Премьер-министр Турции Тайип Реджеп Эрдоган выставил свою кандидатуру на президентских выборах, назначенных на 10 августа. В случае победы он обещает превратить страну в президентскую республику. По мнению экспертов, это его желание чревато разворотом Турции к диктатуре.
Первого июля в Турции был дан старт президентской избирательной кампании, которая завершиться 10 августа всенародным голосованием — оно, кстати, впервые в истории Турции будет прямым.
Нынешний глава государства Абдулла Гюль сказал, что не пойдет на второй президентский срок, зато премьер-министр Эрдоган в речи, посвященной его выдвижению, заявил, что августовские выборы должны стать «вехой новой эры» в истории страны.
Политик, который еще недавно столкнулся с массовыми акциями протеста по всей стране против его политики, в том числе против его попыток ограничить работу в Турции популярных социальный сетей, собрался идти на выборы под лозунгами «Воля нации, сила нации» и «Эрдоган — человек народа». Что из этого может получиться? Аналитики высказывают самые разнообразные мнения.
Ему нужна только победа
Согласно действующей конституции, Турция является парламентской демократической республикой. То есть фактическим главой государства является премьер-министр страны, за которым стоит партия, победившая на парламентских выборах. Однако и у президента есть некоторые политические полномочия, помимо сугубо церемониальных. Например, право вести заседания кабинета министров и контролировать работу кабинета министров.
То есть нынешняя политическая система Турции, по признанию многих аналитиков, достаточно сбалансированная, учитывающая интересы, скажем так, победившего на парламентских выборах большинства, но имеющая неплохую модель сдержек и противовесов.
Однако эта система отчего-то перестала устраивать премьер-министра Турции Эрдогана. Он честно признал, что в случае своей победы на президентских выборах, намерен изменить существующий порядок. А именно — превратить республику в президентскую.
Критики уже увидели в этом его желании опасность для стабильности государства, так как такая перестройка лишит президента предназначенной ему роли — контролировать политику кабинета министров. Следствием станет усиление властных полномочий Эрдогана без одновременного усиления демократических механизмов контроля.
Об этом haqqin.az заявил депутат от Народно-республиканской партии Турции Мехмет Севги Кулкулоглу.
«Эрдоган, насколько я знаю, отослал в Москву ряд своих консультантов, которые изучают путинскую модель управляемой демократии в России. Так что, если Эрдоган станет президентом, Турция перестанет быть демократической страной и скатится на путь диктатуры», — сказал он.
Но для осуществления задуманного Эрдогану все-таки нужна безусловная победа уже в первом туре — только она даст ему право на столь кардинальные изменения. Каковы шансы? На самом деле, однозначного мнения нет по этому поводу. За время своего правления Эрдоган заметно растерял свой авторитет. Еще на слуху массовые акции протеста прошлого года. Напомним, что проблемы начались 31 мая 2013 года, сначала как реакция на попытку городских властей ликвидировать одну из последних зеленых зон в центре Стамбула — парк Гези у площади Таксим. А когда полиция применила против активистов акции в защиту парка силовые методы, пустив в ход слезоточивый газ и водометы, мероприятие быстро приобрело антиправительственную направленность.
Акции протеста бушевали почти весь июнь, прокатились буквально по всей Турции, были жертвы, и только введение жесткой уголовной ответственности за участие в несанкционированных акциях протеста снизило градус напряженности.
А в декабре 2013 года в Турции разгорелся коррупционный скандал, фигурантами которого стали приближенные к Эрдогану бизнесмены и высокопоставленные лица. В рамках антикоррупционного расследования были задержаны около 80 человек, однако обвинения в коррупции предъявили только 24 фигурантам. Среди них оказались дети высокопоставленных госслужащих, в том числе сыновья главы МВД и министра экономики. Из-за коррупционного скандала свои посты покинули три министра. Однако Эрдоган тогда заявил, что общенациональные протесты и антикоррупционное расследование были организованы извне по заказу его политических оппонентов.
Затем уже в мае этого в связи с гибелью почти 300 человек на шахте в Соме провинции Маниса в Турции прошли массовые протесты против плохих условий безопасности труда в горнодобывающей промышленности. По призыву крупнейших профсоюзов страны сотни тысяч людей вышли на акции протеста в крупных городах, выразив недовольство правительством премьер-министра Эрдогана, а его самого называли «убийцей» и «вором».
И тем не менее, как признают многие аналитики, именно Эрдоган является на сегодня фаворитом президентской гонки.
Оппозиция уже проиграла?
Дело в том, что противники Эрдогана и правящей в Турции умеренно-исламистской Партии справедливости и развития, называющие себя «светской оппозицией», неожиданно сделали ставку на бывшего генсека Организации исламского сотрудничества (ОИС) консерватора Экмеледдина Ихсаноглу.
Это решение оппозиции возмутило тех, кто хотел голосовать за сторонника светского пути развития Турции.
«Если в стране есть запрос на светскую оппозицию, то почему было ему не последовать?» — с иронией прокомментировал выбор лидеров оппозиции турецкий премьер. В ответ Ихсаноглу призвал считать себя «сторонником ценностей отца-основателя светской Турции Мустафы Кемаля Ататюрка» и заявил, что «выступает за отделение религии от политики». Однако ему (в прошлом выпускнику самой престижной мусульманской духовной академии — каирского Университета аль-Азхар) поверили не все.
Таким образом, соцопросы, на днях опубликованные в газете Sabah, прогнозируют: 56% у Эрдогана против 34% у Ихсаноглу. У прокурдского кандидата Селахаттина Демирташа — менее 10%.
Если прогнозы оправдаются, то новое правительство должно быть сформировано уже в сентябре, но вопрос о том, кто его возглавит, решается уже сейчас. Как пишут СМИ, нынешний президент Абдулла Гюль, который в категоричной форме объявил о намерении покинуть политику, может пересмотреть свои планы. «Эрдоган сейчас делает все, чтобы Гюль остался в игре и, думаю, так и будет»,— об этом, например, заявил источник «Ъ» в окружении премьера.
Иными словами, партия власти, возможно, готовит рокировочку, похожую на ту, что когда-то проделали в России Владимир Путин и Дмитрий Медведев, предполагают некоторые эксперты, хотя политические условия в Турции сегодня, конечно, совершенно иные, чем в России.
А еще большинство аналитиков говорят о том, что при таком наборе кандидатов у светской оппозиции остается только надежда на второй тур, который может пройти 24 августа, если Эрдоган не победит в первом.
Но для этого, как сказал депутат от Народно-республиканской партии Турции Мехмет Севги Кулкулоглу, «народ, оппозиция и гражданское общество должны сплотиться в один кулак, чтобы дать бой диктатуре». Иначе, если Эрдоган станет президентом, то Турцию ждут лютые годы диктатуры, уверен он.