Среди этих реалий следует назвать избыточность правящей элиты по численности, ее укоренившуюся привычку «зарабатывать» на государстве, а также ее безразмерное кумовство и полную аморальность. Вследствие этой последней проблемы одни высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры квазигосударственных структур садятся за решетку надолго, зато другие за то же самое отделываются денежными штрафами.
Не столько от силовиков, сколько от тех, кто их контролирует, а значит и принимает окончательные решения, зависит, будет ли «навешиваться» обвинение в организации ОПГ, что серьезно осложняет шансы осужденных на досрочное или условно-досрочное освобождение, а также будут ли привлечены по делу родные и близкие главных «жертв».
Неудивительно, что из-за такой высокой «цены» во всех резонансных случаях судьба подозреваемых (обвиняемых) решается не столько в кабинете следователя, сколько во многих других местах. В качестве доказательства нашего тезиса приведем два примера.
Первый пример касается такой известной фигуры, как бывший заместитель руководителя администрации президента РК Баглан Майлыбаев. Напомним, что он и его подчиненный Галихин Н. обвиняются в совершении преступления, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 185 Уголовного Кодекса РК, то есть «Незаконного собирания, распространения, разглашения государственных секретов».
Мы уже писали, что согласно полученной нами информации Майлыбаев не только полностью признал свою вину в вышеупомянутом преступлении, но также сознался в расхищении госсредств через госзаказы на различную продукцию идеологического характера. В том числе через кинокомпанию «Коркем фильм». Однако это отнюдь не означает, что бывший замруководителя администрации президента сядет на большой срок. Хотя бы потому, что за него есть кому вступиться.
Дело в том, что покровителем Баглана Майлыбаева в Акорде считался Мухтар Кул-Мухаммед, который сейчас занимает позицию первого заместителя Нурсултана Назарбаева по партии «Нур Отан». И если Майлыбаев вдруг отправится за решетку всерьез и надолго, то это может оказаться проблемой для Кул-Мухаммеда.
Кстати, именно их двоих считают конечными заказчиками информационных атак на нынешнего министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы и бывшего министра образования и партийного функционера Бахытжана Жумагулова. Последний, напомним, в результате интриг был вынужден уйти в отставку по причине задержанию его заместителя по обвинению в коррупции. Дело в конечном итоге заглохло, но он оказался на обочине политической жизни, а в его кресло, то ли по иронии судьбы, то ли в ходе продуманной комбинации в конечном итоге сел патрон Майлыбаева Мухтар Кулмухаммед.
Однако проблема этим не ограничивается – Майлыбаева также считают главным виновником и того, что за решетку отправились активисты земельных митингов Макс Бокаев и Талгат Аян. Более того, в свое время жертвой аппаратных интриг Майдыбаева стал и Марат Тажин, отправленный с должности Государственного секретаря Послом Казахстана в Россию. И вот сегодня Майлыбаев обвиняется в сборе и разглашении госсекретов, а Тажину поручено исправлять ситуацию на внутриполитическом поле.
В результате сейчас решается не столько судьба самого Баглана Майлыбаева, сколько вопрос, потянет ли он за собой своих союзников и покровителей. И кто конкретно займет места в государственном аппарате и квазигосударственных структурах, которые были ранее ему подконтрольны. Тема поднимается на самый вверх, и, соответственно, решение по нему будет не правовым, а политическим.
Другой пример, на который мы сошлемся, из области бизнеса. В начале февраля 2017 года был задержан бывший председатель совета директоров АО «Аралтуз» Аблай Габжалилов, ранее объявленный в межгосударственный розыск.
Габжалилов обвиняется в неуплате налогов в бюджет в 2011–2012 годах. Его уголовным делом занимается Служба экономических расследований Департамента государственных доходов Алматы. Данного предпринимателя нельзя назвать известным и крупным бизнесменом, хотя его обвиняют в неуплате аж двух миллиардов тенге налогов. По инсайдерской информации, проблемы Аблая Габжалилова стали результатом затяжного конфликта с партнерами по бизнесу, которые в итоге его и «слили».
Пресса, общественность и правозащитные структуры вряд ли заинтересуются этим делом в силу его малозначительности. Однако в этом конкретном случае можно будет точно узнать, кто был оппонентом (оппонентами) бывшего главы совета директоров АО «Аралтуз». Ведь к ком-то в итоге «уйдет» его доля в этом предприятии, равно как и место на казахстанском оптовом рынке угля. И вот тогда станет понятно, кто «слил» Габжалилова – принцип «ищи того, кому выгодно» действует везде и всегда.
Все остальные репрессии в Казахстане четко укладываются в диапазон между делами Майлыбаева и Габжалилова – или политический заказ, или заказ конкретных людей. Так, пользуясь ситуацией, правящая элита продолжает решать свои частные задачи.