Попытки Карима Масимова и Дариги Назарбаевой заявить о себе как о будущих «лидерах нации» и усиление влияния Нурлана Нигматулина на госаппарат привели к обострению межкланового противостояния. В результате в Казахстане началась консолидация различных групп влияния.
На прошлой неделе «лидер нации» посетил с кратким рабочим визитом Актюбинскую и Восточно-Казахстанскую области. Причем в Актобе Нурсултан Назарбаев заехал только для того, чтобы дать старт разогреву первой плавильной печи нового ферросплавного завода «ТНК «Казхром», посетить медицинский реабилитационный центр «Клиника «Дару» и строящийся жилой массив «Нур Актобе», а также «побеседовать» с тщательно отобранными «представителями» общественности.
Судя по тому, что президент в тот же день улетел в Усть-Каменогорск, все эти протокольные мероприятия были организованы ради заполнения информационного пространства доказательствами дееспособности Нурсултана Абишевича. На востоке страны программа его поездки была столь же короткой и не перегруженной. Но там елбасы задержался подольше — возможно, чтобы пройти ежегодный курс омоложения пантами и маральей кровью.
Поскольку Назарбаеву 6 июля 2014 года исполнится 74 года и ему предстоит участвовать во множестве связанных с его днем рождения официальных и неофициальных мероприятий и изображать себя на них молодцом, это вполне разумная мера. Мы же хотели обратить внимание наших читателей на то, что во время этих поездок президента РК неотлучно сопровождали руководитель его администрации Нурлан Нигматулин и госсекретарь РК Адильбек Джаксыбеков.
Судя по фотографиям в «Казахстанской правде», они как привязанные держались сразу за спиной «лидера нации», причем Нигматулин справа, а Джаксыбеков слева. Похоже, это не случайность, а отражение усиления их внутриполитических позиций и влияния в Акорде. Особенно это касается главы президентской администрации. По словам наших источников, именно Нурлан Зайруллаевич пролоббировал все последние кадровые решения по замене областных акимов.
Напомним, что за последний месяц новые наместники елбасы появились в Северо-Казахстанской области — Ерик Султанов, Акмолинской — Сергей Кулагин, Карагандинской — Нурмухамбет Абдибеков. Причем всех троих новых акимов местным активам представлял Нурлан Нигматулин. По словам нашего источника в Акорде, получив карт-бланш от главы государства, он рулит сегодня в кадровой политике страны.
Подобное усиление «карагандинского» клана, одним из лидеров которого является Нурлан Зайруллаевич, уже вызывает тревогу в правящей элите. Как нам сообщили, сильно «напрягаются» родственники и приближенные Назарбаева, которых принято называть шапраштинцами, а также «южанами».
Поскольку аномальную политическую активность с недавних пор начала проявлять старшая дочь елбасы Дарига, ставшая в этом году лидером парламентской фракции «Нур Отана» и вице-спикером мажилиса парламента РК, через свою мать весьма близкая к «карагандинцам», не исключено, что елбасы решил опереться именно на этот клан.
Мы уже писали о том, что именно Карим Масимов, ставший за последние годы де-факто и де-юре вторым человеком в стране после елбасы, и Дарига Назарбаева могут и, возможно, уже начали претендовать на верховную власть в Казахстане после смерти или ухода на покой «лидера нации».
Очевидно, что попытки двух близких к президенту политических фигур стартовать к высшей государственной должности в республике и усиление влияния Нурлана Нигматулина на госаппарат не могут не вызвать тектонических подвижек во внутриэлитном раскладе и обострения межкланового противостояния в Акорде.
В рамках последнего процесса неизбежна консолидация различных групп влияния по интересам. При этом центром первой группы обязательно станут «карагандинцы» во главе с Нурланом Нигматулиным, Рашидом Тусупбековым, Даригой Назарбаевой и Сериком Ахметовым. Центром второй — «масимовцы» во главе с Каримом Масимовым, к которому примыкает, несмотря на регулярно возникающие между ними проблемы, Тимур Кулибаев.
Интерес представляет также непроверенная информация о том, что последний через своего бизнес-соратника Кенеса Ракишева вступил в политический союз с его тестем, акимом Астаны Имангали Тасмагамбетовым. Если это так, то не исключено, что именно усиление «карагандинского» клана, заинтересованного в продвижении старшей дочери елбасы в его преемники при наместнике Нурлане Нигматулине, станет поводом для формирования группы Масимов — Кулибаев — Тасмагамбетов.
Понятно, что подобный союз будет временным и хлипким, но совокупных ресурсов, влияния и потенциала такого союза достаточно, чтобы его начали опасаться не только другие элитные группы, но и сам Назарбаев. Хотя бы потому, что и Масимов, и Кулибаев, и Тасмагамбетов, будучи долларовыми миллиардерами, контролируют многие СМИ и интернет-ресурсы, а самое главное — имеют возможность влиять соответственно на госслужащих, предпринимателей и казахскоязычную интеллигенцию.