Выступление на свадьбе внука президента Казахстана обернулось для американского рэпера Канье Уэста грандиозным скандалом на родине. Известному рэперу поставили в вину и сам факт выступления, и полученный за него гонорар в три миллиона долларов.
«Казахстан в смысле прав человека — это самый настоящий пустырь», — заявил глава Human Rights Foundation Тор Халворсен. Его слова процитировала Associated Press, после чего на Западе, пожалуй, не осталось ни одного интернет-ресурса, который бы не перепечатал это заявление.
«Политический режим в стране уничтожает свободу слова и собраний. Человек, подобный Канье Уэсту, который живет за счет того, что делится своими взглядами, оказался бы в тюрьме, живи он при Назарбаеве. Жестокость этого диктатора распространяется и на похищение семей диссидентов. Он также способен злоупотреблять судебными системами в разных странах ради преследования своих оппонентов», — эти слова господина Халворссена приводятся в официальном заявлении Human Rights Foundation.
Human Rights Foundation напомнил, что Freedom House классифицирует Казахстан как «несвободную» страну, в том числе для прессы, из-за войны, которая была объявлена против оппозиции и независимых СМИ после событий в Жанаозене в декабре 2011 года.
Припомнил он и то, каким образом власти Казахстана пытаются обелить себя в глазах мировой общественности: правительство использует лоббистов и PR-фирмы для полировки международного имиджа Казахстана, затрачивая миллионы. Например, за «консультационные услуги» бывшего британского премьер-министра Тони Блэра Акорда заплатила более 20 миллионов долларов в год и стала в этом плане просто чемпионом.
«Миллионы долларов, заплаченные Канье Уэсту, были украдены из казахстанской казны, — заявил по поводу выступления Уэста председатель Фонда по правам человека Гарри Каспаров. — Он (Уэст — ред.) поддерживал многочисленные благотворительные организации в течение своей карьеры. Некоторые из них были ориентированы на работу в области прав человека. Тем не менее он выступил перед убийцей и его бандой. Последует ли он по пути Дженнифер Лопес? Сделает ли он вид, что не замечает ужасов, творимых с самым угнетенным народом в мире? Люди сами должны решить, является ли он ответственным за свои действия».
На момент подписания номера в печать реакция рэпера на обвинения в его адрес была неизвестна. Но вряд ли она будет сильно отличаться от общей позиции зарубежных звезд, той же Дженнифер Лопес, которая отмела критику в свой адрес за выступление на дне рождения президента Туркменистана банальным — о нарушении прав человека в этой стране она «не знала».
Действительно, смысл выяснять, куда зовут выступать, если за выступление платят миллионы «зеленых»? На нашей памяти только одна звезда мировой величины позволила себе быть выше корысти — певец Стинг в 2011 году отказался от участия в концерте в День Астаны.
Впрочем, Стингу, возможно, просто повезло (не подвергся критике со стороны правозащитников) или не повезло (не получил миллионный гонорар), потому что о его выступлении общественность знала заранее. И правозащитники успели предупредить его, что не стоит портить себе репутацию, выступая в стране, где плюют на права рабочих (забастовка нефтяников в это время была в разгаре), журналистов и не только.
За день до выступления на официальном сайте певца появилось заявление, где отмечалось: «Amnesty International оповестила Стинга о ситуации в Казахстане, связанной с репрессиями и подавлением протеста нефтяников и профсоюзных лидеров». Учитывая ухудшение положения казахстанских рабочих, Стинг уверен, что его выступление будет интерпретировано как «одобрение политики президентской администрации». Но главное — перечеркнет принципы, которых певец придерживался, поддерживая борьбу за права человека.
В результате Стинг принял решение не принимать участия в фестивале в День Астаны. «Казахские нефтяники и их семьи нуждаются в нашей поддержке и внимании международных СМИ в надежде на позитивные изменения», — заявил тогда Стинг.
Кстати, это заявление вызвало скандал уже в Казахстане. Поклонники звезды были весьма расстроены его отказом приехать. То есть концерт-то был публичным, его могли посетить тысячи поклонников. В отличие от закрытой вечеринки для избранных, на которой выступил Уэст, заработав баснословную сумму в три миллиона долларов.
Читать оригинал статьи: