Похоже, только с оружием в руках – к такому парадоксальному выводу пришла газета «Ассанди-Таймс» после анализа событий в поселке Кульсары Атырауской области, где в результате спецоперации были убиты пять террористов и еще один тяжело ранен.
В Казахстане растет число людей, не просто выступающих против пвласти, но делающих это внесистемно, считает казахстанское издание в политобзоре, опубликованном в номере от 20 сентября, и в качестве примера рассказывает историю, почему-то не получившую широкого освещения в казахстанской прессе.
По данным Генпрокуратуры, все началось 5 сентября, когда 21‑летний Нурлыбек Сакауов погиб в Атырау, подорвавшись при изготовлении самодельного взрывного устройства. В ходе расследования этого дела спецслужбы вышли на подельников погибшего и установили их местонахождение. В поселке Кульсары был введен особый правовой режим, проведена эвакуация жителей и выставлено оцепление.Однако террористы, точнее лица, которых так обозначили наши спецслужбы, открыли огонь из огнестрельного оружия и подорвали несколько взрывных устройств. В итоге пять трупов и двое раненых, поскольку кроме подозреваемого в терроризме был ранен и сотрудник правоохранительных структур.
Очень похоже, что «мирный» перерыв, случившийся после вспышки террористической и псевдотеррористической активности в 2011—2012 годах, закончился, делает вывод автор статьи Мухамеджан Адилов. По его мнению, эти опасения усилились после того, как стало известно о задержании в Кыргызстане группы исламских боевиков, готовивших террористические акты против участников встречи государств — членов ШОС на высшем уровне. Среди задержанных, напомним, оказался гражданин Казахстана Сергей Лескевич, который ранее воевал на стороне оппозиции в Сирии.
Таким образом, теперь налицо два крупных источника, откуда в нашу страну могут начать прибывать в большом количестве радикально настроенные исламисты, — Афганистан и Сирия. И появление их, вооруженных опытом ведения боевых действий и накачанных радикально-экстремистскими догмами, это только вопрос времени.
Впрочем и «без боевиков в Казахстане достаточно людей, которые готовы не просто отстаивать свои идеи, но делать это с оружием в руках», считает газета «Ассанди-Таймс», и теперь «только вопрос времени, когда эти люди превратятся из фактора, беспокоящего Акорду, в проблему национального масштаба».
В качестве примера издание привело еще одну историю.
Нурмахана Орынбасарова арестовали в 2009 году и позднее приговорили к 15 годам лишения свободы. Между тем начало его биографии ничем не отличалось от казахстанской нормы — в 2000 году он стал помощником районного прокурора в Акмолинской области, а в 2006 году переехал в Астану, где был назначен завотделом Министерства образования и науки РК, занимавшимся религиозными учебными заведениями.
Однако в 2008 году Орынбасаров отрекся от светского образа жизни. Причем не только стал жить сам и заставил жить свою семью по правилам шариата, но и порвал на этой почве свои взаимоотношения с отцом. Более того, когда тот попытался убедить младшего брата Арыстана вернуться домой, Орынбасаров выстрелил в отца из пистолета. В итоге Орынбасаров собрал жамагат (общину) и стал ее амиром.
Согласно материалам следствия, эта группа попала в поле зрения правоохранительных органов в конце 2008 года, когда был арестован военнослужащий одной из шымкентских частей, пытавшийся купить два пистолета. На допросе он заявил, что оружие приобретал по поручению Орынбасарова. Участники группировки были арестованы в апреле 2009 года. При обыске было изъято 6 автоматов, 200 патронов, полицейская форма, радиостанция, поддельные документы и много экстремистской литературы.
«Согласитесь, что эти люди сильно отличаются от активистов демократической оппозиции, а Нурмахан Орынбасаров от Владимира Козлова, посаженного Акордой за решетку на семь с половиной лет только за то, что помог забастовщикам в городе Жанаозен», — резюмирует «Ассанди-Таймс».
Читать оригинал статьи: