Поездка в Саудовскую Аравию стала первым визитом нового президента США за рубеж после избрания его на пост главы государства. Причем выбор страны для первого международного визита был весьма нетипичен — предыдущие американские лидеры традиционно в первую очередь отправлялись в Канаду или Мексику. Впрочем, что делать Трампу в Мексике, от которой он решил отгородиться стеной? Поэтому выбор страны наблюдатели объяснили довольно просто – Трампу необходим был визит в лояльный регион, где его бы ждал несомненный успех, поскольку внутри страны его положение весьма незавидное.
В Саудовскую Аравию Дональд Трамп прилетел 20 мая, где его встретили весьма торжественно. Он даже станцевал традиционный танец арда с мечами вместе с королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азиз Аль Саудом, с которым позже они провели переговоры.
[embedded content]
Как пишут СМИ, Эр-Рияд и Вашингтон заключили масштабную оружейную сделку, которая предусматривает приобретение вооружений на сумму 110 миллиардов долларов. Артиллерийские установки, ракеты, бомбы, 150 вертолетов Black Hawk, комплексы противоракетной обороны Patriot и THAAD, новейшие американские танки, боевые корабли прибрежной зоны — все это заказы для американских корпораций.
«Президент только что завершил в Саудовской Аравии заключение крупнейшей сделки по поставке вооружения за всю историю США. Он согласовал поставку вооружений за 109,7 миллиардов долларов», — сообщил пресс-секретарь Белого дома, добавив, что это «прекрасная новость для американских компаний и американских работников».
По данным Reuters, сделка, призванная укрепить возможность противодействия Ирану, предусматривает возможность расширения до 350 миллиардов долларов на протяжении последующих 10 лет. В свою очередь госсекретарь США Рекс Тиллерсон считает, что крупное соглашение о поставках американского вооружения в Саудовскую Аравию позволит этой стране в меньшей степени зависеть от военной поддержки США.
СМИ обратили внимание на присутствие в делегации Трампа его зятя, занимающего по совместительству пост старшего советника президента. Джаред Кушнер был активно задействован в переговорах по поставкам противоракетных установок THAAD. По информации The New York Times, именно он убедил производителя предоставить Эр-Рияду льготную цену.
Родственные связи Трампа оказались весьма кстати и при заключении еще одного контракта. Сумму в100 миллионов долларов от правительств Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов получит фонд, занимающийся поддержкой женщин-бизнесменов в ближневосточных государствах. Месяцем ранее с инициативой об основании этого фонда выступила дочь американского президента Иванка Трамп.
Кстати, подписание оружейной сделки между США и Саудовской Аравией вызвало протесты в Йемене, которые прошли под девизом «Нет американскому терроризму». Дело в том, что, заключив сделку с саудитами, Трамп разморозил оружейную торговлю с Саудовской Аравией. Между тем, как напоминает The New York Times, все контракты на продажу Эр-Рияду высокоточных установок были приостановлены Бараком Обамой, чтобы исключить их применение против гражданского населения Йемена.
По мнению программного директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева, которое эксперт высказал в беседе с РБК, отменить мораторий Трамп решил ввиду неоспоримых плюсов тесного партнерства с Эр-Риядом: это и ключевой поставщик нефти на американский рынок, и богатейший покупатель оружия, и союзник, занимающий крайне выгодное расположение в зоне стратегических интересов Вашингтона.
В свою очередь эксперт РСМД Максим Сучков полагает, что визит Дональда Трампа в комплексе следует рассматривать как сигнал о восстановлении доверия с основными союзниками на Ближнем Востоке – Эр-Риядом и Тель-Авивом, отношения с которыми были несколько испорчены во время правления Барака Обамы.
Что касается саммита «США- исламский мир», который прошел в Эр-Рияде 22 мая, то выступая на нем, американский лидер призвал арабские страны сплотиться против Ирана и изолировать страну, пока та не преследует мирные цели.
«Иран поставляет оружие и тренирует боевиков, которые распространяют разрушение и хаос. Иранский режим несет ответственность за нестабильность, с которой столкнулся регион: в Ливане, Ираке, Йемене и, очевидно, в Сирии», — процитировало президента США ТАСС.
По мнению Трампа, режим Башара Асада в Сирии «совершил немыслимые преступления» при поддержке Ирана, поэтому он призвал «ответственные страны» работать вместе, чтобы положить конец кризису в этой республике.
Как мы отметили выше, в саммите приняли участие и президенты стран центральноазиатского региона (Казахстана, Таджикистана, Узбекистана) – Нурсултан Назарбаев, Эмомали Рахмон, Шавкат Мирзиеев, а также глава Азербайджана Ильхам Алиев. К сожалению, подробностей их участия в саммите почти нет, зато есть очень интересные фотографии.
Например, Нурсултану Назарбаеву на полях этого форума удалось пообщаться с Дональдом Трампом и даже с ним сфотографироваться. Как сообщает пресс-служба президента Казахстана, в ходе его кратких переговоров с Трампом «были обсуждены основные направления двустороннего взаимодействия, включая перспективы углубления связей в торгово-экономической, политической и культурно-гуманитарной сферах. Президенты двух стран также обменялись мнениями по ряду вопросов международной повестки дня».
Еще одно, можно сказать, историческое фото — с Государственным секретарем США Рексом Тиллерсоном. (На снимке, кстати, засветился также и председатель Комитета национальной безопасности РК Карим Масимов — тоже фотографирует).
Напомним, что Рекс Тиллерсон прекрасно ориентируется во внутренних реалиях Казахстана. В свое время он возглавлял нефтяную компанию ExxonMobil, уже более двадцати лет работающую на рынке республики и засветившуюся в международном коррупционном скандале, известном на Западе как «Казахгейт».
Пообщался президент Казахстана и с коллегами из Узбекистана и Таджикистана.
И еще одно фото, обратившее на себя внимание экспертов. На нем запечатлены сидящие рядышком Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиеев.
Президенты Таджикистана и Узбекистана впервые встретились в Эр-Рияде. И, похоже, после кончины в сентябре прошлого года первого президента Узбекистана и с приходом к власти Шавката Мирзиеева таджикско-узбекские отношения заметно потеплели.
Возвращаясь к саммиту, отметим, что главной темой (и целью) саммита, видимо, следует считать заявления Трампа в отношении Ирана. По мнению востоковеда Елены Супониной (в интервью Би-Би-Си), «судя по резкости заявлений Дональда Трампа, Америка не будет разворачиваться к Ирану так, как это виделось три года назад при Бараке Обаме, а наоборот, произойдет ужесточение политики в отношении этой страны».
Елена Супонина напоминает, что предыдущая американская администрация работала в другом русле: «Да, она допустила немало ошибок на Ближнем Востоке, ее есть за что критиковать — хотя бы за то, что Обама резко отвернулся от давних союзников — Саудовской Аравии и Израиля. Однако на иранском направлении Обама действовал правильно, что и позволило заключить соглашение по иранской ядерной программе летом 2015 года».
В аналитических разработках американских политологов последних лет, отмечает политолог, говорится о том, что Америке надо разворачиваться к Ирану лицом, что необходим новый «Рейкьявик» в отношениях между Тегераном и Вашингтоном, как это было в середине 80‑х между Рейганом и Горбачевым, с целью если не полного восстановления отношений между двумя странами, то хотя бы снижения напряжённости. Но то, что сейчас делает и говорит Трамп, это, по ее мнению, свидетельство движения в обратном направлении.
«Нынешняя позиция Дональда Трампа указывает на то, что клин между Тегераном и Риядом, который и до этого был вбит глубоко, будет вбиваться и дальше. А это тревожно, потому что, помимо тупика в решении конфликтов в Йемене и Сирии, это чревато прямым столкновением между Саудовской Аравией и Ираном», — считает Елена Супонина. По ее мнению, это вопрос будущего региона, и вопрос того, будет ли там большая война.