­ся), вто­рая — бюро­кра­тия, меж­ду­на­род­ная прак­ти­че­ски пол­но­стью, наци­о­наль­ная в зна­чи­тель­ной части. Опять же, по при­чине сокра­ще­ния денег и упро­ще­ния управ­лен­че­ской структуры.

Что дела­ют эти силы? Ну, с бюро­кра­ти­ей все ясно, тут наша от меж­ду­на­род­ной не отли­ча­ет­ся, бюро­кра­тия все­гда и вез­де оди­на­ко­вая. И дела­ет она очень про­стую вещь, зани­ма­ет­ся тем, что у нас в прес­се полу­чи­ло назва­ние “охра­ни­тель­ство”. То есть рез­ко повы­ша­ет пара­мет­ры обес­пе­че­ния “без­опас­но­сти” (кавыч­ки пото­му, что име­ет она при этом в виду не нас, а толь­ко себя), истреб­ля­ет несанк­ци­о­ни­ро­ван­ную актив­ность, пони­жа­ет уро­вень обра­зо­ва­ния, ну, далее по спис­ку. Отме­чу, что в мире про­ис­хо­дит то же самое, что у нас — под беше­ные вопли про “сво­бо­ду” и “демо­кра­тию”. Впро­чем, в лите­ра­ту­ре это соче­та­ние рас­смат­ри­ва­лось столь­ко раз, что как-то даже повто­рять неудобно.

С финан­си­ста­ми несколь­ко слож­нее. Дело в том, что у них про­цес­сы “отми­ра­ния” части эли­ты уже нача­лись и дело посте­пен­но сво­дит­ся к фор­му­ле “умри ты сего­дня, а я зав­тра”. Но при этом охра­ни­тель­ские тен­ден­ции ничуть не мень­ше, толь­ко они еще про­яв­ля­ют­ся в обес­пе­чи­тель­ных отрас­лях, в том чис­ле — в эко­но­ми­че­ской нау­ке. Суть их про­яв­ля­ет­ся в про­стей­шей фор­му­ле: “Нам поза­рез нужен кре­а­тив, в части того, что мож­но сде­лать, но толь­ко при усло­вии, что с нами ниче­го делать нель­зя”. В соче­та­нии с уси­ли­ва­ю­щим­ся охра­ни­тель­ством это сво­дит­ся к гени­аль­ным рас­суж­де­ни­ям в сти­ле рас­ска­зов руко­во­ди­те­лей наше­го ЦБ послед­них дней о при­чи­нах деваль­ва­ции руб­ля. Вам смеш­но? Мне как про­фес­си­о­на­лу — не очень, пото­му что я пре­крас­но пони­маю, что они и на сво­их внут­рен­них тусов­ках гово­рят то же самое. Про­сто пото­му, что “шаг вле­во, шаг впра­во …” Ну, даль­ше понятно.

И в этой ситу­а­ции я впер­вые вынуж­ден при­знать, что в неко­то­рых момен­тах англий­ский язык более “могуч”, чем рус­ский. Дело в том, что в нем есть два гла­го­ла “мочь”: “can” и “may”. И если вто­рой озна­ча­ет физи­че­скую воз­мож­ность (в нашем слу­чае — реформ), кото­рая, без­услов­но, име­ет место, то пер­вый озна­ча­ет реаль­ное испол­не­ние, кото­ро­го добить­ся нель­зя. Посколь­ку та часть эли­ты (народ или без­молв­ству­ет, или раз­во­дит­ся), кото­рая жела­ет пере­мен, пока не в состо­я­нии “пере­бить” охра­ни­тель­ский инстинкт боль­шей части эли­ты. Кото­рая у нас, в основ­ном, состо­ит из бюро­кра­тии, а у них — из финан­си­стов и адво­ка­тов. Кото­рые вооб­ще пере­ме­ны не воспринимают.

Ну и что делать тем, кто пони­ма­ет и при этом может на что-то повли­ять? Боль­шой вопрос. Мож­но, конеч­но, зани­мать­ся про­све­ще­ни­ем моло­де­жи, но обыч­ная моло­дежь мало на что вли­я­ет, а элит­ная очень не хочет раз­ру­шать мир, в кото­ром она насле­ду­ет роди­тель­ский ста­тус. Есть, конеч­но, отдель­ные исклю­че­ния, но они пого­ды не дела­ют. А зна­чит, с боль­шой веро­ят­но­стью нас ждет кри­зис, срав­ни­мый с 1917 годом, толь­ко в миро­вом масштабе.

Толь­ко вот ком­му­ни­стов сего­дня прак­ти­че­ски нет. Вме­сто них мы име­ем поли­ти­че­ский ислам. И так же, как тогда ком­му­ни­сты, он не рас­смат­ри­ва­ет воз­мож­но­сти рефор­ми­ро­ва­ния совре­мен­но­го капи­та­лиз­ма, его лозунг: “Весь мир наси­лья мы раз­ру­шим, до осно­ва­ния…”. А вот “а затем” — нет. Отсут­ству­ет. Это как у моло­де­жи на “май­дане”, жела­ние постро­ить “наци­о­наль­ное госу­дар­ство” есть, а вот пони­ма­ния того, что они будут в нем есть, уже нет. И чем жест­че финан­си­сты и бюро­кра­тия защи­ща­ют ста­рую систе­му, кото­рая явно “не жилец” (даже Оба­ма понял!), тем ярче будет побе­да Ислама!

Мож­но, конеч­но, сде­лать вид, что я (и те, кто со мной согла­сен) — мар­ги­нал, кото­рый ниче­го не пони­ма­ет и не видит. И кри­зис вот-вот закон­чит­ся. Но это, как понят­но, не очень кон­струк­тив­ный выход, во вся­ком слу­чае для людей дума­ю­щих. А вот какой выход кон­струк­тив­ный? Я пока не вижу… Ну так давай­те обсуждать!

Источ­ник: Centrasia.ru

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма