Товарооборот Казахстана и Франции зависит от цен на нефть
- Господин посол, как Вы лично могли бы охарактеризовать казахстанско-французские отношения?
- Наши двусторонние отношения находятся на высоком уровне и очень динамично развиваются. Это чрезвычайно разнообразные отношения, так как мы сотрудничаем во многих сферах… Сейчас мы еще развиваем отношения в области образования. У нас есть 30 соглашений между университетами, и они уже работают у вас, в Казахстане. Наши политические отношения тоже находятся на высоком уровне, о чем свидетельствуют взаимные визиты президентов наших стран.
- За годы независимости Казахстана общий объем инвестиций Франции в экономику нашей страны составил $12,4 млрд. Это — по официальным данным Казахстана. Какими данными по этому вопросу располагает французская сторона? В каких секторах экономики больше всего французских инвестиций?
- По статистике Казахстана мы — 5‑й инвестор в стране, а по нашей статистике — Казахстан 3‑й в списке стран по количеству инвестиций из нашей страны. Это в основном энергетическая сфера, но сейчас мы развиваем транспортную, агропромышленную и фармацевтическую отрасли вашей страны, ну и, конечно, услуги.
- Кризисные явления в мировой экономике каким-то образом отразились на торговле двух стран? Какой показатель взаимного товарооборота Казахстана и Франции был в 2015 году по сравнению с 2014 годом?
- В прошлом году, как ни странно, наш товарооборот увеличился. Кризис, конечно же, повлиял на экспорт Казахстана во Францию. И в 2014, и в 2015 году объем товаров, импортируемых Францией из Казахстана, был практически одинаковым. Но из-за некоторых событий в Казахстане, таких как падение цен на нефть и девальвация, общая сумма товарооборота снизилась, при том что объем не менялся. И последние 2 года эта сумма составляет около 4 млрд евро.
- Каков будет Ваш прогноз по взаимной торговле наших государств в текущем году и в дальнейшем?
- Как и у всех партнеров Казахстана, это все будет зависеть от цен на нефть. 90% всего, что мы покупаем в Казахстане, — это углеводороды, поэтому это зависит от цены на них. Мой прогноз на этот год: если цена на нефть будет держаться на отметке между $35—40, тогда у нас будет такой же результат, как и в прошлом году, то есть около 4 млрд евро.
- В импорте какой казахстанской продукции заинтересована сегодня Франция?
- Франция всегда импортировала и будет импортировать нефть и уран. Кроме того, мы импортируем титан, который используется в Airbus (европейская авиастроительная компания) и в машиностроении.
- Сколько французских компаний в настоящее время работают в Казахстане?
- В Казахстане работают 160 крупных французских компаний. Но если считать небольшие частные компании, то общее количество будет около 400. Более того, я хотел бы сообщить, что 14 апреля в Париже будет проведено мероприятие по привлечению французских компаний в Казахстан.
- Франция является одним из крупнейших в мире производителей вина. Пробовали ли Вы казахстанские вина, как Вы их оцениваете? Есть ли перспективы у казахстанских виноделов, например, на рынке Франции?
- Винная культура — это вообще сложная тема. Винная культура во Франции развивается в течение многих столетий, к примеру, «Бордо» существует уже более 700 лет. Я пробовал одно из казахстанских вин, оно очень вкусное. Но каждое вино — это культура того места, где оно производится. Вообще, я бы отметил такую тенденцию — во всем мире люди все больше начинают пить вина вместо пива, к примеру, в Германии и Дании. Учитывая это, я бы сказал, что у казахстанских виноделов очень хорошее будущее.
- Я слышал, что во Франции, как и в Казахстане, употребляют в пищу конину. Не заинтересована ли Франция в импорте этого продукта?
- Да, вы действительно правы. Но дело в том, что французы вообще едят очень мало мяса, так что, я думаю, в импорте мы вряд ли будем нуждаться.
- Что привлекает французских туристов в Казахстан, что вызывает у них живой интерес?
- Французы, приезжающие в Казахстан, поражаются разнообразию. Здесь есть и степь, и горы, и озера, то есть все природное разнообразие. Также очень популярен город Туркестан, многие не знают, что существуют такие города. Ну и, конечно же, Чарынский каньон.
- Сократилось ли число казахстанских туристов во Франции в связи с недавними трагическими событиями в вашей стране? Предполагается ли введение каких-либо ограничений на посещение Франции туристами из Казахстана?
- Нет, никаких мер по ограничению не предполагается. Конечно, сразу после террористических атак на Париж число туристов из Казахстана снизилось. Но сейчас ситуация стабилизировалась: и страна, и город в полной безопасности, и я призываю казахстанцев посетить нашу страну.
В 2015 году число туристов из Казахстана во Францию увеличилось на 7% в сравнении с 2014 годом. В этом же году 15 тыс. казахстанцев получили визы во Францию. Совсем скоро у вас будет международная выставка EXPO-2017, на которой ожидается 350 тысяч иностранных туристов, и мы хотим, чтобы 10% из них были граждане Франции.
- Какие проекты в сфере культуры и образования планирует реализовать французская сторона в Казахстане в 2016 году?
- Мы организуем в этом году много мероприятий, включающих в себя танцевальные проекты, музыкальные, таких как вечера джаза во время фестиваля франкофонии. Также в июне у нас планируется мероприятие, связанное с 50-летним юбилеем визита Шарля де Голля на Байконур.
- В заключение хотелось бы узнать, как обстоит ситуация с изучением французского языка в Казахстане.
- Знаете, в Казахстане французскому языку в основном обучаются школьники и студенты. На сегодняшний день в Казахстане почти 500 тыс. человек изучают французский и, более того, у нас есть планы открыть школы преподавания языка в каждой из областей Казахстана.
- Благодарим Вас за интервью!
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА