Сколько “стоит” Назарбаев: Мухтар Аблязов об активах президента
Задаться вопросом, как и сколько зарабатывает казахстанский президент, нас сподвиг разговор двух пользователей на форуме-партнере портала в комментариях к статье «В Австралии кенгуру, а у нас — Назарбаев?». В ней речь шла об идее снабдить паспорта казахстанцев цитатами Назарбаева.
«А чем назарбай хуже кенгуру?», — задался вопросом один из комментаторов и услышал в ответ от гостя форума: «Точно! и сумка у него побольше будет…»
Однако каковы размеры этой «сумки»? Шеф-редактор «Республики» Ирина Петрушова на своей странице в «Фесбуке» по этому поводу написала:
«Насчет сумки не поспоришь. Хотя сам елбасы всегда утверждал, что у него нет счетов в банке и всего остального, что присуще богатым людям, информация о счетах, дворцах, островах, слитках и проч. циркулирует в элите, причем не только казахстанской. Например, в Европе ни у кого нет сомнений, что Назарбаев очень богатый человек — всякие там Каддафи ему в подметки не годятся. По этому поводу однажды один товарищ из окружения Назарбаева (оч-чень знающий) заметил, что по его информации зарплата «лидера нации» составляет миллион долларов в год. Это, конечно, нигде не афишируется и вряд ли как-то задокументировано, но вот такую цифру мне назвали».
Мы же решили задать вопросы Мухтару Аблязову, успешному бизнесмену, госдеятелю, и, кстати, представителю той самой элиты, которая все обо всем и обо всех знает. Нам удалось связаться с оппозиционным политиком, находящемся нынче во французской тюрьме в ожидании решения вопроса об его экстрадиции по запросам России и Украины, за которыми стоит Казахстан, и получить от него ответы.
О доходах с «Казахмыса»
- Мухтар Кабулович, по некоторым оценкам, мелькавшим в прессе, состояние Назарбаева оценивается в 60 миллиардов долларов. Сам он утверждает, что у него ничего нет. А как на самом деле обстоят дела?
- Думаю, что при оценке состояния Назарбаева многие не учитывают тот факт, что этот человек реально владеет огромной страной — по размеру территории она девятая в мире.
- А что в данном случае Вы понимаете под словом «владеет»?
- Конституцию нашей республики он меняет как и когда захочет. И эти изменения проходят за одно заседание «парламента». Правительство, парламент, акимы, судьи лично назначаются Назарбаевым. Любые выборы — парламентские или президентские — фальшивые. Поэтому Назарбаев владеет Казахстаном и всем, что есть в нем. А люди — его крепостные. Кто не согласен, того в тюрьму или убивают. Кому повезет, тот успевает уехать. Поэтому, когда оцениваете состояние Назарбаева, надо попытаться оценить стоимость такой страны, как Казахстан.
- И все же Вы можете дать оценку его состояния, исходя из того, сколько у него денег и собственности, оформленных на него лично или на доверенных лиц?
- Я могу привести несколько примеров, которые доказывают, что только наличными деньгами в иностранной валюте Назарбаев имеет более 100 миллиардов долларов. И это не считая гигантской стоимости его активов в виде санаториев и отелей по всему миру, домов, земель на десятки тысяч гектаров, промышленных предприятий, нефтегазового и другого бизнеса, самолетов, вертолетов и прочего.
- Можете привести конкретные примеры?
- Давайте рассмотрим несколько — «Казахмыс», «Мангистаумунайгаз», ENRC (группа Машкевича) и «Казцинк».
«Казахмыс» более двадцати лет находится под контролем и в собственности Назарбаева. Оформлен на подставных лиц типа Кима, Новачука и других. После того как «Казахмыс» стал «иностранной» публичной компанией и его акции стали котироваться на лондонской бирже, много информации можно получить из официальной отчетности предприятия.
Владимир Ким долго время был председателем совета директоров “Казахмыса”
Так вот, например, в 2007, 2010 и 2011 годах «Казахмыс» показывает ежегодную чистую прибыль 1,4 миллиарда долларов. Интересно, что в 2007 году стоимость меди на мировых рынках была 7175 долларов за тонну, золото — 695 долларов за унцию, серебро — 13,27 долларов. Но если посмотреть динамику, то в 2010 году мировые цены на продукцию «Казахмыса» возросли: медь стала стоить 7523 доллара (+348), золото — 1275 долларов (+580), а серебро — 20,02 доллара (+6,73). Однако прибыль осталась та же — 1,4 миллиарда долларов, хотя объемы производства практически те же, а цены на продукцию выросли.
В 2011 году цены по-прежнему росли: медь стоила уже 8756 долларов (+1641), золото — 1537 долларов (+842), серебро — 35,15 доллара (+22). При этом если в 2007 году золота добыли 113 тысяч унций, то в 2011 уже 151 тысячу унций, серебра в 2007 году добыли 18 995 тысяч унций, а в 2011 году уже 13 526 тысяч.
Если просто умножить цены на продукцию 2011 года на произведенный объем меди, золота и серебра, цинка, то чистые доходы «Казахмыса» должны быть минимум на 300 миллионов долларов больше цифры в 1,4 миллиарда долларов по итогам 2011 года. То есть цена на золото и серебро увеличилась в разы в 2011 году, на медь — на 1641 долларов, а чистая прибыль предприятия почему-то не изменилась.
- Почему, как Вы полагаете?
В Карагандинской области всем известно, что вокруг «Казахмыса» выстроен подпольный бизнес, организованный менеджерами Назарбаева, через который искусственно увеличиваются затраты «Казахмыса» и отмываются сотни миллионов долларов. Минимум 50% от чистой прибыли уходит мимо официальной отчетности. Таким образом «Казахмыс» в год приносит Назарбаеву не менее 2 миллиардов долларов, а если учесть высокие цены на медь в последние десять лет…
«Казахмыс» работал прибыльно при мировых ценах на медь 1500 долларов за тонну, серебро — 3,54 доллара, золота — 294 доллара. Поэтому я думаю, что только за последние десять лет Назарбаев получил от деятельности «Казахмыса» не менее 15 миллиардов долларов. А он контролирует это предприятие более двадцати лет. Вот и посчитайте…
Кроме этого, Назарбаев, используя «Казахмыс», напрямую уводил из бюджета страны миллиарды долларов. Например, государственная электростанция ГРЭС‑1 в 1996 году была продана подставной «американской» компании за 1,5 миллионов долларов, затем тихо была передана в «Казахмыс», а уже в 2010 и 2011 годах эта же станция была куплена государственной компанией «Самрук-Казына» у «Казахмыса» за сумму 2,5 миллиардов долларов!
Лихой «бизнес» — государство продало электростанцию, построенную в 70‑х годах прошлого века, за 1,5 миллионов долларов, а через 15 лет покупает ее обратно за 2,5 миллиарда долларов. Причем «Самруку» деньги на ее выкуп выдают из Национального нефтяного фонда! Я считаю, что это прямая кража миллиардов долларов у государства через «Казахмыс».
- А как Вы оцениваете не столь давнее решение о покупке акций «Казахмыса»?
- Я уже говорил о том, что Назарбаеву «Казахмыс» достался бесплатно, а в 2010 году «Самрук-Казына», то есть государство, покупает у подставного собственника Кима 11,1% акций за 1,3 миллиарда долларов. В декабре 2013 года, когда премьером был Серик Ахметов, в бюджет страны неожиданно вносятся коррективы и принимается решение по поддержке «Казахмыса» на сумму 581 миллиардов тенге. Это свыше 3 миллиардов долларов по действующему на тот момент курсу. И это тогда, когда предприятие генерирует в течение ряда лет официальную прибыль свыше 1,4 миллиарда долларов в год!
Даже такой поверхностный анализ показывает, что Назарбаев напрямую украл у страны свыше 7 миллиардов долларов через «Казахмыс». А само владение «Казахмысом» в течение двадцати лет принесло Назарбаеву не менее 25 миллиардов долларов, и это не считая стоимости самого «Казахмыса».
О доходах с ENRC, ММГ, «Казцинка»
- Вы сказали, что Назарбаев имеет отношение не только к «Казахмысу»?
- Евразийская группа, бывшая ENRС, — это гигантские активы. Если взять, например, данные из официального баланса, то чистая прибыль этой группы по итогам 2008 года составила 2 миллиарда 684 миллиона долларов. До налогообложения прибыль составила 3 миллиарда 872 миллионов долларов.
Их называют «евразийская тройка» — Алиджан Ибрагимов, Александр Машкевич и Патох Шодиев
Однако Евразийская группа всегда скрывала реальную прибыль и не менее 50% от нее прятала на офшорах. И тем не менее даже официальная, нескрываемая прибыль в 2008 году была около 4 миллиардов долларов. Но государство этот актив отдало Назарбаеву и его сообщникам за бесценок!
Здесь та же история, что и с «Казахмысом». Если посмотреть на официальную отчетность на 1 июля 2012 года, то уставной капитал компаний Евразийской группы составляет 3 миллиарда 257 миллионов долларов, собственный капитал — 11,32 миллиардов долларов, совокупные активы — 19,126 миллиардов долларов. И этими предприятиями Назарбаев владеет более двадцати лет. Очевидно, что только наличными деньгами это группа за двадцать лет «заработала» свыше 30 миллиардов долларов.
- Упомянутая Вами компания «Мангистаумунайгаз» тоже, надо полагать, приносила при высоких ценах на нефть неплохую прибыль?
- «Мангистаумунайгаз» или ММГ добывает в среднем около 6 миллионов тонн нефти в год и еще газ. Назарбаев контролировал это предприятие с начала 90‑х годов. В последние 7—8 лет цены на нефть были свыше 100 долларов за баррель (около 800 долларов за тонну). Очевидно, что более 50 долларов за баррель — это чистая прибыль предприятия. Умножим грубо 50 долларов за баррель (350 долларов за тонну) на 6 миллионов тонн добываемой нефти и получим 2 миллиарда долларов в год.
Офис “Мангистаумунайгаза” в Актау
То есть ММГ только за 7—8 лет высоких цен на нефть принесла Назарбаеву не менее 15 миллиардов долларов. Хотя в официальном балансе ММГ показывает прибыль около 1 миллиарда долларов.
Назарбаев контролирует этот бизнес около двадцати лет. Очевидно, что за это время он получил с ММГ не менее 20 миллиардов долларов. И это не считая того, что часть этого бизнеса продана «Самруку» и китайцам, а сам актив оценен в сумму свыше 6 миллиардов долларов.
- С «Казцинком» та же ситуация?
- «Казцинк» контролируется доверенным лицом Назарбаева Булатом Утемуратовым, а также международной компанией «Гленкор». Назарбаев держит «Казцинк» тоже не менее двадцати лет. И все эти годы сотни миллионов долларов прибыли «Казцинка» уходило в карман Назарбаева. А в 2013 году он принудил «Самрук-Казына» выкупить 29% доли «Казцинка» за 1 миллиард 650 миллионов долларов. То есть тут повторилась история «Казахмыса»: он захватил предприятие за бесценок, а потом продал 29% государству за очень большие деньги. Кстати, стоимость «Казцинка» в 2013 году оценивалась примерно в 6 миллиардов долларов.
Булат Утемуратов долгое время был управляющим делами Назарбаева
- То есть, если подвести итоги, то получится…
- Получится, что только эти четыре предприятия принесли Назарбаеву свыше 80 миллиардов долларов. А ведь таковых у него много. Например, Усть-Каменогорскийтитано-магниевый комбинат. В 2008 году на меня вышли иностранные инвесторы, которые предложили номинальному владельцу Шаяхметову, за которым стоит Назарбаев, более 1 миллиарда долларов. Он отказался продать, полагаю, предварительно посоветовавшись с Назарбаевым.
- А в каких отраслях у Назарбаева больше всего активов, по Вашим сведениям?
- В нефтегазовой отрасли. Пример с «Мангистаумунайгазом» не единичный. Мне сам Назарбаев рассказывал, что он совместно с китайцами владеет 50% бизнеса в нефтяных проектах в Казахстане. Все крупнейшие проекты на Каспии по нефти или другие крупные проекты на суше неизменно существуют с долевой собственностью Назарбаева.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев с председателем КНР Си Цзиньпином
Есть и менее внушительные активы по объемам прибыли. Например, он контролирует в Казахстане телекоммуникационный бизнес, телевидение. Есть ряд предприятий, которые добывают золото: их запасы исчисляются сотнями тонн и стоят они миллиард долларов.
Где прячутся деньги и собственность
- А Вы знаете, где Назарбаев хранит свои деньги?
- После скандала в Швейцарии, когда, как публично сказал сам Назарбаев, «неизвестные лица» перевели ему на счет более 1 миллиарда долларов (речь идет о скандале, который вошел в мировую историю под названием «Казахгейт»), он держит основные ресурсы в таких странах, как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сингапур, Китай и Гонконг.
Какую-то часть в виде наличных он держал в бункере в своей резиденции в Кызыл-Жаре. Об этом много рассказывал покойный Рахат Алиев, но я знаю об этом от одного из приближенных Назарбаева, который лично привозил ему огромные наличные суммы денег в долларах США. Сейчас, думаю, Назарбаев изменил место хранения, потому что информация о бункере стала публичной.
Кстати, хранить деньги в наличности — это привычка диктаторов. Известно, что бывший президент Ирака Саддам Хуссейн хранил доллары, несколько миллиардов, в специальном бункере.
- Вы сказали, что помимо долей в крупных предприятиях, Назарбаев владеет еще и другой собственностью. Какой?
- Как я уже говорил, у него во владении, кроме перечисленных предприятий, еще много различных активов. Их стоимость трудно сейчас оценить. Но думаю, что в совокупности она составит не меньше, чем 100 миллиардов долларов.
Например, компания «Хозу» — ранее это фактически была вся ключевая собственность правительства Казахстана, которую вывели из госсобственности за 18 миллионов долларов. Это лучшие здания в центре Алматы, где ранее размещались министерства и ведомства республики, лучшие санатории «Совмина» с их землями. Известный, например, санаторий ЦК КПСС «Алатау», десятки тысяч гектаров лучшей земли в Алматы и в области, ряд санаториев в Боровом с землями, в Сары-Агаше и т.д.
“Санаторий Алатау” близ Алматы, принадлежавший ХОЗУ
А еще он владеет долями в «Казкоммерцбанке» и «Народном банке Казахстана». Есть доля в Ritz-Carlton в Москве. По-моему, купили эту гостиницу у группы «Казкома» за 700 миллионов долларов.
Есть у Назарбаева собственность в самих различных странах мира — в Объединенных Арабских Эмиратах, Турции, Чехии, России, Франции, Англии, Австрии, Восточной Европе и т.д. А если еще посчитать недвижимость Тимура Кулибаева, Дариги Назарбаевой и других членов его семьи…
Тимур Кулибаев и Дарига Назарбаева могут похвастаться активами в Европе
- Внушительный список.
- И еще не полный. Не стоит забывать, что к нему идет поток денег от акимов областей, крупных бизнесменов и других, кто платит ему за решение различных вопросов — передача месторождений, тарифы, недропользование и т.д. Это исчисляется сотнями миллионов долларов в год. Он вообще зарабатывает на всем. Например, он заранее знает о дне девальвации, и это позволяет фактически за несколько дней зарабатывать одномоментно свыше 1 миллиарда долларов.
Если прочитать финансовую отчетность ENRC за 2009 год, то они официально пишут, что от девальвации тенге в феврале 2009 года группа заработала 210 миллионов долларов. Но банки, контролируемые Назарбаевым, зарабатывают одномоментно в несколько раз больше. Они заранее размещают тенге в долларах, а затем, продав их, в течение нескольких дней зарабатывают гигантские суммы. Именно поэтому я уверен, что состояние Назарбаева уже давно превысило сумму 100 миллиардов долларов.
Александр Машкевич, будучи акционером ENRC, неплохо заработал на девальвации
- Откуда у Вас информация о бизнес-интересах Назарбаева?
- Когда в 1998 году я был назначен министром энергетики, то через некоторое время стал понимать, где есть прямые деловые интересы Назарбаева. В этом случае он звонил лично, требовал помочь этим предприятиям и контролировал все сам. Руководители этих предприятий или лица, заявляющие, что они «собственники», встречались с Назарбаевым лично. Это касалось, к примеру, «Тенгизшевройла» или американского Шеврона. Они напрямую решали все вопросы с Назарбаевым.
Я долгое время, будучи министром энергетики, не мог получить доступ к контрактам, которое заключило правительство Казахстана с «Шевроном». Контракт был настолько секретный, что было ясно: Назарбаеву есть, что прятать.
Сейчас, конечно, я в деталях не помню весь контракт, но запомнилось, что ТОО «Тенгизшевройл» ничего не платит Казахстану, пока не достигнет объема добычи нефти в 11 миллионов тонн. В начале 90‑х годов Казахстан добывал менее 20 миллионов тонн. То есть «Тенгизшевройл» прежде, чем начать что-то выплачивать государству, должен был достичь уровня добычи нефти в более, чем 50% от всего объема добываемой нефти в Казахстане. Это же просто сказочные условия для бизнеса! Но не для государства…
Я приведу простой пример, чтобы был понятен масштаб льгот, предоставленный этому предприятию. В 2014 году нефти и конденсата было добыто в Казахстане всего 80 миллионов 826 тысяч тонн. Из них «Тенгизшевройл» добыл 26 миллионов 679 тысяч тонн, «Карачаганак Петролиум» — 12 миллионов 226 тысяч тонн. Это около 40 миллионов тонн. А остальные 40 миллионов тонн добытой нефти приходились на десятки других компаний, которые добывали кто по 1 миллиону, кто по 6 миллионов тонн в год.
Представьте себе, если бы и эти компании не платили никаких налогов, так как они добывают сущую ерунду в сравнении с гигантами. Но они-то как раз платили. А у «Тенгизшевройл» были такие исключительные условия. Я был очень поражен ситуацией.
- Вам удалось узнать, как эта компания смогла получить столь сказочные преференции от государства?
- Среди членов правительства в 1998 года звучало мнение, что лично Назарбаев получает с каждого барреля добываемой нефти 10 центов. Если сейчас «Тенгизшевройл» добывает около 200 миллионов баррелей в год, значит взятка в год составляет около 20 миллионов долларов. Сегодня для Назарбаева это не деньги, конечно. Он в год только наличными вытаскивает из страны несколько миллиардов долларов. Но в начале 90‑х годов для него это были фантастические деньги.
Кстати, «Шеврон» переговоры по Тенгизу вел сначала с Михаилом Горбачевым, когда еще был СССР, через известного сегодня Джеймса Гиффена. Но Союз в 1991 году развалился, и тогда Гиффен напрямую договорился с Назарбаевым. Я уверен, что за взятку. После этой сделки Гиффен стал доверенным лицом Назарбаева, и все крупные нефтяные инвесторы заходили в Казахстан через Гиффена.
Джеймс Гиффен, Сара Назарбаева и Нурсултан Назарбаев
Впоследствии это привело к скандалу, известному как «Казахгейт». На счетах Назарбаева в Швейцарии было обнаружено более миллиарда долларов, которые он получил в виде взяток. В США вице-президент Mobil был осужден на четыре года за участие в этих сделках.
- Почему, думаете, «Шеврон» решился на сговор в решении вопроса с Назарбаевым?
- Для «Шеврона», видимо, это была единственная возможности быстро войти в проект. В СССР процесс согласования мог занять годы, а с учетом геополитического соперничества с США у них практически не было никаких шансов. А здесь такая удача — Союз развалился и появилась возможность быстро договориться.
Тенгиз — одно из крупнейших месторождений не только в Казахстане, но и в мире. Поэтому если была такая возможность — договориться на условиях отката 10 центов за баррель, они ею воспользовались. Сегодня такой договор выглядит, конечно, как обмен с туземными племенами, когда на стеклянные бусы их вожди меняли богатые месторождения золота и других ископаемых. Но в то время цифра в один миллиард долларов еще могла вскружить голову нашему президенту.
ОТ РЕДАКЦИИ: Сегодня мы публикуем только первую часть интервью с Мухтаром Аблязовым, потому как разговор с политиком вышел за рамки изначально оговоренной темы, затронув подробности жизни новой семьи Назарбаева и подводные течения в работе финансовых бизнес-структур. Следите за нашими публикациями!