— Розлана, стало известно о вашем преследовании. Кто подал иск и что стало поводом?
— Три месяца я возглавляю комитет по защите журналиста и главного редактора газеты «Трибуна. Саяси калам» Жанболата Мамая. Комитет активно работает: мы встречаемся с руководителями правоохранительных органов, выражая озабоченность безопасностью Жанболата Мамая, устраиваем пикеты, проводим акции в интернете. В «Мамайфесте» приняло участие 30 000 человек, это говорит, что у журналиста большая народная поддержка.
Но в последнее время я чувствую, что меня постоянно пытаются отвлечь. Три недели назад на меня подал иск дом ветеранов Алматы за статью «Казенный дом унизительной старости» на сайте rezonans.kz, которая вышла в январе 2017 года. В суде мою сторону представляли Рамазан Есергепов от фонда «Журналисты в беде», общественный деятель Маржан Аспандиярова и правозащитники Международного бюро по правам человека. После первых двух заседаний директор и юрист дома ветеранов написали заявление с просьбой оставить иск без рассмотрения, отказавшись от претензий ко мне, как журналисту и к правозащитнице Виктории Баженовой, которая сняла все нарушения прав стариков на видео.
Не успели мы вздохнуть, как с 4 мая началась атака на сайт rezonans.kz. Не из-за контента, а из-за моего присутствия. И вот, 11 мая мне позвонила секретарь Бостандыкского суда Диана и сообщила, что 15 мая в 11.30 меня вызывают на первое заседание по рассмотрению иска заместителя Алмалинского акимата Алматы Ермека Бесеуова, который требует опровержения статьи «Дом с химерами», опубликованной 20 сентября 2016 года. Оказывается, он вдруг решил через суд опровергнуть критику в свой адрес.
— Чего хочет от вас истец?
— Чиновник требует опровержения всей статьи. В любом случае, он не назвал фрагмент, который его не устраивает. Озвученные факты по дому, в котором полно нарушений, подтверждены официальными ответами госучреждений Казахстана. Возможно, я ошиблась в дате его работы в прокуратуре, но он там работал годом раньше или позже! Так и не поняла, что именно он требует опровергнуть.
— Как считаете, кто стоит за ним?
— Я связываю все иски со своей деятельностью по защите невиновного Мамая. Журналиста посадили в тюрьму, чтобы он не поднимал актуальные и острые темы, волнующие казахстанское общество и не призывал народ защищать землю. Обвинение в отмывании каких-то денег мы считаем сфабрикованным и несостоятельным. С Жанболатом не производят никаких процессуальных действий. Просто изолировали от общества и все.
А кто может стоять за чиновником такого ранга? Заодно сообщу, что супруга этого обидчивого чиновника является судьей Алмалинского района и имеет коллег-подруг в других районных судах города… Посмотрим, может ли отдельный судья влиять на ход разбирательства другого судьи? Мы будем освещать судебный процесс. Только гласность поможет нам найти справедливость.
Я не понимаю, почему журналист не имеет право критиковать чиновника, который, получив сигналы о нарушениях, не предпринимает меры по восстановлению законности, а сразу подает за критику в суд. Честно признаюсь, что чиновник просил опубликовать опровержение. Но мы отказались, потому что его опровержение не соответствовало истине. И он пытался опровергнуть то, о чем мы не писали.
— Что можете сказать о Ddos-атаках, в чем их причина, по вашему мнению?
— Мы сделали запрос в Казахтелеком, но они открестились, но сообщили, что атака идет от сторонней организации внутри Казахстана. Я написала сегодня письмо министру Абаеву с просьбой выяснить организаторов и причину. Хотя уже понятно, какое ведомство себе позволяет такие шалости.
— Как вы оцениваете ситуацию со свободой слова в Казахстане сегодня?
— В Казахстане сегодня практически зачищено информационное поле, в котором нет места плюрализму мнений, свободе слова и инакомыслию. Оппозиционных журналистов можно посчитать по пальцам, СМИ по единицам. Сегодня затыкают рот блогерам и правозащитникам. Кажется, добиваются от народа, чтобы он был глухим, немым и совершенно бесправным. Вытесняют из страны всех несогласных.
— Жанболат Мамай арестован, не боитесь ли вы такого исхода для себя?
— В этой жизни никто ни от чего не застрахован. И участь быть изолированным для журналиста в Казахстане — не новость. Я являюсь представителем «Репортеров без границ» в Казахстане, возглавляю Федерацию равноправных журналистов, которая входит в состав Международной федерации журналистов.
Это позволяет моим партнерам не только защищать казахстанских журналистов, находящихся в опасности. Но не спасает от жесткой зачистки, которая с каждым годом усиливается. Нельзя превращаться в немой камень. Пока журналисты работают, люди получают информацию и формируют общественное мнение. Народ давно перестроился, освободился и раскрепостился настолько, что его обратно под общую дуду не загонишь. Роптать будет вовсе не шепотом.
Оригинал статьи: Бәсе http://base-kz.info/