Недавно мы рассказали читателям историю о том, как юрист Елена Тищенко, находясь под арестом в российской тюрьме, дала «показания», которым, похоже, суждено сыграть ключевую роль в уголовном деле, открытом финансовой полицией против оппонентов режима Назарбаева и независимых журналистов.
В распоряжении редакции имеются два документа, из которых ясно видно, во-первых, кто и как оказывал давление на женщину и, во-вторых, что конкретно и в отношении кого она показала. Но прежде чем мы расскажем более подробно о их содержании, напомним тем, кто не читал нашу предыдущую статью, фабулу этого дела.
Гражданка Украины юрист Елена (Oлена) Тищенко была задержана в Москве 30 августа 2013 года и изолирована в печально известном в Москве следственном изоляторе «Печатники». Следователем же по ее делу был назначен небезызвестный Будило Н.Н., один из тех, кто вел дело погибшего в тюрьме юриста Сергея Магницкого.
Арест Тищенко был произведен на основании показаний представителей «БТА Банка». Законных оснований для задержания Елены у российских следователей не было, но было сильное желание БТА, которому она мешала как юрист.
Активность российских силовиков в отношении Тищенко объясняется тем, что их особо попросили об этом казахстанские коллеги. Дело в том, что с начала 2013 года Елена Тищенко и ее юридическая фирма в Москве предоставляли юридические услуги компаниям, судившимся с «БТА Банком» на территории России. То есть госпожа Тищенко много знала из того, что сильно интересовало Акорду. Нельзя забывать, что «БТА Банк» — это инструмент казахстанского режима, поэтому сотрудничество с ним — это прямое сотрудничество с властями Казахстана.
С помощью российских силовиков казахстанские власти достаточно быстро смогли заставить Елену Тищенко сотрудничать с ними. Почему она согласилась на это, понятно: не каждый мужчина может выстоять в таких условиях, не говоря уже про женщину, насильно и грубо перемещенную из пятизвездочного гостиничного номера в камеру СИЗО со всеми его «удобствами», ужасами и кошмарами.
10 октября 2013 года Елена Тищенко сделала обращение к генеральному прокурору РК Даулбаеву А.К.. Судя по дате, писала она его в российском следственном изоляторе. Мы приведем полный текст этого письма, сохранив правописание и пунктуацию автора, но, возможно, с небольшими неточностями, так как заявление было написано от руки и не всегда разборчиво.
“Генеральному Прокурору Республики Казахстан
Даулбаеву А.К.
От Тищенко Елены
10.10.2013
Глубокоуважаемый Асхат Кайзуллаевич!
Я, Елена Тищенко, обращаюсь к Вам с просьбой содействовать моему освобождению из-под стражи в России и снятию с меня обвинений по соучастию в мошеннических действиях гражданина Республики Казахстан М.Аблязова.
Я прошу Вас, Асхат Кайзуллаевич, помочь мне, матери 4‑х маленьких дочек, младшей из которых всего 2 года, воссоединиться с семьёй.
Я уверяю Вас, что очень раскаиваюсь в том, что поддерживала контакты с М.Аблязовым и сделаю всё возможное, чтобы помочь следственным органам Республики Казахстан в отношении установления истины по уголовным делам и другим процессам, инициированными БТА Банком в отношении указанного лица.
Как юрист, я могу оказать деятельное содействие Банку в возврате активов, приобретённых на средства Банка в период до его национализации.
Очень прошу Вас принять во внимание моё искреннее желание содействовать БТА Банку и правоохранительным органам Республики Казахстан и помочь мне восстановить мою репутацию и мою семью.
По фактам взаимодействия с М.Аблязовым могу пояснить следующее:
Мое знакомство с ним состоялось в 2011 году, так как мой супруг, Сергей Тищенко, имел намерение выкупить российский порт Витино, акционером которого являлся Аблязов.
Суть контракта и проблем с «БТА Банком» в связи с его деятельностью, нами известна не была и, естественно, как стало понятно поздже, им тщательно скрывалась.
Моим супругом, вместе с партнёрами, ещё в конце 2010 года были приобретены права требования к Холдинговой компании российского порта Витино.
В результате в 2012 году обе компании, участвующие в сделках (названия компаний неразборчиво), были включены английским судом в Перечень замороженных активов по иску БТА Банка к М.Аблязову как якобы принадлежащие М.Аблязову.
Я как юрист начала заниматься обжалованием указанного Приказа. В процессе мне стали известны факты игнорирования внутреннего законодательства Республики Кипр и России со стороны английских ресиверов и юристов Банка. Это, скорее всего, вызвано желанием английских юристов максимально увеличить своё участие в поисках со стороны Банка, минуя внутренние органы и процедуры других стран.
В результате юристы получают значительное вознаграждение, при этом не учитывая интересы Банка.
Также мне стали известны факты злоупотреблений по порту Витино со стороны менеджеров Банка.
Одновременно в конце 2012 года меня просили оказать консультативную помощь судебным процессам с участием ресиверов России.
Однако моё намерение использовать полученную информацию с целью защиты компании супруга и других и стало видимо причиной активного противодействия со стороны юристов Банка Хоган Ловерс, а также его топ-менеджеров.
Я признаю, что сейчас раскаиваюсь в том, что консультировала российские компании, кредитовавшиеся в БТА Банке в период руководства М.Аблязова с многочисленными нарушениями. Однако я не совершала преступных действий и готова предоставить всю имеющуюся у меня информацию по деятельности руководства и акционеров этих компаний, чтобы помочь следствию.
Ещё раз прошу Вас, глубокоуважаемый Асхат Кайзуллаевич, принять во внимание то, что я оказалась вовлечена в ряд процессов без желания нанести вред Республики Казахстан и казахстанским юридическим лицам. Готова оказать любое содействие правоохранительным органам Республики Казахстан и прошу Вас способствовать направлению в адрес Генеральной Прокуратуры для подтверждения, что претензий ко мне лично у Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан и БТА Банка нет.
Подтверждаю готовность сотрудничества и прошу Вашего личного содействия моему воссоединению с детьми.
Как матери, мне очень тяжело без моих дочерей.
С глубоким уважением
Елена Тищенко”.
Сразу обратим внимание читателей — письмо написано на имя генерального прокурора Казахстана — не России. Хотя официально она задержана на территории Российской Федерации, привлекли ее в качества обвиняемой по российскому уголовному делу, и ее делом якобы занимались российские следователи. На самом деле, как мы видим, последние — фигуры абсолютно не самостоятельные. Их используют казахские коллеги исключительно для прикрытия. Иначе зачем бы задержанной Тищенко апеллировать к правоохранительным органам другой страны?
Но это еще не все. Хотим обратить внимание читателей на ряд других важных обстоятельств.
Во-первых, Елена Тищенко просит генпрокурора РК содействовать ее освобождению из-под стражи в России и снятию с нее обвинений по соучастию в мошеннических действиях гражданина РК Аблязова М.К. Судя по дальнейшим событиям, мольба Тищенко из российского СИЗО не просто дошла до Даулбаева, но и была полностью удовлетворена. Елена была отпущена на свободу перед Новым годом, и «БТА Банк» отозвал все претензии в отношении нее. Сразу после ее выхода на свободу она прилетела в Астану давать «показания». И теперь она частенько прилетает в Астану из Лондона по вызову комитетчиков и финполицейских, чтобы дать все новые и новые «показания».
Во-вторых, Тищенко обвинила в своих проблемах и бедах британских юристов из компании Hogan Lovells. Более того, она заявила, что они злоупотребляют доверием поручителя, причем делают это сознательно. Например, они игнорируют внутреннее законодательство Республики Кипр и Российской Федерации с целью затягивания юридического процесса, а значит, и увеличения времени своей работы на «БТА Банк» и, соответственно, размеров оплаты своих услуг.
В‑третьих, Елена Тищенко выразила готовность передать «БТА Банку» и казахстанским силовикам всю информацию по российским проектам, подконтрольным Аблязову М.К. Что означает, что казахстанские власти в лице «БТА Банк» смогут что-то отобрать у Аблязова в России. Хотя это не факт. Дело в том, что к процессу расхищения активов давно подключилось множество российских структур — как государственных, так и частных, но это тема для отдельной публикации.
Но самое интересное в случившемся не то, что Елена Тищенко рассказала все, что знала, а то, что она пошла дальше, согласившись лжесвидетельствовать. То есть она дала возможность сотрудникам Комитета национальной безопасности Казахстана сделать юридически легитимным большой объем информации, полученной ими оперативным путем — от сексотов и в результате перехвата телефонных, скайп-разговоров и электронной почты.
Значительную часть показаний Тищенко составила специально придуманная ложь, которая дала возможность возбудить новые уголовные дела против политического диссидента Мухтара Аблязова и других казахстанцев, скрывающихся за рубежом и преследуемых Акордой, а также целого ряда активистов гражданского общества по обвинению в экстремизме, терроризме и отмывании денежных средств, якобы полученных преступным путем.
Показания Тищенко уже активно используются казахстанскими силовиками. Например, благодаря ее «показаниям» фактически прекратили свое существование продюсерские центры «Ракурс» и «Панорама». Власти решили, что эти компании готовят видеосюжеты для оппозиционного канала «16÷12».
Финансовая полиция провела в их офисе обыск, конфисковала их оборудование и арестовала счета. Оснований для данных действий продюсерским центрам не было представлено. Компании подали жалобу в суд на действие представителей финпола. Но неожиданно в постановлении суда от 29 января 2014 года, где судья Медеуского районного суда города Алматы Абдыкалыков Д.К., прежде чем отказать в удовлетворении жалоб директоров ТОО продюсерских центров «Ракурс» и «Панорама», сослался на показания Елены Тищенко.
Процитируем эту часть документа: «Кроме того, факт финансирования ТОО «ПЦ «Панорама», ТОО «ПЦ «Ракурс» денежными средствами добытых незаконным путем Аблязовым М.К. через российские фирмы ООО «Руна ТВ», ООО «Студия на Покровке» подтверждаются показаниями свидетеля Т. (том № 2, л.д. 32—36), которая являлась юристом и доверенным лицом Аблязова М.К.».
Свидетель Т. как раз и есть Елена Тищенко.
Интересно, что ТОО «ПЦ «Ракурс» было создано только в октябре 2013 года, когда Елена находилась под арестом в России. Каким образом Тищенко могла давать показания в отношении компании, которая даже не существовала до ее ареста?
В завершение заметим, что на этом история Елены Тищенко далеко не закончена. Наговорила-то она на целых четыре тома. И поскольку в Казахстане охота на ведьм в самом разгаре, впереди нас ждет множество чудных открытий…
..Ниже читатели могут прочитать скан письма Елены Тищенко к Даулбаеву.