В Баянауле под строительство местного филиала «Нур Отана» выделили территорию единственной в районном центре детской площадки. Землю для административного здания застройщик получил без аукциона. Нарушением земельного законодательства районные чиновники это не считают, заявляя, что партия «Нур Отан» – государственное учреждение.
Партийное строительство в Павлодарской области в полном разгаре. По традиции отстраивается и расширяется только одна партия — «Нур Отан». Опять же по традиции — обустраивается она не за свои средства, а за счет государства и богатых спонсоров.
Партийный офис вместо качелей
В Баянауле уже совсем скоро партия власти получит в подарок новый офис. Построил его местный предприниматель Урал Сартаев на некие спонсорские пожертвования (якобы на партийные нужды 10 млн тенге перечислил ПНХЗ). Однако примечательна не столько доброта крупного и мелкого бизнеса, сколько «отзывчивость» районных чиновников, щедро выделивших своей любимой партии участок примерно в 700 квадратных метров в самом центре Баянаула — на улице Сатпаева — на месте детской игровой площадки.
Мало того, что партийный офис для чиновников оказался важнее детских качелей и каруселей. «Пикантность» ситуации еще и в том, что землю частному застройщику предоставили постановлением акимата без аукциона.
Подобная бесцеремонность властей возмутила некоторых баянаульцев. Местная жительница Рузия Кусаинова уверяет, что детская площадка была внесена в генеральный план развития районного центра, поэтому никогда ранее речи о ее приватизации не велось.
- Если бы по генплану имелось свободное место для строительства, то его бы уже давно приватизировали, — считает женщина. — Тем более что земля для коммерческих нужд должна выставляться на аукцион. Многие бы захотели приобрести такой хороший участок в самом центре села. И тут вдруг втихаря руководство акимата без торгов выделяет бизнесмену часть детской площадки для того, чтобы тот построил офис и подарил его партийному филиалу.
Рузия Кусаинова слышала, что в генплан тайком от жителей внесли изменения, и эту территорию объявили пустырем.
- Просто потому, что акиму района, возглавляющему местный филиал «Нур Отана», захотелось иметь партийный офис в самом центре. Как будто им другого места не нашлось, — разводит она руками. — У нас в селе для детей нет ничего, это единственное место для них. Такое поведение местных чиновников и руководства партии «Нур Отан», на мой взгляд, недостойно и дискредитирует политику президента.
Два в одном флаконе
Между тем мнение общественности районные власти никак не волнует. Начальник отдела земельных отношений Баянаульского района Кайрат Тусупжанов ничего предосудительного в передаче земли через частного предпринимателя партии власти не видит. Потому что «Нур Отан» и государство для него — одно и то же.
- «Нур Отан» это госучреждение (!), и поскольку у Сартаева был договор-намерение о строительстве административного здания для партии, мы выделили ему землю без аукциона. К тому же все строительство ведется через спонсоров, бюджетных денег там нет, — искренне и без задней мысли пояснил Кайрат Карипбекович по телефону. — Прежде чем предоставить земельный участок, мы этот вопрос рассматривали. Детской площадки там никогда не было. Раньше в этом месте находилась пекарня, а когда ее снесли в 2000‑х годах, то временно организовали детскую игровую площадку, чтобы участок не пустовал. Но в генплане Баянаула ее нет.
- Я правильно понимаю, что любой желающий мог обратиться с заявлением о выделении данного участка и ему бы землю выделили? — не удержался я от наводящего вопроса.
- Нет, что вы, любой не получил бы. Это только для «Нур Отана», — охотно поправил меня районный чиновник.
- Но почему вы считаете, что партия «Нур Отан» — это госучреждение? Партий же в стране много.
- Мы исходим из того, что у нас все нуротановцы.
- И вы тоже?
- Да.
Вот так легко и просто районный чиновник раскрыл правду, которую более высокие начальники стыдливо скрывают: партия власти срослась с государством.
Жительница Баянаула Рузия Кусаинова написала письмо депутатам раймаслихата, а те в свою очередь обратились в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку приватизационной сделке. Надзорный орган вот уже месяц в раздумьях, а без прокурорских пояснений депутаты отвечать женщине не рискуют.
Молчание прокуроров и маслихата, судя по всему, вызвано полной растерянностью. Дело в том, что земельное законодательство в этом плане достаточно четкое. Статья 43, п. 8, Земельного кодекса РК говорит, что земельные участки и право аренды на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, выставляются для продажи на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением тех случаев, которые отражены в статье 48 данного кодекса. И ни под одно из вышеперечисленных условий офис районного филиала «Нур Отана» не подпадает.
Подарки самим себе
Владелец автозаправок и кафе Урал Сартаев о своей стройке говорит неохотно. Желание приватизировать земельный участок, возвести офис и подарить его «Нур Отану» он объяснил собственной прихотью.
- Мне выделили землю. По аукциону или нет, меня это не касается. Построил офис, он будет частной собственностью «Нур Отана». За деньги или бесплатно я построил, это мои проблемы, — заявил щедрый друг партии власти. — Мне же никто не запрещает построить здание и подарить его.
На предположение о том, что для благотворительности в Баянауле можно найти более достойное применение, застройщик отреагировал эмоционально. По его словам выходило, что помогает он многим: больным детям, старикам, малоимущим. А еще построил за свои деньги мечеть. Теперь настала пора помогать «Нур Отану». Про свою партийную принадлежность Урал Сартаев рассказывать не захотел и все вопросы относительно сомнительных подарков чиновников самим себе за счет государства переадресовал руководству облфилиала партии.
Сам того не ведая, сельский предприниматель подвел наш короткий спор к единственно возможному объяснению. Областные партийные бонзы и сами не дураки красиво пожить за чужой счет, о чем красноречиво говорит история с получением резиденции для регионального филиала НДП «Нур Отан».
Солидное двухэтажное здание площадью 1526 квадратных метров в Павлодаре по улице Кривенко, 25 «А», когда-то находилось в коммунальной собственности. Представительство президентской партии въехало в него семь лет назад. Какое-то время нуротановцы сидели в офисе совершенно бесплатно на правах арендаторов, а в 2007 году он оказался в их собственности.
Приватизация прошла сложную многоходовку: сначала здание по балансовой стоимости в 40 млн тенге (при его рыночной цене минимум 250 млн) передали в ТОО «Павлодарлифт», учредителем которого являлся акимат города Павлодара. После чего недвижимость попала в частное ТОО «Аксар-Павлодар», и уже оно подарило ее «Нур Отану».
Так что спрашивать областных нуротановских функционеров, на каком основании их баянаульские коллеги путают государственную собственность с партийной, нет никакого смысла. Яблоко от яблони недалеко падает.
Источник: Газета «Ассанди-Таймс» от 13 сентября 2013 года
Читать оригинал статьи: