Толганай УМБЕТАЛИЕВА: Коррупция внутри элиты вышла
на международный уровень
— Премьер-министра Казахстана
К. МАСИМОВА обвиняют в получении взятки во Франции. Почему ни один правоохранительный орган не реагирует на данный факт? Почему молчит сам МАСИМОВ? Имеет ли он право занимать столь высокую должность после такого скандала?
— Конечно, государственный чиновник, если замешан в коррупционных скандалах и особенно за пределами страны, должен подать в отставку до разрешения ситуации. Но проблема и в том, что на высоких должностях у нас находятся люди, которые не обладают авторитетом среди населения. Более того, чиновники наши и не дорожат репутацией перед обществом, т.к. их имидж не связан с возможностью занять высокий пост. Важна лишь лояльность, да и самому первому лицу не нужны рядом люди, которые имели бы хорошую репутацию.
В системе все выстроено по-другому. Скорее, именно наличие приличной репутации приводит к потере власти и статуса.
Вместе с тем, как показывает история предыдущих коррупционных скандалов за пределами страны, в них всегда фигурируют очень высокопоставленные чиновники, включая членов первой семьи. Потому, когда задействованы значимые фигуры и если нет информации об этом внутри страны, то могу предположить, что такое участие могло быть с разрешения первого лица. Не думаю, что Карим МАСИМОВ может себе позволить такую самостоятельность. Без политического разрешения проявлять активность силовые структуры не будут, результаты могут быть плачевными для них. Отсутствие какой-либо информации и реакции Акорды на такие обвинения позволяют предположить, что власть меньше всего хотела бы появления ее внутри страны, опять же учитывая и без того противоречивую ситуацию.
С другой стороны, замешанность в коррупционных скандалах высокопоставленных чиновников — весьма опасная ситуация для государства. Потому в отношении такого рода участия крупных чиновников в противозаконных действиях внутри страны и за ее пределами у общества и у самой власти должна быть жесткая позиция. Это недопустимо, чтобы страну в мире связывали только с коррупционными скандалами. Такими темпами Казахстан скоро будет ассоциироваться только с ними. В прошлом году скандал в Германии, в этом году во Франции, ранее был скандал в Австрии, причем везде фигурируют члены семьи президента. Такие факты позволяют делать вывод, что коррупция внутри элиты вышла на международный уровень. Вот именно за это президенту должно быть стыдно перед мировым сообществом, а не за протесты населения по земельному вопросу.
— По Астане ходят слухи о скорой смене МАСИМОВА. Как вы полагаете, кто будет следующим премьер-министром РК? Пришло ли время для отставки МАСИМОВА? Какое наследие оставит он?
— МАСИМОВ, к сожалению, ничего не создал нового — скорее, все разрушил, что до этого было сделано. Конечно, сделано было мало и не очень хорошо, но и это не удалось зафиксировать. Во всех сферах провалы, кругом коррупция, что на высшем уровне, так и в низовых структурах. Качество административного аппарата значительно снизилось в силу того, что система управления во всех сферах выстроена на противоречивых правилах и нормах — одно правило противоречит другому, в итоге ничего адекватно не функционирует.
Думаю, что Карим МАСИМОВ выступает ярким доказательством того, что премьер-министр должен не назначаться одним человеком, а избираться. Не желание и не симпатия одного человека должны быть критерием отбора. Соответственно, должен быть определенный отбор из претендентов, должны быть определенные критерии для тех политиков, которые будут претендовать на этот пост. Конечно, эта процедура сейчас нереальна, но нужно думать на перспективу. Мы же не будем вечно при системе, когда решает один человек. 27 лет прожили, думаю, что этого достаточно. Казахи всегда были свободолюбивым народом, который второго пожизненного президента и вообще президентства, скорее, уже не потерпит.
В связи с чем следует подумать о дальнейшей перспективе политического, экономического и социального развития, и непременно нужны свежие идеи по системе управления. Нынешнее положение дел в стране довольно ясно показывает слабые стороны, в том числе проблемы в системе разделения властей. Этой системы нет — соответственно, нет системы сдержек и противовесов. Как мы уже говорили, в идеале премьер-министр должен выбираться политическими партиями, которые прошли в парламент. В ближайшей перспективе это будет сложно реализовать по причине слабости партий. Значит, нужны другие механизмы для решения этого вопроса. Сейчас мне сложно что-либо конкретное предложить, но мы можем вернуться к этому вопросу чуть позже.
Если же вернуться к вашему вопросу об отставке Карима МАСИМОВА, то могу заметить, что его отставка мало что изменит в стране, в правительстве. От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
Ждать в корне серьезных перемен от нынешней власти не следует, это будут очередные пустые ожидания. Мы можем заняться более полезным делом, начать разрабатывать механизмы или модели, при которых общество будет включено как в процесс принятия решения, так и в процесс реализации. Когда ситуация созреет для реформ, у нас уже будут определенные наработки, которые лягут в основу преобразований. Нам нужно попытаться начать влиять на то, на что мы можем воздействовать. Не думаю, что сегодня мы можем оказать влияние на определение нового премьер-министра и отставку МАСИМОВА. Он давно, наверное, уже собрался и при малейшей возможности готов выехать за пределы страны и затеряться там.
— Правительство в Казахстане играет роль балласта — оно ничего не решает, не может принимать серьезных решений самостоятельно. Чем, по-вашему, должно заниматься правительство в реальности? Какие реформы проводить? И какую роль
оно должно играть?
— Правительство должно сейчас разрабатывать новую концепцию экономической политики, исходя из слабых сторон ныне действующей. Желательно бы эту программу представить на обсуждение общественности, и было бы замечательно, если бы у нас появились альтернативные программы. Но для этого нужны самостоятельные политики и профессионалы, у нас, к сожалению, в правительстве исполнители. Они привыкли только исполнять то, что решает президент. Соответственно, президент сейчас не даст такую команду, ведь у нас есть «100 шагов», куда же без них. В результате остается только заниматься имитацией бурной деятельности, латанием дыр и отвлечением внимания общественности на проблемы, которые никак не касаются насущных вопросов.
На мой взгляд, следует прекратить строить предприятия, которые угодны лишь отдельным личностям, получающим выгоды от реализации не дающих отдачи проектов. Это не решает ни экономические, ни социальные потребности общества, а только помогает разбогатеть близкому кругу. Следует также отказаться от масштабных и амбициозных проектов, которые тоже ничего не дают стране. Об этом мы уже говорили.
Нужны программы развития легкой и пищевой промышленности, различных сфер сельского хозяйства — животноводства, растениеводства и т.д. Конечно, я не экономист, но думаю, что Казахстану, возможно, не нужны большие производственные мощности. Скорее, нужно создавать компактные предприятия на местах, которые позволят удовлетворять потребности области, региона, района, села, с другой стороны — дадут работу местному населению. На мой взгляд, не нужны крупные монополисты, а нужен малый и средний бизнес, это позволит развить конкуренцию, повысить качество, и, если появится в дальнейшем перспектива, они сами объединятся и создадут нечто большее и выгодное. Нужно формировать прозрачные отношения вокруг бизнеса. Ведь не секрет, что наши бизнес-структуры довольно часто нарушают интересы клиентов, зарабатывая на этом неплохие деньги. Например, частные вузы, детские сады, клиники — качество предоставляемых услуг низкое, а цены запредельные. Поэтому общество совместно с бизнес-структурами могут обсудить эти правила сотрудничества.
Серьезные реформы нужны в социальной и политической сфере, культуре и нормах трудовых отношений и т.д., это очень большой пласт вопросов. Как сделать, чтобы уменьшить социальное неравенство? Как защитить социально уязвимые слои населения при получении доступа к образованию, к медицине? Мы можем об этом поговорить более подробно в следующем интервью. С удовольствием поделюсь своими предложениями и буду рада, если коллеги, специалисты в этой сфере, общество в целом подключатся к разговору. Вместе мы можем решить вопросы, которые волнуют всех или большинство.
— Обязательно поговорим. Спасибо за содержательную беседу!
Записала И. ЕРГАЙЫПКЫЗЫ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com