Сайт NK News раскрыл подробности северокорейской кастовой системы, так называемой сонбун. Детальные данные автор публикации Федор Тертицкий получил от “друга, который работал в северокорейской полиции и хорошо знаком с документами, имеющими отношение к сонбун”
Социальная классификация северокорейского общества была проведена в конце 1950‑х при Ким Ир Сене. Общество “разделено на пять групп, от наилучшей к наихудшей: особая, ядро, базовая, проблемная и враждебная. В предыдущих исследованиях, как правило, упоминались лишь три слоя, поскольку об особом классе большинству было неизвестно, а проблемный класс был введен лишь в 2000‑х”, говорится в материале, перевод которого дала InoPressa.
От того, в какую категорию попадает человек, зависит, “имеет ли он право жить в столице или определенных городах, где он будет трудоустроен и какое образование сможет получить”. В частности, чтобы попасть в секретную полицию, нужно, чтобы хороший сонбун был не только у кандидата, но и у всех его “родственников до шестого колена”, утверждает Тертицкий.
Он пишет: “Ядро — это стандартная группа. Особая встречается очень редко и служит дополнительным статусным преимуществом. Принадлежность к базовой группе (также известной как колеблющаяся), напротив, может стать поводом для некоторой дискриминации. Люди, которых считают проблемными и тем более враждебными, сталкиваются с серьезными ущемлениями. Кровные родственники семьи Кимов, возможно, исключены из этой системы”. Сведения о принадлежности человека к той или иной страте хранятся в четырех разных инстанциях.
Первым критерием причисления гражданина к той или иной группе служит “деятельность и статус предков человека по отцу в период колониальной зависимости от Японии… Они сражались заодно с Ким Ир Сеном и впоследствии сохранили близость к Великому вождю? Примите поздравления, родословный сонбун у вас лучше не бывает. А может, они работали служащими колониальной администрации или, того хуже, состояли в какой-либо фракции движения за независимость, которое впоследствии проявило враждебность по отношению к Киму? Что ж, тогда ваш родословный сонбун очень плох, и никакого значимого положения в обществе вы не добьетесь”.
Второй критерий — “социальный сонбун” — зависит от рода занятий человека (рабочий, крестьянин, военный, учитель, полицейский). На вершине этой иерархии — члены Партии. Есть и еще одна градация — “удостоенные аудиенции”. В эту категорию попадают “северокорейцы, которые на протяжении 20 минут или более говорили с лидером либо сфотографировались с ним”, поясняет автор. Вот откуда берутся большие групповые фотографии, на которых с главой КНДР запечатлены тысячи людей — “у всех у них в этот момент повышается сонбун”.
После смерти Ким Ир Сена система сонбун была несколько смягчена, и сейчас ее значимость снижается, отмечает автор. По его словам, “в наши дни в партию могут попасть даже люди сомнительного происхождения. Кроме того, некоторые северокорейские чиновники начали попросту игнорировать сонбун”.