Уроки от нацистов

Как нацист­ская систе­ма лома­ла лич­но­сти, как лич­но­сти про­ти­во­сто­я­ли систе­ме и чудо­вищ­но деструк­тив­но­му пси­хо­ло­ги­че­ско­му полю, и какие стра­те­гии исполь­зо­ва­ли наци­сты, что­бы сде­лать из лич­но­стей сде­лать био­мас­су — об этом рас­ска­зы­ва­ет­ся в очень любо­пыт­ной пуб­ли­ка­ции на сай­те Cluber.com.ua.

“Гото­вясь к пуб­лич­ной лек­ции по пси­хо­ло­гии лич­но­сти, я про­смат­ри­вал выдерж­ки из кни­ги пси­хо­ана­ли­ти­ка Бру­но Бет­тель­гей­ма «Про­све­щен­ное серд­це». В ней он опи­сы­ва­ет свой опыт узни­ка конц­ла­ге­рей Дахау и Бухен­валь­да, в кото­рых он был в 1938—1939 годах, а так­же опыт дру­гих людей, столк­нув­ших­ся с систе­мой уни­что­же­ния чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства позд­нее, когда наци­сты «рас­кры­лись» на пол­ную мощь. Делал помет­ки, выпис­ки, и в ито­ге полу­чи­лась эта статья.

Меня инте­ре­со­вал пси­хо­ло­ги­че­ский аспект того, что тво­ри­лось в кон­цен­тра­ци­он­ных лаге­рях. Как нацист­ская систе­ма лома­ла лич­но­сти, как лич­но­сти про­ти­во­сто­я­ли систе­ме и чудо­вищ­но деструк­тив­но­му пси­хо­ло­ги­че­ско­му полю, какие стра­те­гии исполь­зо­ва­ли и как они дефор­ми­ро­ва­лись. В кон­це кон­цов, лич­ность — это и есть наши стра­те­гии адап­та­ции к суще­ству­ю­ще­му вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во мно­гом (но не во всем) зави­сит то, какие мы”, — пишет Илья Латы­пов.

Итак, нач­нем…

Нацист­ская систе­ма в 1938—1939 годах — вре­ме­ни пре­бы­ва­ния Бет­тель­хей­ма в Дахау и Бухен­валь­де — еще не была наце­ле­на на тоталь­ное истреб­ле­ние, хотя с жиз­ня­ми тогда тоже не счи­та­лись. Она была ори­ен­ти­ро­ва­на на «вос­пи­та­ние» раб­ской силы: иде­аль­ной и послуш­ной, не помыш­ля­ю­щей ни о чем, кро­ме мило­сти от хозя­и­на, кото­рую не жал­ко пустить в рас­ход. Соот­вет­ствен­но, необ­хо­ди­мо было из сопро­тив­ля­ю­щей­ся взрос­лой лич­но­сти сде­лать испу­ган­но­го ребен­ка, силой инфан­ти­ли­зи­ро­вать чело­ве­ка, добить­ся его регрес­са — до ребен­ка или вовсе до живот­но­го, живой био­мас­сы без лич­но­сти, воли и чувств. Био­мас­сой лег­ко управ­лять, она не вызы­ва­ет сочув­ствия, ее лег­че пре­зи­рать и она послуш­но пой­дет на убой. То есть она удоб­на для хозяев.

Обоб­щая основ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские стра­те­гии подав­ле­ния и сло­ма лич­но­сти, опи­сан­ные в рабо­те Бет­тель­хей­ма, я для себя выде­лил и сфор­му­ли­ро­вал ряд клю­че­вых стра­те­гий, кото­рые, в общем-то, уни­вер­саль­ны. И в раз­ных вари­а­ци­ях они повто­ря­лись и повто­ря­ют­ся прак­ти­че­ски на всех уров­нях жиз­ни обще­ства: от семьи до госу­дар­ства. Наци­сты толь­ко собра­ли это все в еди­ный кон­цен­трат наси­лия и ужа­са. Что это за спо­со­бы пре­вра­ще­ния лич­но­сти в биомассу?

Пра­ви­ло 1. Заставь чело­ве­ка зани­мать­ся бес­смыс­лен­ной работой.

Одно из люби­мых заня­тий эсэсов­цев — застав­лять людей делать совер­шен­но бес­смыс­лен­ную рабо­ту, при­чем заклю­чен­ные пони­ма­ли, что она не име­ет смыс­ла. Тас­кать кам­ни с одно­го места на дру­гое, рыть ямы голы­ми рука­ми, когда лопа­ты лежа­ли рядом. Зачем? «Пото­му что я так ска­зал, жидов­ская морда!».

(Чем это отли­ча­ет­ся от «пото­му что надо» или «твое дело выпол­нять, а не думать»?)

Пра­ви­ло 2. Вве­ди вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие пра­ви­ла, нару­ше­ния кото­рых неизбежны.

Это пра­ви­ло созда­ва­ло атмо­сфе­ру посто­ян­но­го стра­ха быть пой­ман­ным. Люди были вынуж­де­ны дого­ва­ри­вать­ся с над­зи­ра­те­ля­ми или «капо» (помощ­ни­ки СС из чис­ла заклю­чен­ных), впа­дая от них в пол­ную зави­си­мость. Раз­во­ра­чи­ва­лось боль­шое поле для шан­та­жа: над­зи­ра­те­ли и капо мог­ли обра­щать вни­ма­ние на нару­ше­ния, а мог­ли и не обра­щать — в обмен на те или иные услуги.

(Абсурд­ность и про­ти­во­ре­чи­вость роди­тель­ских тре­бо­ва­ний или госу­дар­ствен­ных зако­нов — пол­ный аналог).

Пра­ви­ло 3. Вве­ди кол­лек­тив­ную ответственность.

Кол­лек­тив­ная ответ­ствен­ность раз­мы­ва­ет лич­ную — это дав­но извест­ное пра­ви­ло. Но в условиях,когда цена ошиб­ки слиш­ком высо­ка, кол­лек­тив­ная ответ­ствен­ность пре­вра­ща­ет всех чле­нов груп­пы в над­зи­ра­те­лей друг за дру­гом. Сам кол­лек­тив ста­но­вит­ся неволь­ным союз­ни­ком СС и лагер­ной администрации.

Неред­ко, пови­ну­ясь минут­ной при­хо­ти, эсэсо­вец отда­вал оче­ред­ной бес­смыс­лен­ный при­каз. Стрем­ле­ние к послу­ша­нию въеда­лось в пси­хи­ку так силь­но, что все­гда нахо­ди­лись заклю­чен­ные, кото­рые дол­го соблю­да­ли этот при­каз (даже когда эсэсо­вец о нем забы­вал минут через пять) и при­нуж­да­ли к это­му дру­гих. Так, одна­жды над­зи­ра­тель при­ка­зал груп­пе заклю­чен­ных мыть ботин­ки сна­ру­жи и внут­ри водой с мылом. Ботин­ки ста­но­ви­лись твер­ды­ми, как камень, нати­ра­ли ноги. При­каз боль­ше нико­гда не повто­рял­ся. Тем не менее, мно­гие дав­но нахо­дя­щи­е­ся в лаге­ре заклю­чен­ные про­дол­жа­ли каж­дый день мыть изнут­ри свои ботин­ки и руга­ли всех, кто это­го не делал, за нера­ди­вость и грязь.

(Прин­цип груп­по­вой ответ­ствен­но­сти… Когда «все вино­ва­ты», или когда кон­крет­но­го чело­ве­ка видят толь­ко как пред­ста­ви­те­ля сте­рео­тип­ной груп­пы, а не как выра­зи­те­ля соб­ствен­но­го мнения).

Это три «пред­ва­ри­тель­ных пра­ви­ла». Удар­ным зве­ном высту­па­ют сле­ду­ю­щие три, дро­бя­щие уже под­го­тов­лен­ную лич­ность в биомассу.

Пра­ви­ло 4. Заставь людей пове­рить в то, что от них ниче­го не зависит.

Для это­го: создай непред­ска­зу­е­мую обста­нов­ку, в кото­рой невоз­мож­но что-либо пла­ни­ро­вать и заставь людей жить по инструк­ции, пре­се­кая любую инициативу.

Груп­пу чеш­ских заклю­чен­ных уни­что­жи­ли так. На неко­то­рое вре­мя их выде­ли­ли как «бла­го­род­ных», име­ю­щих пра­во на опре­де­лен­ные при­ви­ле­гии, дали жить в отно­си­тель­ном ком­фор­те без рабо­ты и лише­ний. Затем чехов вне­зап­но бро­си­ли на рабо­ту в карьер, где были самые пло­хие усло­вия тру­да и наи­боль­шая смерт­ность, уре­зав при этом пище­вой раци­он. Потом обрат­но — в хоро­шее жили­ще и лег­кую рабо­ту, через несколь­ко меся­цев — сно­ва в карьер и т.п. В живых не оста­лось нико­го. Пол­ная непод­кон­троль­ность соб­ствен­ной жиз­ни, невоз­мож­ность пред­ска­зать, за что тебя поощ­ря­ют или нака­зы­ва­ют, выби­ва­ют поч­ву из-под ног. Лич­ность попро­сту не успе­ва­ет выра­бо­тать стра­те­гии адап­та­ции, она дез­ор­га­ни­зу­ет­ся полностью.

«Выжи­ва­ние чело­ве­ка зави­сит от его спо­соб­но­сти сохра­нить за собой неко­то­рую область сво­бод­но­го пове­де­ния, удер­жать кон­троль над каки­ми-то важ­ны­ми аспек­та­ми жиз­ни, несмот­ря на усло­вия, кото­рые кажут­ся невы­но­си­мы­ми… Даже незна­чи­тель­ная, сим­во­ли­че­ская воз­мож­ность дей­ство­вать или не дей­ство­вать, но по сво­ей воле, поз­во­ля­ла выжить мне и таким, как я».
Б. Бет­тель­хейм

Жесто­чай­ший рас­по­ря­док дня посто­ян­но под­го­нял людей. Если одну-две мину­ты про­мед­лишь на умы­ва­нии — опоз­да­ешь в туа­лет. Задер­жишь­ся с убор­кой сво­ей кро­ва­ти (в Дахау тогда еще были кро­ва­ти) — не будет тебе зав­тра­ка, и без того скуд­но­го. Спеш­ка, страх опоз­дать, ни секун­ды заду­мать­ся и оста­но­вить­ся… Посто­ян­но тебя под­го­ня­ет отлич­ные над­зи­ра­те­ли: вре­мя и страх. Не ты пла­ни­ру­ешь день. Не ты выби­ра­ешь, чем зани­мать­ся. И ты не зна­ешь, что с тобой будет потом. Нака­за­ния и поощ­ре­ния шли безо вся­кой систе­мы. Если на пер­вых порах заклю­чен­ные дума­ли, что хоро­ший труд их спа­сет от нака­за­ния, то потом при­хо­ди­ло пони­ма­ние, что ничто не гаран­ти­ру­ет от отправ­ки добы­вать кам­ни в карье­ре (самое смер­то­нос­ное заня­тие). И награж­да­ли про­сто так. Это про­сто дело при­хо­ти эсэсовца.

(Авто­ри­тар­ным роди­те­лям и орга­ни­за­ци­ям очень выгод­но это пра­ви­ло, пото­му что оно обес­пе­чи­ва­ет отсут­ствие актив­но­сти и ини­ци­а­ти­вы со сто­ро­ны адре­са­тов сооб­ще­ний вро­де «от тебя ниче­го не зави­сит», «ну и чего вы доби­лись», «так было и будет всегда»).

Пра­ви­ло 5. Заставь людей делать вид, что они ниче­го не видят и не слышат.

Бет­тель­хейм опи­сы­ва­ет такую ситу­а­цию. Эсэсо­вец изби­ва­ет чело­ве­ка. Мимо про­хо­дит колон­на рабов, кото­рая, заме­тив изби­е­ние, друж­но пово­ра­чи­ва­ет голо­вы в сто­ро­ну и рез­ко уско­ря­ет­ся, всем сво­им видом пока­зы­вая, что «не заме­ти­ла» про­ис­хо­дя­ще­го. Эсэсо­вец, не отры­ва­ясь от сво­е­го заня­тия, кри­чит «молод­цы!». Пото­му что заклю­чен­ные про­де­мон­стри­ро­ва­ли, что усво­и­ли пра­ви­ло «не знать и не видеть того, что не поло­же­но». А у заклю­чен­ных уси­ли­ва­ет­ся стыд, чув­ство бес­си­лия и, одно­вре­мен­но, они неволь­но ста­но­вят­ся сообщ­ни­ка­ми эсэсов­ца, играя в его игру.

(В семьях, где про­цве­та­ет наси­лие, неред­ка ситу­а­ция, когда кто-либо из род­ствен­ни­ков все видит и пони­ма­ет, но дела­ет вид, что ниче­го не видит и не зна­ет. Напри­мер, мать, ребе­нок кото­рой под­вер­га­ет­ся сек­су­аль­но­му наси­лию со сто­ро­ны отца/отчима… В тота­ли­тар­ных госу­дар­ствах пра­ви­ло «все зна­ем, но дела­ем вид…»- важ­ней­шее усло­вие их существования)

Пра­ви­ло 6. Заставь людей пере­сту­пить послед­нюю внут­рен­нюю черту.

«Что­бы не стать ходя­чим тру­пом, а остать­ся чело­ве­ком, пусть уни­жен­ным и дегра­ди­ро­вав­шим, необ­хо­ди­мо было все вре­мя осо­зна­вать, где про­хо­дит та чер­та, из-за кото­рой нет воз­вра­та, чер­та, даль­ше кото­рой нель­зя отсту­пать ни при каких обсто­я­тель­ствах, даже если это угро­жа­ет жиз­ни. Созна­вать, что если ты выжил ценой пере­хо­да за эту чер­ту, то будешь про­дол­жать жизнь, поте­ряв­шую вся­кое зна­че­ние».
Б. Бет­тель­хейм

Бет­тель­хейм при­во­дит такую, очень нагляд­ную, исто­рию о «послед­ней чер­те». Одна­жды эсэсо­вец обра­тил вни­ма­ние на двух евре­ев, кото­рые «сач­ко­ва­ли». Он заста­вил их лечь в гряз­ную кана­ву, подо­звал заклю­чен­но­го-поля­ка из сосед­ней бри­га­ды и при­ка­зал зако­пать впав­ших в неми­лость живьем. Поляк отка­зал­ся. Эсэсо­вец стал его изби­вать, но поляк про­дол­жал отка­зы­вать­ся. Тогда над­зи­ра­тель при­ка­зал им поме­нять­ся места­ми, и те двое полу­чи­ли при­каз зако­пать поля­ка. И они ста­ли зака­пы­вать сво­е­го сото­ва­ри­ща по несча­стью без малей­ших коле­ба­ний. Когда поля­ка почти зако­па­ли, эсэсо­вец при­ка­зал им оста­но­вить­ся, выко­пать его обрат­но, а затем сно­ва самим лечь в кана­ву. И сно­ва при­ка­зал поля­ку их зако­пать. На этот раз он под­чи­нил­ся — или из чув­ства мести, или думая, что эсэсо­вец их тоже поща­дит в послед­нюю мину­ту. Но над­зи­ра­тель не поми­ло­вал: он при­топ­тал сапо­га­ми зем­лю над голо­ва­ми жертв. Через пять минут их — одно­го мерт­во­го, а дру­го­го уми­ра­ю­ще­го — отпра­ви­ли в крематорий.

Резуль­тат реа­ли­за­ции всех правил:

«Заклю­чен­ные, усво­ив­шие посто­ян­но вну­ша­е­мую СС мысль, что им не на что наде­ять­ся, пове­рив­шие, что они никак не могут вли­ять на свое поло­же­ние — такие заклю­чен­ные ста­но­ви­лись, в бук­валь­ном смыс­ле, ходя­чи­ми тру­па­ми…».
Б. Бет­тель­хейм

Про­цесс пре­вра­ще­ния в таких зом­би был прост и нагля­ден. Сна­ча­ла чело­век пре­кра­щал дей­ство­вать по сво­ей воле: у него не оста­ва­лось внут­рен­не­го источ­ни­ка дви­же­ния, все, что он делал, опре­де­ля­лось дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны над­зи­ра­те­лей. Они авто­ма­ти­че­ски выпол­ня­ли при­ка­зы, без какой-либо изби­ра­тель­но­сти. Потом они пере­ста­ва­ли под­ни­мать ноги при ходь­бе, начи­на­ли очень харак­тер­но шар­кать. Затем они начи­на­ли смот­реть толь­ко перед собой. И тогда насту­па­ла смерть.

В зом­би люди пре­вра­ща­лись тогда, когда отбра­сы­ва­ли вся­кую попыт­ку осмыс­лить соб­ствен­ное пове­де­ние и при­хо­ди­ли к состо­я­нию, когда они мог­ли при­нять все, что угод­но, все, что исхо­ди­ло извне. «Те, кто выжи­ли, поня­ли то, чего рань­ше не осо­зна­ва­ли: они обла­да­ют послед­ней, но, может быть, самой важ­ной чело­ве­че­ской сво­бо­дой — в любых обсто­я­тель­ствах выби­рать свое соб­ствен­ное отно­ше­ние к про­ис­хо­дя­ще­му». Там, где нет соб­ствен­но­го отно­ше­ния, начи­на­ет­ся зомби.

Источ­ник: Cluber.com.ua

Статьи по теме

Побежденных судят

Правые в Европе усиливают позиции перед выборами. Как этому противостоять?

Как Россия заблудилась в своих ориентирах. Интервью с экс-премьером Казахстана