Напомним, что в первой статье Туркменистан. Расклады и персоны. I речь шла о ситуации в этой стране после развала некогда единого советского государства и формате транзита власти, а во второй — Туркменистан. Расклады и персоны. II — о текущих раскладах во власти и отношениях Туркменистана с другими государствами.
III. Семейный клан и прогнозы по преемнику
У нынешнего президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, в отличие от его предшественника, весьма большой семейный клан, что, в общем, характерно для этой страны.
Его сын Сердар Гурбангулыевич Бердымухамедов (на фото справа) в ноябре 2016 года был избран депутатом Меджлиса (парламента) страны.
Ранее, в июле того же года, он стал руководителем (в ранге заместителя министров) одного из трех созданных накануне новых департаментов МИД Туркменистана, а до этого занимал руководящий пост в упомянутом выше Государственном агентстве по управлению и использованию углеводородных ресурсов, вплоть до его упразднения.
В 2008–2011 годах Сердар Бердымухамедов обучался на факультете международных отношений Дипломатической академии МИД РФ. В том период, судя по отзывам как однокурсников, так и профессорско-преподавательского состава, он характеризовался как скромный, отзывчивый, подчеркнуто вежливый и спокойный человек, лишенный политических амбиций.
В августе 2014 года в Академии наук Туркменистана он защитил кандидатскую диссертацию, а менее чем через год, в июле 2015 года, докторскую диссертацию, получив степень доктора технических наук.
Представители так называемой зарубежной туркменской оппозиции считают, что именно Сердар готовится к тому, чтобы возглавить страну после добровольного ухода Г.Бердымухамедова. Однако в ходе подготовки этой статьи автор убедился в абсолютной беспочвенности этих предположений.
Сердар по-прежнему лишен политических амбиций когда-либо возглавить страну. Он больше склонен к бизнесу. Его отец желал, чтобы именно Сердар возродил туркменское виноделие, но пока неизвестно о достигнутых результатах. Известно лишь, что Сердар занят сельскохозяйственным, а также отельным бизнесами, которые и являются главными источниками его благосостояния.
По поводу возможной семейной передачи власти интересна другая версия. Известно, что любимчиком президента является его внук Керимгулы — старший сын его старшей дочери Джахан и Иласгельды Аманова.
Кроме Керимгулы в семье Амановых растут его младшие сестра и брат. Семья живет в Лондоне.
Старшая дочь туркменского президента в выборе профессии пошла по его стопам и видит себя в качестве ученого-медика.
Старший зять президента Иласгельды одно время возглавлял представительство упоминаемого выше Агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов. Однако на этой должности проявил себя отрицательно, был замешан в ряде скандалов. После упразднения Агентства в знак назидания он не получил какой-либо иной государственной должности и в настоящее время занят поставками ГСМ из Туркменистана: ряд аффилированных с ним компаний покупает продукты нефтепереработки на бирже и поставляет в разные направления.
Младшая дочь туркменского президента Гульшан Атабаева с мужем Давлетом проживает в Париже и работает в торговом представительстве Туркменистана во Франции.
Много легенд ходит о «политическом влиянии сестер президента», которые не нашли подтверждения в ходе бесед с целым рядом отставных чиновников, покинувших Туркменистан.
Две сестры (Огульджамал и Гульджамал), будучи замужем, занимаются исключительно домашними делами и не имеют высшего образования. Они никогда не стремились и, соответственно, не имеют какого-либо отношения к государственному управлению. Другая сестра по имения Мяхри помогает брату руководить Гуманитарной ассоциацией туркмен мира, официальным председателем которой он является. Ничего не известно о занятости сестры Дурдынабат, которая также не имеет высшего образования..
Среди родных сестер туркменского президента наиболее известной, благодаря своим сыновьям Мурату и Шамурату, стала его старшая сестра Гульнабат, ранее работавшая руководителем отдела одного из районных хякимликов (исполкомов) города Ашхабада. Но она тоже лишена каких-либо политических амбиций. А её сыновья прославились за счет периодически возникающих скандалов, связанных с их вызывающе нескромным личным поведением.
Абсолютно естественным для Туркменистана (да и не только для него) является факт того, что дети родных сестер туркменского президента так или иначе включены в различные бизнес-схемы. Между ними существует конкуренция. В народе по этому поводу шутят, что «для всех племянников в стране не хватает объектов бизнеса, и последний этап приватизации запущен именно под них».
Наибольшие проблемы создает упомянутый выше Шамурад, сын старшей сестры. Но в последнее время он несколько угомонился, так как за проступками следовали наказания от президента, который справляется с контролем над действиями представителей своего семейного клана, чьё лидерство не подвергается сомнению. Влияние Шамурада в основном распространяется на Ашхабад, где он строил новые рынки. Аналогичные проекты в областях (велаятах) и районах (этрапах), отданы на уровень региональных элит.
Вполне естественным для Туркменистана выглядит стремление президентского клана минимизировать информацию о его членах и их частной жизни. Однако чрезмерная закрытость в этом вопросе играет определенную отрицательную роль: в Туркменистане в одно время стал популярным бизнес «детей лейтенанта Шмидта» — было модно представляться «двоюродными племянниками президента», «подругами сестры» и пытаться получить выгоду из этого в бытовых коммуникациях.
Авторитет президента определяется не только жесткой вертикально-интегрированной системой государственного устройства и опорой на репрессивный аппарат государства, но и тем, что после прихода к власти он предпринял попытку оздоровления нации. Собеседники указывали, что при С.Ниязове потребление наркотиков (при чём героина) получило широчайшее распространение среди молодежи. Вторым президентом проводится идеология здорового образа жизни.
Нельзя сказать, что наркомания полностью истреблена, однако очевидно, что доступность наркотиков уменьшена на порядок, и количество наркозависимых значительно сократилось. Сделано это было достаточно жестким способом. Якобы при С.Ниязове туркменские спецслужбы контролировали объем внутреннего рынка наркотиков через шесть крупных дилеров (по одному в каждой области + один в Ашхабаде). После прихода к власти Г.Бердымухамедова внутренний рынок был сокращен в разы, более жестко стали пресекаться контрабандные сделки через границу, что и объясняет увеличение количества боестолкновений, после чего соответственно «взлетели цены, и героин стал просто не по карману». Это ставится ему в заслугу.
В том числе и поэтому, несмотря на ухудшающуюся социально-экономическую ситуацию и объективные трудности, с которым столкнулся Туркменистан в силу особенностей его экономической модели, положение президента Г.Бердымухамедова остается устойчивым.
…Первая и вторая части: Туркменистан. Расклады и персоны. I и Туркменистан. Расклады и персоны. II
ОБ АВТОРЕ
Андрей МЕДВЕДЕВ – российский политолог, исполнительный директор АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт».